Kactus

Login:  Pass:  
  << · keys · >> | home | about | archive | keywords

Keyword: радио


entries 1-3 from 3 total

Эфир читинского помола

   / 17.02.2005 11:25  
|  keywords: радио, газеты

Недавняя тема, посвященная читинским информационным агентствам, в комментариях по традиции переросла в ругань, в которой в числе прочих поучаствовали представители как минимум двух FM-радиостанций города Читы. Впрочем, наступательные порывы противоборствующих сторон, сдобренные активно удаляемыми воплями Поручика Ржевского, перемежались порой весьма дельными высказываниями заинтересованных лиц. В конце концов, мне всё-таки удалось немного побеседовать о некоторых принципах функционирования радиостанций. Дабы не останавливаться на отрывочных сведениях, я поговорил с людьми, которые имеют непосредственное отношение к работе читинских FM-радиостанций.

Я сам непосредственно завязан на новости, потому мне было интересно, какую долю эфира радиостанции уделяют информационному блоку. Изначально было понятно, что все FM-радиостанции Читы — развлекательные и потому ожидать особого внимания к тем же новостям не стоит. Некоторое исключение представляет «Русское радио», для которого новости – это солидная часть того образа, который на протяжении многих лет формировался в глазах читинцев. «Региональная служба новостей», не так давно вроде бы отделившаяся от «Русского радио», стабильно собирает последнему шесть новостных выпусков в день. Однако об эфире «РР» я предпочту не говорить (изредка разве что вспоминать) — не от того даже, что мне не удалось поговорить с ди-джеями радиостанции, а оттого что всякое упоминание «Русского радио» вызывает бурю откровенно враждебных комментариев, обвинений в некомпетентности и предложений похоронить ресурс вместе со всеми его авторами и посетителями.

Остается две станции – это «Популярное радио» и «Европа плюс». О них и поговорим.

«Популярка» появилась в Чите в сентябре 1995 года, соответственно в этом году будет отмечать знаковый по форме и бестолковый по содержанию юбилей – 10 лет. Что удалось сделать радиостанции за немалый срок своего вещания и чего не удалось – тема для отдельного разговора. Но ни у кого не вызывает сомнений, что единственная полностью «наша» радиостанция, вещающая в круглосуточном режиме, при должном подходе просто обязана была становиться лучшей. Этого не произошло и в ближайшем времени не произойдет.

«Европа плюс» в последний раз объявилась в городе, если мне не изменяет память, 24 октября 2003 года. Все помнят город, заваленный листовками с непонятными надписями «Она обещала вернуться», «Она нужна утром днем и вечером» и «Она не требует денег и не говорит грубых слов». Вернулась, понятное дело, «Европа плюс». Ну и если верить официальному сайту «ЕП», то «прошло меньше года, а уже за нашей радиостанцией закрепилось прочное лидирующее положение в рейтинге радиостанций и слава Мастера развлечений». Можно, конечно, поспорить, но у меня давно уже сложилось ощущение, что рейтинги, которыми оперируют радиостанции, не отражают реального положения дел.

Ладно, к делу. Распределение смысловых блоков по объему занимаемого эфира на обеих радиостанциях оказалось примерно одинаковым. На первом месте, понятное дело, стоит собственно музыка. Общее количество композиций, которые крутятся в эфире в течение дня на разных радиостанциях (я не имею ввиду только «ПР» и «ЕП»), колеблется от 200 до 400 наименований и зовется ротацией. К подбору композиций на каждой радиостанции подходят по-разному. На «Популярке» используют программу, которая автоматически формирует плей-лист, согласно которому ди-джей впоследствии ставит ту или иную композицию. Для читинского эфира «Европы плюс» плей-лист «спускается» сверху – то есть из Москвы. В идеале составлением ротации песен, в рамках существующего формата радиостанции (совокупность музыкальных произведений одинакового стилистического направления) должен заниматься музыкальный редактор и его работа, понятное дело, гораздо дороже, чем любая программа. Если в городе и работают музыкальные редакторы, то в их функции явно не входит то, о чем я говорю. Схема эта применяется для того, чтобы эфир был однороден – вне зависимости от ди-джея, который в данный момент у пульта. Их музыкальные пристрастия в эфире должны отсутствовать – свою любимую музыку работники микрофона и наушников должны слушать дома. На работе это просто посредник между слушателем и эфиром.

Заслуженное второе место занимает так называемая «рубашка» или «одежда» — музыкальное оформление эфира. Это джинглы, анонсы, заставки, отбивки и прочие лайнеры. «Популярка», как я понимаю, часть закупает в Москве, часть делает сама. Читинская «Европа плюс» использует только московские стандарты.

На третьем месте информационная составляющая. Это новостные выпуски на разные темы, гороскопы, погода, тематические передачи – в общем, односторонняя подача информации. Всё это временами интересно, временами совершенно бессмысленно, но в любом случае, в зависимости от набора придает свой колорит. «Европа плюс» изначально позиционировала себя как развлекательная радиостанция и потому какой-то аналитики, традиционных новостей, набитых политикой, экономикой и вообще всякого рода проблемами ожидать в ее эфире не приходится. Я думаю, что на сугубо развлекательной радиостанции и не должно быть ничего подобного. Вообще есть ощущение, что люди, которые «делают» радиостанцию, очень боятся хоть как-то «перегрузить» эфир ненужной шелухой, потому информационную составляющую на «Европе» я бы вообще убрал на последнее место. С «Популярным радио» ситуация диаметрально противоположная. Если читинским менеджерам «Европы плюс» трудно вменить что-то в вину – все ЦУ спускаются сверху и возможность для маневра минимальна, то у руководства «Популярки» всю жизнь был карт-бланш, который они никак не могут использовать. В 24 часа эфира при должной сноровке можно засунуть всё, что угодно. Можно ошибаться, делать из этого выводы, корректировать своё поведение, привлекать новых ведущих – не обязательно ди-джеев – всё, что угодно. Что-то даже происходит, но ничего от этого не меняется. Никакого развития не видно, всё находится в перманентной стагнации. Раз в час есть сообщения о погоде, каждое утро выходит четыре выпуска гороскопа, раз в неделю бывает передача «Звуковой барьер», еще есть финансовая информация и курсы валют. В общем-то всё. Очень содержательный набор для радиостанции, вещающей 24 часа в сутки 365 дней в году.

Последнее место занимает самое интересное – назовем это «интерактивом». По моим ощущениям это та часть эфира, которая предполагает вовлечение в процесс слушателей, которые так или иначе участвуют в процессе. Неизменная составляющая интерактивной части – это музыкальные поздравления, когда слушатели звонят, присылают смс-сообщения или сообщения на пейджер, пишут письма – в общем, просят ди-джея поставить ту или иную композицию, снабженную соответствующим приветом. На «Европе плюс» это называется «Презентом» и выходит два раза в день. На «Популярке» — «Контактом» и тоже, кажется, два раза в день. Это единственные часы в эфире, когда ротация композиций определяется не компьютерной программой и не музыкальным редактором, а слушателями и ди-джеем. Понятное дело, что никакой смысловой нагрузки такое времяпрепровождение не несет. Всё остальное могло бы быть гораздо интереснее, но на практике встретить что-то достойное внимания достаточно сложно. Вообще, существует огромное количество игр, конкурсов, интерактивных шоу, которые можно смело пускать в эфир. Самое главное – продать эти игры/конкурсы, то есть найти спонсора. На «Европе плюс» всем запомнились «СМС-гонки» — эдакое развлечение для богатых буратин, которые готовы соревноваться в скорости уничтожения денег на счетах своих сотовых телефонов. Ладно, не будем говорить о этической составляющей таких конкурсов – в любом случае было достаточно забавно. На «Популярке» игр за время ее существования было преогромное множество. Из последнего вспоминается «Автопеленг» — довольно занимательная игрушка для тех, у кого есть машина, и кто в настоящий момент катается по городу. Мне нравилось. Тем не менее, ничего знакового в этой области придумано не было – игр или шоу, которые были бы на слуху, и ради которых люди переключали бы частоты, я не припомню. Помнится ради шоу Бачинского и Стиллавина, звучавшего в эфире радио «Maximum» мы, будучи студентами, специально покупали радиоплееры, потому что не успевали с электрички к радиоприемникам.

Есть еще одна составляющая – внеэфирные акции радиостанций. Самое запоминающееся, безусловно – это дни рождения «Русского радио», которые проходили на площади имени Ленина со стечением огромного количества народа. Народ этот пил, кричал и под конец дебоширил. В последний раз, если мне не изменяет память, для пущего форсу использовались прожигающие медведей петарды. Всё, впрочем, заканчивалось без жертв – разве что парой разбитых голов и сломанных носов. Организаторы этих внеэфирных тусовок винили во всем городскую власть, некультурных сограждан и магнитные бури. Сограждане посмеивались и ждали следующего дня рождения. Городские власти брызгали слюной и обещали на площадь больше никого не пускать. Это был верный выход, и он нашел свое применение – с тех пор никаких дней рождений на площади не проходит – только митинги и демонстрации. Шумела в свое время и «Популярка» — промежуточные юбилеи отмечались с не меньшим размахом, благодаря чему памятливые читинцы до сих пор причмокивают языком и с колебанием интонации рассказывают о том, что были времена и покруче. «Европа» особо не шумела, хотя сайт рассказывает о том, что радиостанция эта – настоящий Мастер (с большой буквы) развлечений: «Европа плюс» стала больше, чем просто радио, она показывает кино, проводит дискотеки, организует стильные вечеринки, проводит увлекательные игры и акции. В общем, живет полной жизнью без отрыва от своих слушателей". Не больше и не меньше. Я особо не вовлечен в жизнь дискотек и стильных вечеринок, видимо потому вся эта активность радиостанции прошла мимо меня.

Перечислив основные составляющие эфирного и внеэфирного времени (я ни в коей мере не претендую на полноту восприятия), хотелось бы остановиться на вопросе взаимной вежливости. Точнее на полном ее отсутствии. По словам Кирилла Бодрова – ди-джея «Европы плюс», отработавшего некоторое время в Санкт-Петербурге на одной из довольно известных радиостанций, в северной столице, равно как и в Москве существуют десятки FM-радиостанций, каждая из которых представляет из себя самодостаточную, укомплектованную профессионалами команду. При этом, понятное дело, сильно развит принцип конкуренции. Но, несмотря на это, все относятся друг к другу очень уважительно – никакой неприязни нет в принципе. И это один из основополагающих принципов нормального развития. С моей точки зрения, в Чите таких принципов нет и в помине, равно как нет и взаимного уважения. Причем это касается не только радиостанций – средств массовой информации вообще. Не все, я думаю, еще забыли открытое противостояние «Русского радио» и газеты «Экстра». Десятки раз «рубились» в комментариях на «Кактусе» представители «РР» и «Европы плюс», нисколько не стесняясь в выражениях. Ну и так далее.

Резюмируя. Трех радиостанций, которые работают в городе, конечно мало. Хотелось бы, чтобы вернулся «Maximum», тот же «Динамит FM», многим, очевидно, был бы мил и дорог «Шансон». Тем не менее, открытие радиостанции и ее раскрутка – крайне дорогостоящее и хлопотное дело. Так что спасибо тем людям, благодаря которым работают хотя бы эти три радиостанции. Работа каждой команды, безусловно, заслуживает уважения. При всем при этом, возможностей для развития у всех и прежде всего у «Популярки» — огромное количество. Хотелось бы верить, что это традиционное русское количество хоть когда-нибудь выльется в качество.


 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 106 ]

Популярное радио

   / 26.05.2003 14:33  
|  keywords: радио, критика

Как показывает практика «радийная» тема на «Кактусе» становится одной из самых популярных. Лидирует в ней без сомнения «Русское радио», да так, что в пору создавать отдельный «keywords». Обсуждались нашими авторами и другие радиостанции города – «Максимум», «Шансон»…а вот «Популярное радио» как-то обошли стороной. Сегодня попробую восполнить этот пробел.

Итак, 5 сентября 1995 года в Чите появилась своя FM-радиостанция — «Популярное радио». В то время для нашего города это был прорыв. Практически не было места, где бы не звучала «Популярка». Оно и понятно, такого в столице Забайкалья еще не было. В общем, старт для «Популярного радио» был совсем неплохим. И первые два года радиостанция развивалась довольно успешно. Во многом это определялось людьми, которые стояли тогда у руля. Как говорится, кадры решают все. Именно поэтому смена руководства в 1998 году стала для «ПР» роковой. С этого момента «Популярка» медленно но верно стала чахнуть. Программные и главные директора менялись, но ситуация продолжала ухудшаться. Была свернута часть программ и проектов. «Продвинутых» ди-джеев переманило к себе «Русское радио». Кстати с этой поры «ПР» стала своеобразной «кузницей кадров» для «РР». Происходило это так – приходит на «Популярку» новый ди-джей, работает, набирается опыта, становится профессионалом и … уходит на «Русское». Случилось это и с Лебедевым, и с Казанцевым, и с Березиным. Последний кстати, по количеству «переходов» туда–обратно вообще побил все рекорды. Понять этих людей можно — «Русское радио» и работает стабильно, и платят там больше, и техническое обеспечение на более высоком уровне. На «Популярке» же дошло до того, что ди-джею во время эфира приходилось одной рукой держать сваливающиеся с головы сломанные наушники, а другой микшировать музыку на «уставшем» пульте. Естественно такие условия не способствовали «росту» радиостанции. В конечном итоге в 2002 году перед коллективом вопрос встал ребром – или вообще закрываться или менять всё – начиная от дирекции и заканчивая джинглами.

Сейчас, «Популярка» медленно, но верно обновляется. Хотя проблем там судя по всему хватает. Для меня, например, большим вопросом является, зачем они держат ди-джея Соловьева. Такого косноязычного и ограниченного человека к микрофону вообще допускать нельзя. А он целых три дня в неделю вещает.

Вообще же мне кажется, что объективно потенциал у «Популярного Радио» выше, чем у всех остальных. И выражается это в первую очередь в том, что радиостанция местная. Следовательно эфирного времени воз и маленькая тележка. Тогда как все остальные конкуренты в этом плане ограничены Москвой. Но есть здесь и минус – эфир ведь надо чем-нибудь забивать и одной музыки тут явно не достаточно. Нужны интересные развлекательные программы, причем местного характера, а их к сожалению пока тоже нет. Еще один минус, который наблюдается у «ПР» это отсутствие стиля. Формат музыки варьируется в пределах вкуса отдельного ди-джея, а это приводит к полной не предсказуемости, хотя может быть в этом и заключается стиль?
 
 [ link ] posted by: kactus [ Comments : 9 ]

Радио

   / 21.04.2003 10:58  
|  keywords: критика, радио

Всяко-разно — это не заразно
Че почем, хоккей с мячом
Чудо, как сплошной обтяг
Всяко-разно — это не заразно
Пока дают надо брать
От остальных не отставать

Отпетые мошенники

Как-то подвернулась мне под руку «Молодежная газета» от 31 марта сего года. Есть там на последней странице интервью с ди-джеем «Русского радио» Александром Лебедевым, там же слабая довольно попытка провести социологический опрос и «Экспресс-опрос» на тему «Какое радио ты слушаешь?». Статья сподвигла меня на некоторые размышления.

Возьмем за основу несколько рейтингов. Вот, например, рейтинг, который демонстрируется на официальном сайте читинского «Русского радио». Если верить социологической лаборатории коопераги, которая в декабре 2002 года провела опрос общественного мнения жителей города на тему «Какой радиостанции они отдают предпочтение?», то в нашем славном городе «Русское радио» слушает 38% населения, «Шансон» — 28%, все остальные плетутся в хвосте.

Рискуя оказаться неправым, хочется отметить, что это – самое что ни на есть настоящее вранье. С большой буквы. То есть ВРАНЬЕ. Врете ведь, уважаемые. Я еще могу согласиться с первым местом «Русского радио», но второе место для «Шансона»… Да еще такие огромные проценты.

Может быть, я вращаюсь немного не в той среде, но вот лично среди моих знакомых, которых довольно много, «Русское радио» слушает человека 2-3. Формат, который существует на радио, заставляет ди-джеев, которым самим не нравится то, что они играют (в той же «Молодежной газете», Лебедев, отвечая на вопрос журналиста о том, нравится ли ему музыка, которая звучит на «Русском радио», говорит, что нет, не нравится, но подчинить мол ее выбор своим вкусам на могу), включать в большинстве своем абсолютную гадость. Я ничего не имею против попсы, пусть поют, но уж выбирать-то надо. Попса она ведь тоже разная бывает. И в формате радио, которое не боится называть себя лучшим, должна играть качественная музыка. Раз Лебедеву не нравится та музыка, которую он ставит, значит ему фиолетово, что пихать в эфир. Трудно выбирать лучшее вреди худшего. Профессионализм профессионализмом, но все же.

Количество рекламы превосходит все возможные пределы, а надоедающие свои однообразием ежечасные новости навевают тоску. Достали лозунги типа – «Мы лучшие» и все такое. Приелось. Зачем по три раза за час эфира говорить о том, что вы лучшие. Если вы лучшие, то слушатели и так об этом узнают. Потому как именно слушатели решают, лучшие вы или не лучшие. Года два-три назад слушать «Русское радио» можно было, эфир был более разнообразным. Сейчас нет практически ничего кроме попсы, причем попсы зачастую самой низкокачественной. Понимаю, что это политика московского руководства, но слушателю-то все равно, чья это политика.

Теперь опрос «Молодежной газеты». Выборка конечно еще та – всего 40 человек, но все же. Здесь все встает с ног на голову. На первом месте внезапно оказывается «Популярка», на втором – «Максимум», а «лучшее» «Русское радио» становится последним. «Шансона» вообще не видно, видимо слушателей вообще нет оказалось. Получается, что с декабря по март, то есть за три месяца мнение читинцев поменялось в корне. Нестыковочка.

Теперь о радио «Шансон», которое открыто с подачи руководства «Русского радио». Svatoff, на своей домашней страничке как-то отметил: «Шансон — это слово ассоциируется у читинского обывателя с блатными песнями и исполнителями, странной пропагандой воровской жизни и т.д. На самом деле все забыли истинное значение слова шансон, да и СМИ извратили понятие этого слова». Хотелось бы вступить в некоторую полемику. Понятие слова «шансон» если кто-то и извращает, то только само радио, на котором эти самые «блатные песни» и «пропаганда воровской жизни» доминируют. Или не так? Так, именно так. СМИ ничего не извращали. СМИ – это не какая-то железная машина, которая штампует статьи, пресс-релизы и прочее прочее прочее. СМИ – это люди, которые пишут о том, что видят и слышат вокруг. И если людям кажется, что «Шансон» пропагандирует «воровскую жизнь», значит оно этим и занимается. И 28%, нарисованные на красивом графике – точно такое же ВРАНЬЕ. Причем ВРАНЬЕ наглое.

Я уже говорил, что предпочитаю «Максимум». Предпочитаю потому, что формат жестко выдержан, композиции все в одном стиле, отобраны со вкусом и играются профессионалами, любящими эту музыку. Здесь нет надоедливой рекламы и не менее надоедливых новостей. Нет дурацкого оповещения о том, что сейчас 13.00, потом 14.00 и так весь день. Никто не сообщает о том, что «мы лучшие» и если ведущий смеется, то он смеется искренне, не выдавливая из себя смех. На радио доминирует музыка, а не желание на ней заработать.

Всё это перекрывает один единственный недостаток – короткий плэй-лист, предполагающий постоянное повторение композиций. Об этом повторении все орут на каждом углу и забывают обо всем остальном. Я предпочитаю десять раз откусывать от одного и того же вкусного яблока, чем перебирать кислятину.

Что в итоге? Все эти социологические опросы однобоки, неправдоподобны и не отражают истинного положения вещей. И размещение подобных рейтингов на официальном сайте – пустая бравада. Точно такая же бравада – надуманный лозунг «Мы лучшие» и многое другое. Я не утверждаю, что «Максимум» лучше всех других вариантов. Я просто высказал свое сугубо субъективное мнение.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 13 ]