Kactus

Login:  Pass:  
  << · keys · >> | home | about | archive | keywords

Keyword: образование


entries 1-8 from 8 total

О «женской» логике, ящерицах и не только

   / 02.06.2009 11:29  
|  keywords: образование

автор: Нежная

Спешу поздравить всех родителей с окончанием учебного года. Признайтесь, дорогие родители, ведь Вы ждете летние каникулы ничуть не меньше детей. Можно наконец-то расслабиться, вздохнуть свободно, перестать пилить своих чад за оценки, и не изводить их и себя извечным вопросом: «Ты сделал уроки?!».

Ни для кого не секрет что в начальной школе родителям приходится уделять особое внимание урокам. Конечно, в идеале ребенок должен делать уроки сам. Но, на деле все равно приходится проверять, помогать, а иногда и стоять надзирателем. Тут уже в зависимости от способностей и темперамента ребенка. Вот и приходится родителям вспоминать правила русского языка, математические формулы, иностранные слова и т.д и т.п.

Скажите мне, дорогие родители, а нравятся ли Вам программы по которым учатся Ваши детки? Каждый раз, помогая делать ребенку домашнее задание, я с тоской вспоминаю традиционную программу по которой училась сама. И каждый раз мне хочется кинуть камень в огород Бунеевых, авторов одноименной программы.

У нас не было выбора. Все четыре первых класса, которые набирались в нашей школе, должны были учиться по бунеевской программе. Те, чьи дети уже прошли через нее отзывались о программе хорошо. Она их вполне устраивала. Теперь, проучившись с ребенком по этой программе уже три года, я могу совершенно определенно сказать — мне она не нравится.

Конечно, я не специалист и не могу оценивать эту программу. Наверное в ней как и во всех остальных программах есть свои плюсы и минусы, свои сильные и слабые стороны. Но меня смущает вот что. Дело в том, что бунеевская программа построена на логическом мышлении. А логическое мышление – вещь совершенно индивидуальная. Согласитесь, у кого-то оно развито хорошо, а у кого-то отсутствует вовсе. Могу признаться честно, я недолюбливаю логику за ее железность, прямолинейность и непоколебимость. У меня скорее самая обыкновенная «женская» логика.

И стыдно признаться, но видимо именно поэтому, некоторые домашние задания ребенка ставят меня в тупик. То есть я так поняла что если у человека с логикой все хорошо, то проблем с учебой не возникнет. А как учится тем, у кого с логикой не очень? Мне еще повезло, что математику и информатику ребенок в основном делает сам. Больше всего за эти три года мы спотыкались на таком предмете как «Окружающий мир». Это примерно то, что в традиционной программе называлось «Природоведение».

Так вот. Раньше, когда учились мы, все было гораздо проще – вот текст урока, вот вопросы к нему. Причем ответы всегда можно найти прямо в учебнике. Теперь же все по-другому. Об этом, кстати, авторы учебника честно написали на обложке. «Дорогие родители! Этот учебник не похож на тот по которому учились Вы. Тексты учебника не надо учить наизусть и пересказывать, их надо понимать и т.д.» Было бы только что понимать… Материал урока дается крайне сжато, только самое основное.
И затем на основании этого скудного материала и своего ма-а-аленького жизненного опыта(!) ребенок должен сделать логический вывод (!) и ответить, например, на такой вопрос: «Кто больше съедает за день: мышь или ящерица такого же размера? Поясни свой ответ.» Вот на таких вопросах меня просто выносит. Госссподи, да откуда же я знаю кто из них съедает больше?! Никакого моего жизненного опыта не хватит чтобы ответить на этот вопрос! А моя «женская» логика, ухмыляясь, шепчет мне на ухо только один ответ — если они одинакового размера, то видимо и лопали они одинаково. Но как мне объясняла учительница на самом деле нужно проанализировать – какие это животные теплокровные или холоднокровные, чем они питаются, что-то там еще и сделать всего лишь предположение кто же все-таки съедает больше. Вот тут меня опять выносит. Хорошенькое дело. Предположение мой ребенок сделать может. Но не факт что оно будет правильным. И какую оценку он должен получить за это свое предположение?

Или вот еще вопросик в конце того же учебника: «Чем могут „похвастаться“ круглые черви перед плоскими?» Ребенок, честно глядя мне в глаза, сказал, что не знает. И что на уроке им об этом не говорили. Я перерыла весь учебник. Я вытащила все энциклопедии животных, которые были в доме и по ним изучила строение и круглых и плоских. И морщась (фу, какая мерзость) читала про особенности их существования. И все равно никак не могла понять, что имели ввиду афтары. Логика моя растерянно молчала. Ответ оказался прост. Круглые умеют рыть землю. Я долго смеялась. Нет, ну скажите, разве вопрос был поставлен корректно?

И вот такая подача материала – мол догадайтесь детки обо всем сами — меня категорически не устраивает. И вообще меня много что не устраивает в этой программе. Например, та же самая система тестирования на контрольных работах. Разве это хорошая проверка знаний? Или учебник литературы, в который понапихали все что только можно. Мне совершенно непонятно для чего второклашкам читать отрывки из «Хоббита» Дж.Р.Р. Толкиена.

Так вот к чему это все я? К тому, что как ни крути, традиционная программа давала гораздо лучшие и качественные знания. И вообще.. хватит о школе! Каникулы, товарисчи родители! Ура!
 
 [ link ] [ Comments : 3475 ]

Халявная учеба

   / 12.02.2008 09:20  
|  keywords: впечатления, образование

автор: Старый

Факультет, на котором я учился, значения не имеет. Скажу одно – и на соседних специальностях, да и в целом по университету дела обстояли ровным счетом также. Студенты, как известно, народ общительный, поэтому, «кому и сколько» передавалось из уста в уста и рассказывалось как некое руководство к обучению.

Про что я? Про заочное обучение. Кто его и когда придумал – не знаю, но, видимо, в советские годы это была некая альтернатива обучения для работающего класса, коему надо кормить семью, но и без образования власть советов не могла их оставить.

Во что это превратилось сегодня – сужу по своему опыту, приобретал который 5 лет. Сразу оговорюсь – специальность гуманитарная. Уточнять название высшего учебного заведения, считаю не то, что не этичным – а, скорее, бессмысленным – более чем уверен, в других ликбезах нашего сибирского провинциального поселения ситуация идентичная.

Изначально, при поступлении создавалась некая интрижка и жажда соперничества – количество человек на одно место – что-то вроде 7-ми. Это, ежели есть желания поступить бесплатно, на бюджетной основе, так сказать. Если участвовать в этой гонке по каким— то причинам невозможно, у абитуриента всегда есть возможность выбрать платную форму обучения, и наличие интеллекта в этом случае, не требуется в принципе. Так как, если на экзамене экзаменаторам отдать чистый лист, без выполненных заданий – кандидатура абитуриента все равно будет обсуждаться должным образом – не настолько богата Русь, чтобы раскидываться платежеспособными студентами.

Отвлекся. Экзамена всего два – история и русский — диктант. В день первого экзамена вокруг входа в ВУЗ толпились какие-то зубрежки с книжками, местами проглядывались представители села с баулами, вояки, хмурые вчерашние одинадцатиклассники, которых не взяли на «очку» и у них появился второй шанс.

Абсолютно не разбираясь в истории, и будучи в ней полным профаном я не стал перед экзаменом учить и зубрить даты и события – один хрен в голове за такой короткий промежуток времени ничего не останется. Мысль пришла как-то сама по-себе. Пришел к своему школьному учителю, который последние два года преподавал у меня историю в школе и в знаниях которого я был уверен – еще в 11 классе он сам написал мне олимпиадную работу, за которую я потом получил первое место и, в нагрузку, какие-то энциклопедии.

Я попросил его вместе со мной сходить на экзамен. Нет, не подсказывать мне, шепча правильные ответы в дверную скважину, и не созваниваться по сотовым и вообще никаких хитростей — разводка до банальности проста – мой учитель, так же как и я подал документы на поступления в ВУЗ. Его возраст никого не смутил – на «заочке» учатся и люди преклонного возраста. А про уже имеющееся у него высшее образование никто не поинтересовался. Таким образом, подав документы сразу за мной, мы оказались на экзамене в одной аудитории. Далее – сели рядом, поменялись листами с заданиями и мирно стали их выполнять – он— добросовестно и обдумчиво я – с пустыми глазами и для «галочки». Тоже самое со вторым экзаменом – только вместо учителя истории, был учитель русского языка. Таким образом, поступав, для перестраховки, сразу на две специальности (по этой самой схеме) – поступил на обе и, окончательно обнаглев, еще и выбирал, что у меня будет написано в корочке.

Именно, в корочке. Первое, что бросилось в глаза на первой сессии, да и на последующих тоже – учительский состав на 90% составляли молодые кадры, «зеленые» выпускники нашего же факультета. Примерно треть группы была ровесниками этих преподавателей, другая треть – старше. Остальные, вроде меня, были, соответственно, младше. Как правило, преподаватели эти либо отпускали с пар, либо на них сам по себе никто не ходил (за исключение зубрежек). Все пять лет треть группы точно не посещала сессии вообще, т.е приходили только на экзамен – времени просто не было— ну кто даст оплачевыемый отпуск для сессии, скажем, для водителя маршрутного такси? (был у нас и такой). На сессии – экзамены дифференцировались следующим образом – знаешь – 5, не знаешь, но что— то говоришь – 4, не знаешь ничего и молчишь – 3. Двоек не было. И никого не отчислили за все 5 лет. Пугали, что при изначальном перенаборе группу должны покинуть 2-3 человека. И все понимали, что это не что иное, как обычное запугивание.

Таким образом, люди «учились» не посещая сессии, и приходя только на экзамен с более чем стерильными головами в лучшем случае, с бодуна – в худшем. Особо запомнился случай, когда на экзамене по философии, принимала который профессор, пожилая женщина, вышеописанному маршрутчику досталась тема «расовые дискриминации». Будучи сам по себе человек туповастенький, к тому же, регулярно покуривающий траву (как любой уважающий себя маршрутчик), он выдал ей буквально следующее «Это когда черножопые мозги компостируют». Что было с лицом бедной профессорши – описать сложно — ей было больно и обидно за нынешнюю молодежь, с нами тоже случился казус – никто просто не мог сдерживать смех. Результат экзамена – 3.

Так вот, к чему я все это – «проучившись» 5 лет я не могу даже поверхностно что-то рассказать по самым профильным моим предметам. И не только я. Как я уже говорил, то же самое не только с моими одногруппниками но и всеми заочниками описанного ВУЗа.
Что подразумевают, когда говорят о качественном образовании в России на мировом уровне? За 5 лет учебы я так и не понял.

Справка: Заочное обучение — вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно—экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстоят друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года). На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой, а так же по причине более низкой стоимости обучения, по сравнению с очной (дневной) формой. /Свободная энциклопедия «Википедия»/
 
 [ link ] [ Comments : 25 ]

Чему учат на курсах «Прогресс»?

   / 06.02.2008 09:34  
|  keywords: мысли вслух, образование

автор: Фея

Дополнительное образование нынче в моде. Такую возможность предоставляют среднеспециальные учебные заведения, учебные центры и конечно вузы. Здесь можно стать массажистом, пользователем ПК, дизайнером, специалистом по маникюру и менеджером широкого профиля.

В конце обучения, как правило, выдают сертификат или диплом с присвоением квалификации. Насколько котируются такие документы тема отдельного разговора, но для удовлетворения собственных амбиций, получения новых знаний или как лекарство от скуки такое обучение вполне подходит.

Вот и я решила изучить иностранный язык. В нашем регионе весьма востребованным является китайский. У меня была определенная база и хотелось просто расширить кругозор своих знаний. Изучив рынок этих услуг, я направила свои стройные ноги в сторону факультета иностранных языков пед. университета. Мне казалось, что университет долгие годы выпускающий из своих стен китаистов сможет дать мне качественное образование.

Заплатив 750 рублей за месяц обучения, я стала счастливой слушательницей курсов «Прогресс». Первый год обучения оставил приятные впечатления и внушительный багаж полезных знаний. На следующий год, полная радужных надежд я пришла готовая грызть гранит китайской науки. И даже то, что цена за месяц обучения повысилась и стала 850 рублей, не отразилось на моем настроении.

Однако надежды на успешное завершение курсов стали рушится одна за другой. Первым ударом стала смена преподавателя и группы. Преподавательница первого года обучения была настоящим профессионалом уроки, которой были долгожданными и интересными. В этом году волею случая нам досталась красивая, но весьма посредственная в знаниях женщина. Более того, в результате различных пертурбаций, группы оказались сформированными заново без учета пройденного в прошлом году материала. В итоге, я попала в группу, которая начала свои занятия с урока мною уже изученного. Но, решив, что повторенье мать ученья я пошла на этот эксперимент.

Всё закончилось тем, что к концу декабря, я поняла что изучаю всё тоже самое что и в прошлом году. Фактически мне продают тот же самый образовательный продукт, который я уже купила. В итоге я встала перед выбором – или продолжать платить деньги за то чему меня уже обучили и в конечном итоге получить диплом об окончании курсов, не приобретя нужных мне знаний, или купить учебники, нанять репетитора и выучить язык, но не получить подтверждающего мои знания документа.

Мне не понятна политика руководства факультета. Такое ощущение, что деканату нет дела до репутации курсов и качества знаний выпускников. Складывается впечатление, что зарабатывание денег с помощью «Прогресса» является основной и первостепенной задачей. Я не идеалистка, и не жду, что знания будут давать бесплатно, но в тоже время, отдавая деньги за обучение, хочу получить качественный и профессиональный подход.

Общая неорганизованность работы сказывается на всем – невозможно узнать, когда и во сколько следующее занятие, в деканате на вопросы или не отвечают вовсе или грубят. По словам людей, которые окончили эти курсы, оказывается, что получить диплом не такая легкая задача. На это уходит три, шесть, а то и больше месяцев. На вопросы когда же все-таки можно получить диплом никто не может дать внятного ответа. Всё это только усиливает впечатление от курсов «Прогресс» как от схемы «относительно честного способа отъема денег у населения».
 
 [ link ] [ Comments : 53 ]

О психах и психологах

   / 29.10.2007 10:50  
|  keywords: на злобу дня, образование

автор: Solo

Психологов развелось — больше, чем психов. Складывается мнение, что первое и второе в наше время все чаще совмещается. Насморк, элементарный чих вылечить не могут. В аптеках провизоры не в силах толково рассказать про элементарные снадобья. Медсестра укол в жо поставит — нога отнимается на два дня. Гайморит простейший — ну неужели ничего другого нельзя придумать, кроме как пробивать гвоздем морду лица через нос? Где, я спрашиваю, ваши нано-онано-технологии?

Но в мозгах копаться — тут уж каждый сусел — агроном…
Тестирование, анкетирование, анализ по бумагам — выводы точнее, чем по анализу мочи и крови. Причем выводы глобальных масштабов.

У вас не аквариума? Поздравляю, вы — импотент.
Не любите новых русских? У вас что, маленький член?
Вы — левша? У вас склонность к предательству!

Люди недалекие покупаются на эту галиматью, даже не пытаясь усомниться. Далекие или подозревающие даль в себе сомневаются. Но вслух не говорят. Известно, что больше всего отрицают свою шизу именно шизики. Кому ж охота?

Вы хотите быть садовником?
Вы хотите быть эстрадным певцом?
У вас есть ощущение зуда в левом ухе?
Считаете ли вы себя красивым?
Просыпаетесь ли вы ночью в холодном поту?

Понятно, что составителей анкет не интересуют ваши певческие таланты и аграрные устремления. Считается, что часть вопросов должна отвлечь, часть вопросов должна проверить правдивость, часть — темперамент и т.д.

Но! Вы, к примеру, хотите быть садовником потому что слово «сад» у вас ассоциируется с одним известным маркизом, а яблоки вы терпеть не можете… А другой только и мечтает о БСЛ, дабы вгрызться в землю-матушку, ибо лишь в этом он находит отдохновение. Совершенно другая причина на одно и то же утверждение: да, я хочу быть садовником. Певцом я не хочу быть из-за того, что в юности я достаточное время провел на сцене с микрофоном и теперь хотелось бы реализоваться в иной области. Вывод: боязнь большого скопления людей…

В свое время моя мама поехала работать в Агинск лишь потому, что нравился полонез Огинского. А про бурят она слыхом не слыхивала. И только потому я родился агинчанином, а не брянскцем, архангелогородцем или пензюком.

Пытаюсь пройти медкомиссию. Новомодное тестирование.

Молодой человек, зря спорите: это новая американская методика. У нас она в ФСБ раньше использовалась. По ней сейчас летчики проходят отбор!
Качаю права. Иду к председателю комиссии.
-Молодой человек, зря спорите: это отработанная методика, с 60 годов приказ действует.
-А Ваша коллега только что сказала, что это новейшая методика…
-Она так сказала? Ну… все равно. По ней…
-Знаю. ФСБ отбор проходят.
-Это же НА КОМПЬЮТЕРЕ проверяется, вы кем работаете сейчас?
-Програмистом.
-Да?.. Ну, в компьютер же человеком данные вносятся… Кстати, вот видите, вы СПОРИТЕ! Это тоже говорит о том, что…
-Это говорит о том, что я несогласен. Вы застали марксизм — ленинизм?
-Застала…
-Конспекты по этой, между прочим, науке, писали?
-Писала…
-В глубине души считали это полной хреновиной?
-Так, молодой человек, я не намерена обсуждать…

Хочется спросить: почему ФСБ-шники в течение более 10 лет не могут справиться с чабанами, бегающими по горам и держащими в страхе огромнейшее государство? Ну изучите их детские тетрадки, фотки рассмотрите, опросите знакомых: не хотел ли Басаев стать садовником? При таких методиках чего трудного? Вычислите его комплексы неполноценности и подманите на расстояние выстрела, когда он придет их выражать.
И вообще, как при таком развитии психологии этих Басаевых-Радуевых не вычислили в комсомольском возрасте?

В Союзе тушки-антоны летали тысячами, однако катастрофа была событием, из ряда вон выходящим. А теперь? Раз в год взлетит вот такой «отестированный», но недоученный, и грохнется, блин, хорошо, если не на башку…

Может, не тех списываем?

Может, хватит заниматься мракобесием? Может, пора осознать, что стремление выглядеть (не быть, а именно выглядеть) беспроблемным, независимым, успешным — результат такого вот зомбирования?

Челсознание — область настолько многогранная, что делать глобальные выводы по двум — трем позициям смешно и глупо. А в некоторых случаях — просто опасно. А если вы не согласны с психологом — попробуйте с ним поспорить. Начнет психовать — делайте выводы :с)
 
 [ link ] [ Comments : 57 ]

О пернатых

   / 06.07.2005 09:22  
|  keywords: образование

автор: Hvostataya

Не так давно, столкнулась я с одной редкой жизненной необходимостью. Необходимость сия заключалась в поиске трех буквально голубей для некоего празднества. Почетная обязанность их приобретения была возложена непосредственно на меня. Надо сказать, что отнюдь не часто я занималась подобными приобретениями (исключая поимку голубей в голодный год на собственном подоконнике).

С утра пораньше, зайдя в чат, обнаружив там свою оч. хорошую знакомую, я не преминула поинтересоваться у нее, нет ли у нее, абсолютно случайно, знакомых голубятников. Надо отдать ей должное, что расспрашивать о том, что, к чему и как, она не стала, а перешла непосредственно к делу. Расспрашивая о том же, народ в аське, она предоставила мне ценную информацию о том, что где-то, совсем недалеко, буквально за углом, должна быть синяя голубятня. А на другой улице, в подъезде таком-то, пару-тройку лет назад, на третьем, кажется, этаже, жил чувак, разводивший когда-то голубей. Жаль, номер квартиры никто не помнил. Вариантов было не мало, но все они как-то не особо подходили, и я все больше склонялась к тому, чтобы просто настрелять домашних голубей на подоконнике. Было одно «Но» -нужны они были живыми.

Уж было отчаявшись в успехе своих поисков, ближе к вечеру меня посетила гениальная мысль о том, что должно быть, проще всего было бы позвонить в Зоомагазин, и поинтересоваться о наличии необходимых мне пернатых, там.

Времени было около семи вечера, и после долгих и нудных гудков, трубку наконец-то подняли. Услышав относительно молодой мужской голос, я несколько приободрилась. С мужчинами, все же, находить общий язык, несколько проще. Чего бы это не касалось, пусть даже и голубей.

Без ложной скромности, могу сказать, что знаю я о голубях теперь прилично, и легко перещеголять меня в этих познаниях могут наверное лишь орнитологи.

Расценки на голубей таковы: голубь белый, 1 шт. -1500 р.

Характеристика: с птицей обращаться бережно, ибо шансов долететь до хозяев-голубятников, мало. Голуби хоть и обучены, но особи нервные. Могут испугаться высоких длительных полетов, и умереть от разрыва сердца. По этой причине, голубятники— бизнессоведы предпочитают левым людям своих голубей просто не давать.

Разницы между голубями уличными и голубями элитными— никакой. Нервы одинаково слабые, помет— неотличим, оперение— перекрашиваемое, риск потери и тех, и других, не доходя до места назначения— одинаков.

Ловить голубей лучше ночью. На чердаке. Снаряжение— хороший, яркий, большой фонарь. Залезаешь ночью на чердак, врубаешь фонарь, голуби «превращаются в цуциков», после чего, их, обалдевших, брать можно голыми руками.

После пальбы из пневматического пестика— голуби обычно не выживают ( « в противоположность от аналогично оглушенной рыбы»).

Аналогом голубям, как ни странно, являются попугайчики волнистые. Попугай волнистый: около 300 рублей. Любимцы народа. Скрещивание голубей и попугаев обычно успехом не заканчивается. На вопрос о различиях в скрещивании сенбернаров и овчарок, и голубей и попугаев— сотрудник зоомагазина ответить затруднился. Ибо это принципиально разные вещи.

Ловить голубей лучше в районе всевозможных комбинатов и складов с «кашами и зерновыми». Там они ловятся на бутылку водки, предоставленную заранее по договоренности одному из работников, одного из вышеупомянутых складов.

Можно за ту же цену, нанять молодого солдата или студента, можно нанять и просто человека без определенного места жительства. Цена изменится вряд ли. Место ловли— от центра города до складов и комбинатов. Карту местности и рекомендации можно оставить себе.

В общей сложности, беседа с сотрудником зоомагазина длилась около 30-40 минут. Спасибо ему огромное за предоставленную инфу и предельное терпение при ответе на мои немыслимые вопросы, которые ввиду отсутствия у меня хорошей памяти, остались вне данного поста.

По вопросам приобретения голубей или рекомендаций по их ловле— обращайтесь.
 
 [ link ] [ Comments : 34 ]

Реформа образования. Итого?

   / 04.03.2004 02:52  
|  keywords: образование

«Вводя тестирование в выпускных классах,
мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний.
ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале.
Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь — молодое поколение».

Юрий Лужков,
август 2003, городской педсовет

Так уж случилось, что постановлением №119 Правительства РФ от 16 февраля 2001 года наша страна, а точнее молодое и перспективное её будущее, было втянуто в авантюру по тотальной проверке знаний – Единый Государственный Экзамен. Если самая правильная ложь не врет, то результаты за 3 года, честно скажем, не те, что мечтались. Это подтверждает еще и факт продления эксперимента до нынешнего момента. Не все так гладко, как возможно, снится г-ну Филиппову.

3 года показали разноплановые шероховатости, которые даже не везде рука поднимается так мягко назвать. Ворох противоречий тянется за ЕГЭ таким темным следом, что удивляюсь, насколько же титанически усилия чиновников, которым удается этот эксперимент двигать наперекор мнению преподавательско-учебного сообщества. Кстати, самый западный, столичный оплот не сдался и в этом году — не вошел-таки в эксперимент, несмотря на двоякую ситуацию лета прошлого года, когда мест в вузах москвичам-абитуриентам просто не хватило. Противятся там все, вплоть до правительства Москвы, которое подает отказ «в связи с неоднозначным отношением обучающихся, их родителей и педагогической общественности Москвы к ЕГЭ и необходимостью углубленной проработки методики». Лужков, правда, недавно разрулил этот вопрос по-своему, но ЕГЭ все же не допустил. Что я поддерживаю, потому что, как уже говорила, противоречий и вопросов за период тестирования возникло много.

Финансовые шероховатости.
По статье 40/2 ФЗ «Об образовании», государство намеревается и обещается выделять на эту отрасль 10% национального дохода. Насколько реальная цифра меньше, говорить не мне. И порой начинает казаться, что действительная причина этих экспериментов – именно финансовая. Со скрипом, насильно, но продвигаемое ЕГЭ прицепом к себе имеет Государственные Именные Финансовые Обязательства. И видимо только из-за них и двигается. Огульно, но сделать образование платным – ну не рай ли? Других целей ЕГЭ-ГИФО за три года верчения в этой мясорубке мне узреть не удалось. Правительство особо даже и не пытается скрывать подобного. Оно запланировало поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования… Ужас ГИФО, как и последующего сокращения финансирования, стоит перед ректорами неотвратимо. Потому что от баллов уже будет зависит все – даже количество госденег на оплату бюджетного места. А если присмотреться к следующему проекту, анонсированному в связке с ГИФО, личному образовательному социальному кредиту – то государство уже начинает напоминать ростовщика, только в промышленных масштабах. Простым же налогоплательщикам эксперимент обошелся в два госзайма (по 50 и 70 млн. $), и в скором времени обойдется еще одним, по разным данным от 130 до 300 млн. $.

Социальные шероховатости.
3 года опровергли на деле и много красивых слов в этом плане. Теперь уже всем понятно, что ни о каком уничтожении коррупции в вузах речи и не было. Более того, никто к этому и не стремился. О равных возможностях поступления абитуриентов с любого края нашей федерации тоже как-то глупо заикаться – практика доказала, что кесарю все же будет его кесарево, а не то-то другое. И к лучшему. Кто видел сами тестовые задания, а так же сдачу экзамена, наверное, понимает всю их мифическую «объективность». Мало того, что составление и корректность оставляет желать много хорошего, но сама идея уравнять технический элитный вуз, в который требуется наличие специальных знаний, и какой-нибудь среднестатистический пед с помощью вот такого теста – просто несостоятельна, как бы ее ни расхваливали.

Самое страшное случилось в школах. Методика преподавания «под ЕГЭ», которую в срочном порядке начали осваивать учителя, уже дала свои результаты. Грубое натаскивание учеников на тест – дало наработку навыков, но не дало знаний. Такая резкая смена курса пока еще не губительна. Но через пять лет – что это будут за дети? Мне страшно, как идет под нож целое поколение, как труд педагогов фактически отметается, а знания и человека пытаются оцифровать, упростить и выразить в процентном отношении, что чиновники так и не осознали разницы между вузовским специализированным и школьным общим образованием.

И то, что совсем не уложилось в моей голове. С 1996 г, уже как 7 лет, проводится централизованное тестирование. Его результаты вполне идут как вступительные. Так зачем повторяться? Министерство образования до сих пор не опубликовало никакой статистики по ЦТ. И без широкого обсуждения в обязательном порядке вводит ЕГЭ, говоря, что «это почти то же самое».
Кто мешал дальше анализировать результаты добровольного тестирования и без лишнего насилия постепенно расширяться? Кому нужна такая болезненно воспринимаемая всеми поспешность?

У нас есть движение Анти-ЕГЭ :)

 
 [ link ] posted by: LEMeZza [ Comments : 12 ]

Дети – цветы жизни

   / 02.10.2003 13:00  
|  keywords: образование, на злобу дня

Это не дети – это – мутанты.
Художественный фильм «Антикиллер».

We don't need no education…
ВИА «Pink Floyd»

Продолжая тему. Рискну поговорить об одной из своих работ.

Процесс обучения и воспитания – всегда насилие. Всякие там жан-жаки руссо львы толстые и прочие песталоцци могут там себе писать что угодно о гуманизме и отмене розог, но им ведь никогда не приходилось преподавать в современно школе. А современная школа требует методов если не нацистских, то, по крайней мере, макаренковских. Влияние нынешней школы на формирование личности ученика уже настолько ничтожно, что можно говорить о смене ее функции с воспитательно-образовательной на занимательно-информационную. Дети приходят в школу, чтобы убить время. Учителя – чтобы рассказать очередную тему и посплетничать в учительской. Никакой тебе пионерии. Никакой тебе идеологии. Ученик-дичок. Трын-трава. Учитель – с отросшей как у носорога шкурой (чтобы нервы сберечь) и постоянным нытьем о безденежье и большой любви к детям, которой не дает проявиться поганое государство. С другой стороны – министерством образования официально объявлен «личностно-ориентированный подход» к ребенку как наша главная и единственно верная стратегия. Блин, да какой там личностно-ориентированный?! У учителя на физиономии уже давно читается слово «Пох!», почти зеркальное отражение с выражения физиономии ученика. Довольно часто в школе наблюдал картину – какой-нибудь школьник, громко оглашая интимные нюансы подростковой личной жизни, употребляет в своей речи простую и понятную окружающим ненормативную лексику, при этом косясь на проходящего мимо учителя не то, чтобы боязливо, а скорее глумливо: «ну и чо ты мне скажешь?». Учитель не меняется в лице, не ведет ухом, а спокойно идет дальше. На робкие замечание некоторых, не совсем еще толстокожих педагогов, никто не реагирует. Я же выработал для этих случаев своей метод: в случае употребления детьми запрещенных слов необходимо: а) набрать в легкие воздуха б) по достижении угрожающей красноты лица рявкнуть басом «Чо сказал?!». Действует безотказно – в глазах ученика недоумение и ужас, разговоры надолго стихают. Ну это, конечно, при наличии угрожающей внешности получается.

все так и есть

Что касается процесса обучения непосредственно, то здесь не меньший хаос. Складывается такое ощущение, что составители учебных программ и пособий живут в какой-то другой стране. То, что я в свое время проходил по истории в 10 классе, теперь изучают в восьмом. Это сейчас такая «концентрическая» система – до 9 класса быстренько проходим историю человечества вплоть до наших дней, а в 10-11 – всё сначала, но типа «углубленно». Это при постоянном общем падении уровня знаний, при том, что дети перестают читать, уроки делают только по «письменным» предметам и проч. и проч. Ставить двойку как итоговую оценку запрещено, за втогородника в районо директора и завуча школы разорвут на части – заставить ученика учиться становиться невозможно. И получается такая картина: к восьмому классу ученики не различают разницы между крестьянами и христианами, прусским и русским, индустриальным и индивидуальным. А программа предполагает изучение общественно-политических учений от Сен-Симона до Бакунина. Урок истории превращается в лучшем случае в урок английского. Приходится упрощать материал, но кто мне расскажет, как упростить девятикласснику объяснение горбачевской перестройки, или внутрипартийной борьбы в СССР в 1930-е годы до 5-10 предложений – тому пятерку за год! Конечно, кому надо, у кого есть способности, тот будет учиться в любом случае, далеко и не во всех школах такие ужасы, но общий уровень образования с каждым годом все ниже и ниже.

В общем, вывод прозаичен – мы успешно сохраняем и приумножаем традиции страны дураков…
 
 [ link ] posted by: Circus [ Comments : 32 ]

Хочу всё знать!!!

   / 29.09.2003 12:57  
|  keywords: образование

Образовательная сеть области представлена 593 общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования, 27 — учреждениями начального профессионального образования, 27 — СУЗами, 10 ВУЗами и филиалами.

Мне «посчастливилось» поучиться в Читинском государственном тогда еще техническом университете. Провела я в этих стенах 3 года, после чего поняла, что валить надо отсюда к чертовой матери. И чтобы в душу не закрался червь сомнения, забрала все документы и довольно неожиданно и для себя, и для родителей уехала к сестре в Новосибирск. Там я с гораздо большим удовольствием доучилась, после чего вернулась в любимый (безо всякого сарказма) город.

Политен – шарашкина контора. Это абсолютно точный и проверенный тысячами людей факт. Нет, здесь есть ряд специальностей, где реально готовят пусть не профессионалов, но человеков, которые на выходе могут работать по специальности безо всяких проблем. Например, энергетики и строители, с кого собственно ВУЗ и начинался.

А десятки специальностей существуют непонятно с какой радости. Здесь нет ни одного преподавателя, который мог бы чему-то научить. Иногда приглашают специалистов со стороны. Вы когда-нибудь видели практика, стоящего за кафедрой, пытающегося перенести свои профессиональные навыки в теоретическую плоскость? Я видела и рыдала на галерке. Вокруг рыдали продвинутые соратники.

Люди со стороны иногда просто не ходят на пары по полсеместра, потому как не зависят от руководства ВУЗа. А потом объявляются под конец и начинают «гнать лошадей», сами плохо понимая, как и что преподавать. Один такой умник, будучи реально прогрессивным дядей, приходил за три недели до зачетной недели и, дыша на нас своим мерзким, вонючим перегаром, рассказывал, какие мы ублюдки. А один почтенного возраста гражданин постоянно пил водку, и рассказывал на парах пьяные бредни про инопланетян. Мы этого товарища в погоне за нужными оценками иногда ловили спящим в своем подъезде и заставляли расписываться.

За три года учебы я могу вспомнить только двух профессиональных педагогов, которые вбили в мою голову на хорошем уровне высшую математику и немного философии. У одной Фомина фамилия, а вот имя-отчество припомнить не получается. Кажется Марина Николаевна. Очень хорошая тётенька, умная, добрая и умеющая преподавать. Видела ее по телеку, кажется доктором наук своих стала. Молодчина! Еще одну Юлией Петровной зовут, а фамилию не знаю. Преподавала нам высшую математику. Злая такая, требовательная, но зато научила чему учила.

Проблема с преподавателями – это еще цветочки. В университете, который добился статуса классического кроме мычащих непрофессиональных преподавателей учатся кучи даунов, потому как около половины мест – внебюджетные, то есть за тупого сына/дочу папа/мама заплатили денег и дети учатся или пытаются учится. И всем хорошо – на лапу кому надо дали – вузовские шишки довольные, денег официально дали – можно и ремонт сделать и себе немного взять, студентов много – плюс ВУЗу, есть чем хвастаться.

Доподлинно известно, что в ВУЗах города 47% внебюджетников на очном отделении и 67% на заочном. Самое страшное, что давно уже наметившуюся тенденцию убывания количества бюджетных мест никто менять не собирается. Больно вкусный кусок пирога. Попробуй забери!

Заочное и вечернее образование – отдельная петрушка. Руководители ВУЗа очень сильно гордятся этим своим изобретением – человек на выходе получается сразу с двумя дипломами о высшем образовании. Я походила, удовлетворяя прихоть родителей, на юриспруденцию в её вечернем варианте. Походила и поразилась масштабам, в которых высшее образование топчется ногами. Юридический факультет, сейчас он кажется даже какой-то институт, это один большой фарс. 99% курсовых (не скажу за дипломы) качается из Интернета, что не сказывается на качестве оценок – главное правильно сделать титульник. Набирают сотни студентов каждый год, хотя запланированных мест всего то ли 20, то ли 25. Такое впечатление, что если полгорода придет к дверям юрфака с деньгами и попросится поучиться, то руководство ВУЗа срочно и на полном серьезе будет решать эту проблему. На юрфаке огромная концентрация папиных сынков/дочек, которые все пять лет учебы выпендриваются друг перед другом – у кого тачка круче и колготки дороже. Эти довольно посредственные существа активизируются к сессии и непонятным мне образом сессии эти сдают. Иногда с десятого раза, но сдают.

Я бы за один юрфак уволила всё руководство политена, которое имеет хоть какое-то отношение к тому, что там происходит уже то ли пять, то ли шесть лет.

Как работают всякого рода комиссии, для меня остается загадкой. Но каждый раз проверяющие выходят с довольными улыбками и рапортуют о «повышении качества образования», в то время как образование это катится к чертовой матери. Уровень новосибирского ВУЗа, где я провела несколько лет и уровень политена – это просто небо и земля. Разница настолько огромная, что иногда становится страшно.

Ведь и политен и все другие читинские ВУЗы – это кузница высококвалифицированных кадров для области, которая испытывает в них существенный недостаток. Есть низкоквалифицированная рабочая сила – этих мы наберем по дешевке в Китае, а есть специалисты, которых иначе как большими бабосами сюда не заманишь. Отсюда вывод – выгоднее готовить спецов тут. А ВУЗы занимаются выкачиванием денег из населения, зарабатывая себе всё новые и новые статусы количеством (а никак не качеством) специальностей, докторов, профессоров, кандидатов и прочих земных обитателей.

В педе те же беды, что и в политене. Немного хороших специальностей с хорошими преподавателями и кучи ненужных названий типа менеджмента и прочего. Ну и плюс гораздо более пассивный ректор, которому вообще уже кажется всё равно, полетят ли люди на Марс. Насколько я понимаю, одно время предполагалось объединение двух ВУЗов – педа и политена, но дядьки обломались, потому что кто-то не захотел терять кресло.

Кооперагу я бы вообще снесла с лица земли, более продажного заведения я еще не видела. У меня несколько знакомых ментов скупают там сессии оптом – то есть приходят два раза в год, кладут в зачетку деньги, пишут на бумажке нужные экзамены и отдают зачетку нужным людям. Я как-то помогала другу (тогдашнему), качала из Интернета реферат на тему того, как продавать телевизоры в Москве. В итоге реферат сдался на пять с темой про то, как продвигать продажу мебели в Чите. Ну и можно привести еще несколько примеров, по которым нетрудно определить качество тамошнего обучения.

В нархозе вроде хорошо учат. Готова даже поверить – пара моих одноклассниц, отучившись на какой-то «банковской» специальности, вышли оттуда вполне грамотными тётями и успешно уже два года продвигаются по службе. Плохо, что там тоже взятки берут. Моя попытка поступления была зарублена по причине того, что у родителей не было возможности давать на лапу. Во время экзамена по письменной математике я наблюдала картину, как бородатый дядя из приёмной комиссии затаскивал в кабинет исписанный листок и отдавал его одной из абитуриенток, которая до сих пор сидела как вкопанная. В итоге девочка единственная из многих десятков людей получила пять. Я никогда не поверю, что из 40 с лишним человек, специально готовившихся к экзамену, никто не смог решить несколько несложных задач. Мне поставили тогда 3,5, что почиталось за высокую оценку. А для меня это было катастрофой. На апелляции было рекомендовано не рыпаться и идти сдавать всё остальное. Всё-таки разговор с членами приёмной комиссии был засчитан за «рыпаться» и на всех остальных экзаменах меня валили уже веселее. За русский я получила два, хотя за месяц до этого в школе сочинение писала на пять/пять.

Медицинская академия – это отдельная история и единственный, на мой взгляд, ВУЗ в городе, занимающийся тем, чем должен заниматься. Брать там конечно берут – и в процессе учебы и в процессе поступления. Но учат там на совесть. Да там и система другая совсем – жесткая вертикаль власти, финансирование вроде как-то по-другому осуществляется, люди другие работают. Тут я и говорить ничего особо не буду.

Про ЗАБИИЖТ ничего толком не знаю. Темная лошадка для меня.

Что же это такое получается, граждане-товарищи? А получается то, что высшее профессиональное образование в нашем прекрасном городе находится нифига в какой заднице. А что же надо делать, чтобы это образование вытащить из этой задницы? А хрен его знает, не шарю я в этом нифига. Но по башке ректорам и всяким проректорам я бы постучала, это точно.
 
 [ link ] posted by: Needle [ Comments : 7 ]