Kactus

Login:  Pass:  
  << · 30.04.2009 · >> | home | about | archive | keywords

Героический Тарас Бульба

   / 10:20  
|  keywords: кино

Год-другой назад по интернету пронесся слух, что известный режиссер Бортко замахнулся на Николая нашего Васильевича Гоголя, чей юбилей в нынешнем году скрасит нам кризисные явления в экономической и культурной жизни страны. К слуху прилагались фотографические карточки, изображавшие Михаила Боярского в роли казака, а также анимированный кусочек батальной сцены, где великий герой Франции лихо колет кривой саблей поганую вражину. Говорилось также, что верный себе режиссер Бортко снимает картину настолько близко к тексту классика, что цитирование перехлестывает пределы устной речи и становится географическим, то есть съемки проводятся именно там, где указывал Гоголь. Внезапно мною овладело неистребимое желание посмотреть этот фильм, уж больно хорош был на фотке Боярский-казак, каналья. Но шло время, а фильма все не было, говорили разное про всякие препятствия политического, финансового и мистического характера, и потому нарастала горечь неутоленного эстетического чувства. Но ему быстро пришел анонс. В анонсе все рассказали, показали и обнадежили.

Однако признаюсь, что к творчеству В. Бортко отношусь неоднозначно, с легким недоверием. Считаю, что соотношение меда и дегтя в его коктейлях может очень сильно варьироваться. Умудрившись снять архетипичное «Собачье сердце», он взял да и спортил «Мастера и Маргариту». Настораживает привычка подбирать актеров – бывает, актер хороший, а бывает актер хороший, но говорит безруковским голосом. Также налицо слабое владение техникой спецэффектов, вспомните карлика-оборотня и убого отфотошопленый сатанинский бал в том же эм-энд-эм. С другой стороны – радует наличие красивых женщин и их сисек. Но это, как говорится, меа имха. Вообще-то, какой бы он ни был, режиссер Бортко, но за популяризацию школьной программы хочется крепко пожать ему руку.

Тем временем тов. Кактус прикупил несколько билетов. При этом выяснилось, что, несмотря на середину недели (дело было дней 10 назад), кинозал «Удокана» был забит под самые входные шторы. Зажав в одном кулаке билеты, а в другом – хрустящий фураж, народ тянулся к классике. Но мне повезло, ведь слева сидели аккуратные девчонки, не желающие выглядеть жвачными животными для потенциальных мужей, а справа примостился Кактус, которому нормально пожрать не дает врожденная скромность. Начало фильма традиционно сопровождалось пожеланиями не мешать соседу хрустом. Считаю, что частое повторение этих нежных слов при полном зале людей с попкорновыми ведрами приводит вовсе не к тому результату, на который рассчитывает руководство кинотеатра. Вместо педагогического эффекта мы имеем рефлекс Павлова – можно воочию наблюдать слюноотделение у некоторых любителей кинокаллорий. Но в этот раз, заранее предчувствуя торжественный момент соприкосновения с классикой, зрители старались шелестеть тихонько и хрустеть негромко. В процессе просмотра один раз резанул ухо смех нескольких молодых глоток – когда голодная полячка отворачивается от Андрия и начинает жадно поедать хлеб. Это же так весело, смотреть как умирающая от голода девушка рвет хлеб зубами.

Итак

Под свинцовым дождем, по колено в серой грязи, Тарас Бульба говорил изготовившимся к битве казакам напутственные слова. Сцена задавала пафосный характер фильма – за Родину, за друзей, за веру. На протяжении всей картины эти слова повторялось не раз, из-за чего некоторые заскучали, кое-кто похихикивал. Полагаю – от застенчивости, ведь столько слышать от киногероев о любви к Родине, к вере, к друзьям непривычно нынешнему зрителю.

Сюжет в картине развивается согласно повести, поэтому оставим пересказ для школьной программы. Кстати, прекрасный повод перечитать оригинал (что и сделал уже в третий раз упоминаемый в посте Кактус). Лихо проскачем по фильму с криком «Гойда!» и перемоем косточки режиссеру.

Считаю, что лучшего подбора актеров Бортко еще не делал. Каждая казацкая рожа, каждая польская физия вызывают полнейшее созвучие – все прямо все как у меня в голове. Вся эта средневековая антропология передана чертовски здорово. Герои словно только что выпрыгнули из гоголевских строчек. Для усиления эффекта сцена написания письма турецкому султану выстроена согласно картине Репина. Исполнитель главной роли играет так, будто он и не Ступка вовсе, а реинкарнация Бульбы. Правда, сила его таланта несколько заслоняет все остальные персонажи, но ведь и у Гоголя примерно так же, недаром повесть называется «Тарас Бульба». Редкие недостатки актеров обращены в достоинства. Например – не нравится мне актер Петренко, тот, который молодой Петренко, потому что не верю я в положительность его положительных героев, а поди ж ты – отлично сыграл Андрия. Как он лихо доказал прекрасной полячке несостоятельность ее доводов об Отчизне – любо дорого посмотреть. Считаю, что ему и дальше надо педалировать это направление – красавец-предатель, красавец-злодей. Бандюга Вдовиченков из «Бумера» прекрасно смотрится Остапом что за рулем боевого коня, что в роли пытаемого Вильяма Волоса. Не так, конечно, как Мел Гибсон, но его «Слышишь ли ты меня, батько?!» в момент подвешивания за ребро, пробирает не меньше, чем знаменитое «Freedom!». Конечно, особого разнообразия характеров в фильме нет, да и быть не может, скорее мы наблюдаем один архетип – Мужик С Большими Яйцами. Просто в разных вариантах, обусловленных общим различием внутри человеческой породы. Поэтому отлично смотрятся актеры с ярко выраженной мужественностью – и ныне покойные Дедюшко с Хмельницким, и, слава богу, живой Боярский. Про Боярского скажу – великолепен, тысяча чертей. Молва гласит, что изначально Бортко предлагал ему роль злобного поляка, однако главный мушкетер отказался и превратился в бомжеватого, но чрезвычайно колоритного казака Мосия Шило. Очень, очень хорошо получился. И помирал так красиво, с длинным (применительно к моменту смерти, конечно) гоголевским текстом. Актриса Магдалена Мельцаж, сыгравшая польскую красавицу, сделала это убедительно, потому что сама красавица. К тому же – польская. Хорошо, что показали ее обнаженной до пояса. Плохо, что только до пояса. Вызывает недоумение наличие трусиков на женщине XVI в. Анахронизм.

Отличную игру актеров подпортило отсутствие в их составе Сергея Безрукова – бедняге оставили только голос за кадром. Так и не посмотрел я в его ясны глазоньки, не узрел прекрасного лика.

Что касается наносной мишуры, жвачки для избалованного обывателя, в простонародье именуемой «спецэффектами», то тут тов. Бортко показал некоторый прогресс по сравнению с предыдущими картинами. Но не очень большой. Война, где положено быть разгулу фотошопа, занимает солидное место в картине. Показано много резаных и колотых ранений, иногда с летальным исходом. Ранения при этом выглядят несерьезно – крупный план рассечения кожи и все. Между тем известно, что с коня саблей человека можно запросто располовинить, увеличив этим количество статистов в фильме. Дырочки от пистолетных выстрелов небольшие, кровяка не хлещет, мозги не фонтанируют. Хотя в то время ранения от огнестрельного оружия должны были выглядеть ужасно – калибр большой, скорость пули маленькая. Мясо должно было лететь клочьями, зритель рефлекторно должен смахивать осколки костей с удивленного лица. Смолу со стен льют вяло, плещут какими-то маленькими тазиками жалкие черные сопельки. Может быть это сделано умышленно, чтобы не травмировать психику юного зрителя, того самого, который смотрит кино в рамках школьной программы? Тогда почему показали сиськи прекрасной полячки? Или сцены пыток? Непонятно.

К сожалению, творчество режиссера Бортко неотделимо от творчества Игоря Корнелюка. Немало испорченных минут принес этот тандем моим нечутким ушам. Однажды я проявил редкую усидчивость и зараз посмотрел всю эМэндэМ. И там тоже была музыка Корнелюка. На весь сериал – две темы. После нескольких серий начинаешь выть. Хорошо, что «Тарас Бульба» – не сериал.


Идеология. Безусловно, фильм пропитан патриотизмом, причем ярое желание режиссера следовать тексту оригинала неискушенного зрителя порой приводит в недоумение. Батальные сцены с троекратным повторением вопроса насчет пороха в пороховницах и вострости сабель. Троекратное «добре, сынку». Предсмертные монологи героев. Все это неплохо бы смотрелось в театре, или (в качестве цитаты) в документальном кино. Но никак не в современной исторической драме. Хотя вот же в Голливуде сняли «Трою» с гекзаметрическими извращениями, чем мы хуже? Но до Голливуда режиссеру Бортко пока еще далеко. Все-таки излишнее цитирование делает фильм несколько нескладным. От этой неловкости он только проигрывает, не достигается нужный педагогический эффект. Тоньше работать надо, одним словом.

Несмотря на некоторые недостатки, фильм мне очень понравился. Если выходишь из кинотеатра в некотором смятении чувств, если начинаешь задумываться, тупым бараном уставясь в окошко – значит фильм задел за живое, а это – главное.
 
 [ link ] posted by: circus [ Comments : 31 ]