Kactus

Login:  Pass:  
  << · 30.03.2006 · >> | home | about | archive | keywords

Что нефть для области готовит?

   / 21:25  
|  keywords: власть, китай

Нефть определяет лицо современного нам мира. Она позволяет государствам, на территории которых расположены её глобальные запасы, играть в геополитические игры, определяя при этом правила игры. Российская нефть в ближайшие десятилетия будет играть огромную роль в расстановке сил в странах АТР – в силу того, что в Сибири и на Дальнем Востоке расположены огромные её запасы. Нефть жизненно необходима Китаю, Японии, странам ЕС и, конечно, США. Для того, чтобы доставить энергоносители до потенциальных потребителей, необходима соответствующая инфраструктура, которая в настоящее время не развита настолько, чтобы позволять России чувствовать себя вполне комфортно, глядя в окошко на восток. Всё это прописные истины, другой вопрос в том, какое отношение к Читинской области имеют все эти нефтяные дела. Казалось бы – весьма опосредованное: нефть и газ – едва ли не единственные полезные ископаемые, которых на территории региона нет в принципе, а ближайшие месторождения находятся в тысячах километров. На самом же деле, Читинская область и к нефти, и к газу относится пусть не напрямую, но вполне осязаемо.

27 марта в читинских СМИ едва ли не впервые зашла речь о том, что на севере региона собираются строить нефтепровод. Название его хорошо известно – это нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), проект реализуется ОАО "АК «Транснефть» по поручению правительства. Здесь >>> можно подробно ознакомиться с тем, откуда и куда будут тянуть трубу, что это вообще такое и зачем кидать эту ветку на восток.

С недавних пор на проект ВСТО с критикой обрушились десятки, если не сотни общественных организаций. Труба по проекту должна пройти в непосредственной близости от северного побережья озера Байкал. В этой связи в регионах типа Иркутской области и Республики Бурятия поднялся истошный крик. Экологи всех мастей, чиновники, депутаты, простые бездельники занялись собиранием подписей, написанием прокламаций и открытых писем в адрес кого ни попадя – начиная от руководителей муниципальных районов, заканчивая Президентом страны. Отталкиваются противники проекта от совершенно разного базиса – начиная от экономической неэффективности проекта, заканчивая экологией. На экологию делается особый упор – труба пройдёт по берегу Байкала, громыхнёт землетрясение, и весь Байкал затопит к чёрту нефтью. Экологи как-то не вспоминают о том, что нефть по берегу Байкала возят хрен его знает сколько лет – правда по железной дороге, а даже ребёнку совершенно очевидно, что цистерна с нефтью рискует свалиться в воду с гораздо большей вероятностью, чем протечёт труба. Эти странные люди не думают о том, что в центре Европы по территории заказников уже десятки лет качают нефть и в ус не дуют. Нефть гонят по дну морей и ключевых для водоснабжения густонаселённых территорий рек. Причём всё это строилось в 60-70-х годах, технологии которых рядом не валялись с технологиями нынешнего века. Крик достиг такой силы, что 29 марта в Иркутске на совещании Сибирского федерального округа полпред президента Анатолий Квашнин не выдержал и предложил хулителям нефтепровода прекратить истерику, сказав приблизительно следующее: «В подходе к трубе не должно быть ни одного политического петуха. Да, мы обо всём обстоятельно доложили Президенту, но над проектом нефтепровода и его экспертизой работают профессионалы, и никакого другого подхода, кроме профессионального, быть не должно. Рёв ведь подняли, я других слов не нахожу. Страшно сказать – принесли мне на днях обращение против трубы, под которым подписалось почти 20 тысяч челочек. Я вам говорю – прекратите эту истерику».

Впрочем, ничего экстраординарного в многотысячных митингах и дурацких бумажках, под которыми не обламываются ставить подписи руководители законодательных собраний регионов, нет. Строительство трубы с ответвлением на Китай невыгодно США, Японии, Корее, вообще никому не выгодно, кроме России и Китая. А ведь ни для кого не секрет, на чьи гранты живут большинство российских экологических организаций. Я ещё пару лет назад не обращал на это никакого внимания – ну, едят люди американские бабки, ну и пусть. Сейчас же общественные организации, активно отрабатывающие заказы из-за рубежа, в том числе и исключительно политического характера, вызывают у меня глухое раздражение. Я не против обсуждения – нет, только когда одна из полемизирующих сторон забывает о логике …

Итак, депутаты иркутского законодательного собрания и аналогичного собрания в Бурятии, подписали бумагу на имя Президента, в которой прямо говорится, что чуть что как «нефтепровод будет обязательно разрушен». Там много всякой патетики, но смысл в этом. Читинским депутатам надо было либо поддержать обращение, либо отказаться подписывать. Про нефтепровод никто ничего толком не знал, потому председателя областного комитета промышленности и природных ресурсов Вячеслава Петухова попросили обо всём рассказать. Что он и сделал в общих чертах. Да, труба пойдёт по территории Читинской области на самом севере – в Каларском районе. Протяжённость её на территории области составит около 300 км. Весь проект детально продуман, в том числе и с точки зрения повышенной сейсмичности. Труба проложена в основном по поверхности, в самых опасных местах внутри одной трубы идёт ещё одна, стоят газоанализаторы, которые секут мельчайшую утечку, применяются специальные швы и прочее. Депутаты информацию впитали, и у многих возник резонный вопрос – так а если всё продумано, то почему стоит такой вой? Впрочем, в думе тоже не дураки сидят и на вопрос легко ответили самостоятельно. Я об этом писал выше. Пропустили другую тему, хотя один из депутатов её вскользь упомянул.

Нефть из Сибири в Китай можно доставить двумя способами – не только по трубе, но и, что самое интересное, по железной дороге. Собственно говоря, по рельсам цистерны с маслянистой жидкостью идут потоком далеко не первый год. Железная дорога и нефтепровод – это прямые конкуренты в поставках нефти в Китай, а Поднебесная в ближайшее время станет основным потребителем российских энергоресурсов, и, прежде всего нефти. Вот об этом как-то вскользь упомянул один из депутатов областной думы, и я, откровенно говоря, затаил дыхание – сейчас начнётся! Но ничего не началось – то ли политкорректность сработала, то ли депутаты просто не в теме. А чего уж тут быть в теме, когда каждая собака в Читинской области знает, что РАО «РЖД» вбухивает сотни миллионов баксов в реконструкцию железнодорожной ветки «Карымская-Забайкальск», по которой в настоящее время составы гоняют чадящие тепловозы – однопутная ветка не электрифицирована. РАО «РЖД», прекрасно зная, что ветка эта упирается в пожирающий всё и вся Китай, приняло решение проложить вторые пути, дать поездам электричество и вообще сделать из вокзалов и локомотивных депо конфетку на зависть штатовским прихлебателям. И вот год назад процесс пошёл – инженеры проектируют, строители строят, и все довольны. Но всё это делается исключительно ради экспорта нефти. Именно нефтяные компании должны сделать этот масштабный проект экономически целесообразным, и никто другой не сможет вернуть РАО затраченных миллиардов. А тут труба, которая может легко забрать на себя весь объём экспорта нефти – на фига, спрашивается, гонять составы, занимать десятки тысяч людей на обслуживание путей, если можно легко и непринуждённо перекачать нефть по трубе. Понятное дело, что когда речь зашла о трубе, руководство РАО не обрадовалось. Так, президент компании Владимир Якунин, во время визита в Читу в начале 2006 года прямо высказал своё неудовольствие планами правительства по строительству трубы. Его можно понять: обе компании – и РАО «РЖД» и Транснефть – полностью государственные, и государство, то есть правительство, давая добро и Южному Ходу и нефтяной трубе, сталкивает лбами свои структурные подразделения, что, вообще говоря, не совсем логично.

Оставив в стороне проблемы федерального масштаба, стоит подумать о том, что лучше для Читинской области – Южный Ход или труба на севере. Размышляя, нельзя забывать о том, что роль региона в решении вопросов о строительстве или отказе от него минимальна. Подписывать письма и давать комментарии на эту тему можно, но принимать решение будут в Москве. Так вот, если подойти к этой теме без лишних эмоций, то становится понятно, что Южный Ход для области более перспективен, чем труба. Труба даст отдачу в виде создания рабочих мест и занятости местных компаний только на этапе строительства, то есть в течение 2 лет. После этого трубу будут обслуживать пара сотен специалистов. А железная дорога проходит через пяток районов области, на её обслуживании и строительстве заняты десятки тысяч людей, которые получают стабильную и неслабую заработную плату, имеют льготы для себя и своих семей. Сопоставлять налоговые отчисления в бюджет области и местные бюджеты я бы не стал, но совершенно очевидно, что железная дорога – это становой хребет экономики Читинской области и чем мощнее это предприятие, тем лучше всем. Но это, конечно, однобокая точка зрения.

Нефтепровод для России необходим – на тему энергоресурсов дискуссий везде, в том числе и на «Кактусе» было немало. Нефтепровод это клёво, потому что это современный, умный, высокотехнологичный проект, огромный опыт для местных строителей. Пока будут возводить трубу, отремонтируют автомобильные дороги, проложат линии ЛЭП, наладят радиорелейную связь, да мало ли чего ещё даст этот проект читинскому северу. Но железная дорога – это тоже не булки с полки воровать. В этой связи напрашивается мысль, которая уже звучала чуть выше. Ведущая роль в распределении нефтяного экспорта между железной дорогой и трубой принадлежит российскому правительству— не обязательно же гнать нефть только по трубе или только по дороге. А российское правительство в последнее время сумело доказать, что внутренние кадровые проблемы могут легко отразиться на благополучии всей страны. Тёрки между премьером и его замами, между одним блоком и другим выглядят аппетитными и интересными только для журналистов, делающих на этом аналитику и гонорары. В реальной жизни эти тёрки, как правило, до добра не доводят. В этой связи нам – простым смертным – остаётся надеяться на то, что Читинская область, удачно расположенная между нефтедобывающими российскими регионами и Китаем, получит максимальную выгоду от транзита этого энергоносителя через свою территорию.

P.S. Депутаты, кстати, отказались поддерживать обращение Иркутской области и Республики Бурятия. И правильно сделали.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 51 ]