Kactus

Login:  Pass:  
  << · 29.09.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Реалии читинского Интернета

   / 12:04  
|  keywords: интернет

В августе я бывал в Новосибирске. С городом был абсолютно незнаком, знакомых не было, и я заранее полез в Интернет, дабы насобирать хоть какую-то информацию. За полчаса нашлось буквально всё – начиная от маршрутов общественного транспорта, заканчивая фотографиями номеров гостиниц, где я собирался жить.

Подобную же операцию из любопытства, зная, что ничего не найдется и не получится, я попытался провести в читинском секторе Интернета. Нельзя сказать, что я был сильно разочарован. Еще пару лет назад я не нашел бы даже признаков того, что представители сферы услуг хоть что-то знают об Интернете, как о замечательной площадке для декларации собственного присутствия на белом свете. Хотя и сейчас руководители разного рода организаций, заказывая сайт или наоборот, отказываясь от его создания, плохо понимают, что это такое. Плохо понимают, что это глобальный полноценный круглосуточный офис компании, учреждения или вуза, который видит весь мир. И хоть ситуация сдвинулась с мертвой точки, но динамики развитию читинского Интернета явно не хватает. Причин немного, и все они лежат на поверхности.

В Чите существует единственная компания, которая профессионально занимается интернет-программированием и где создан полный цикл разработки веб-приложений и веб-представительств. Сами они обозначают свою деятельность как создание сайта с нуля (когда клиент сам не знает, что там будет) до продвижения готового проекта для увеличения посещаемости.

Вся остальная деятельность на этом поприще носит разрозненный и практически неорганизованный характер. Чаще всего это один-два молодых человека, возможно студента – эдакие многостаночники, которые одновременно занимаются вещами, называющиеся в их голове дизайном, программированием или созданием контента. В итоге на свет рождается произведение, которые в виде сайта существует лишь в их голове. Для стороннего зрителя это просто набор страничек, не несущих никакой смысловой нагрузки.

Создание веб-проекта – дорогостоящее и утомительное занятие, которое одному, да и двоим людям, чаще всего трудно потянуть. Пять – это оптимальный минимум. Один проводит анализ рынка и составляет концепцию проекта. Зовется координатором проекта. Второй — менеджер проекта, который занимается связью с клиентом. Третий – дизайнер, который создает дизайн. Четвертый — верстальщик, превращающий дизайнерскую работу в html-код и передающий его программисту. И пятый — программист, собирающий на основе статичных страниц движок, позволяющий клиенту управлять всей информацией.

Большинство плохо понимают, что это действительно очень сложно и что надо пахать до седьмого пота пару-тройку лет, чтобы хоть что-нибудь получилось. Это непонимание – одна из причин, по которым в Чите практически нет конкуренции на Интернет-рынке. Хочется ведь всего и сразу – и денег и признания и успеха, а не получается ничего.

Вторая причина – система обучения. Ректоры и проректоры в вузах, которые готовят программистов, давно уже привыкли поддерживать сайт за счет студентов, которые, конечно, молодцы и умницы, но о создании веб-представительства огромной организации, каковой является любой вуз, не имеющие ни малейшего понятия. Уж коли сайтами занимаются сами студенты, то по качеству исполнения этих сайтов можно попытаться определить качество обучения. Сайт некогда технического, а сейчас уже классического университета давно не соответствует статусу вуза. Сайт педагогического университета больше похож на работу выпускника общеобразовательной школы. Сайт Забайкальского института предпринимательства больше похож на мешок для картошки, в который в спешке накидали кучу неструктурированной информации. Других сайтов не удалось обнаружить.

Конторы вроде «Ракурса» и иже с ними, рубят бабло с неповинных и ничего не соображающих граждан, пытаясь обучить дизайну или программированию за пару месяцев. Зачастую преподают в таких учебных центрах те же самые студенты, которые успевают научить граждан тупому нажиманию кнопок в Photoshop-е в лучшем случае. После этого граждане записывают себя в когорту почетных программистов и дизайнеров и с гордо поднятой головой выплывают в океан всемирной сети, чтобы утопить себя и свои перспективы своим первым же проектом.

Я сам учился в техническом тогда еще университете и прекрасно помню, что такое обучение программированию и дизайну по-политеновски (возможно, что ситуация изменилась за пару-тройку лет). В первом случае тебе читают программирование люди, которые за двери университета выходят раз в год, да и то с большой боязнью. Дальше обучающих примеров в умных книжках эти товарищи никогда не заглядывали. Они плохо понимают, как даваемые ими знания и умения будут использоваться студентами на практике. Но толстых книжек прочитано много, задания для студентов разработаны и одобрены, значит надо действовать. Если классическое программирование таким образом в голову вбить реально, то об обучению дизайну тут речи быть не может.

Второй вариант предполагает приглашение специалиста со стороны. Специалиста этого – какого-нибудь преуспевающего программиста — ловят по лету, предлагают ему преподавание и обещают золотые горы. Товарищ соглашается, думая о своей социальной активности и прочей ненужной атрибутике современного человека. Он приходит на пары к старшим курсам и обнаруживает, что старшие курсы знают только что такое “if … then … else”, а на его умные речи реагируют в лучшем случае послушным мотанием головы. Пару семестров он мучается, пропуская субботние пары и матерясь на выходе из аудитории, а потом бросает это гиблое дело. Иногда в группе находится пара умников и безутешный преподаватель хватается за них, как утопающий за соломинку. С этих пор для преподавателя существуют только умники, а остальные товарищи идут лесом вплоть до зачета или экзамена. А зачеты и экзамены сдавать в политене всегда умели.

Итогом является своеобразный информационный интернет-вакуум, в котором находится читинский Интернет. Нет, у нас есть посещаемые сайты, есть что почитать, но всего этого слишком мало. Ради интереса я приведу приблизительную статистику, глядя на которую нетрудно понять, что читинский Интернет – это медленно плывущее в разреженных слоях атмосферы облачко, под которым буквально бушуют, дерутся и сходятся в молниеносных схватках грозовые тучи Рунета.

На первых двух местах недосягаемые chita.ru и chat.chita.ru. У городского портала в день набирается до двух тысяч уникальных посетителей (пара новосибирских городских порталов давно перевалили за 10 тысяч уникальных посетителей в день). Далеко позади идут РСН (если верить их счетчикам, то они стабильно собирают 3-4 сотни) и, собственно «Кактус» (если верить нам, то мы тоже собираем 3-4 сотни), потом сайт ЗАО «Сибинтертелеком», «Мобил телеком Чита» и сайты провайдеров. Последние набирают хиты за счет отправки сообщений и просмотра статистики по трафику.

Что в итоге? Читать нечего – в списке нет ни одного онлайнового представительства СМИ. Сайты «Экстры» или там «Забайкальского рабочего» популярностью не пользуются, никак не раскручиваются и вообще их хозяева относятся к ним явно как к лишней обузе. Большинство проектов (вроде этого ), представляющих интерес, никому неизвестны, с технической точки зрения выполнены слабо, никак не раскручены и не нужны никому кроме самих создателей. Кроме этого существует малосимпатичная тенденция искусственного сужения границ Интернета конкретными пользователями. Для очень многих пользователей в Чите Интернет не уходит дальше пустого и бесполезного болтания в чате. Люди, видимо, до сих пор не поняли, что Интернет – это огромный, просто невероятный по своим масштабам банк данных, место, где информация распространяется с невероятной скоростью, библиотека, где можно найти абсолютно любую информацию.

Описываемый рынок находится в зачаточном состоянии и в этом нет ничего страшного – все начинается с малого. Тем не менее, уже давно прошли времена, когда Интернет для читинцев был чем-то вроде CD-диска для пигмея. Уходит в небытие настороженное отношение руководителей к онлайн-представительствам возглавляемых ими предприятий, появляются свободные деньги, которые люди готовы вкладывать в Интернет, тонны информации так и просятся, чтобы их сверстали и засунули во всемирную паутину. Проблема в том, что нет подготовленных людей, готовых профессионально заниматься Интернетом. На вузы и конторы, которые выдают себя за обучающие центры, надеяться не приходится. Остается одна надежда на то, что действительно талантливые товарищи смогут скомпенсировать недостатки системы образования самообучением.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 36 ]