Kactus

Login:  Pass:  
  << · 29.03.2005 · >> | home | about | archive | keywords

Бесполезные запреты

   / 10:30  
|  keywords: пиво, политика

Где-то в апреле, быть может быть даже и первого числа, в силу вступит федеральный закон под кодовым названием «Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Закон этот принят Государственной Думой 9 февраля, одобрен Советом Федерации 25 февраля, а 14 марта его опубликовала «Парламентская газета». Если верить четвертой статье закона и если я всё правильно понял, то закон вступит в силу в районе 13-14 апреля (хотя в Интернете и во многих печатных изданиях фигурирует дата 1 апреля, и я никак не могу понять, откуда она всплыла). Все уже знают, что новый закон запрещает продавать пиво в детских, образовательных и медицинских учреждениях, во всех видах общественного транспорта, в организациях культуры (с какими-то исключениями) ну и как положено — несовершеннолетним. Кроме того, пить его нельзя в общественных местах, да и органы местного самоуправления могут ограничивать распитие в любых местах общественного питания по своему усмотрению. Еще раньше были приняты поправки к закону «О рекламе», в которых депутаты запретили рекламировать пиво с 7 до 22 часов местного времени и ввели еще массу ограничений. Этот закон работает с 1 января текущего года.

У меня вообще крайне положительное отношение к пиву. То есть если пиво холодное, светлое, свежее и не очень крепкое, то это один из самых замечательных напитков. Тем не менее, как и всякий человек, который ходил в школу, а потом даже и в университет, я знаю, что пиво приводит к пивному алкоголизму, а иногда бывают и камни в почках. Пивной алкоголизм, понятное дело, страшнее любого другого, а камни хоть и маленькие, но по болевым ощущениям крайне противные. Всё это меня пока не останавливает, и мне достаточно любопытно наблюдать за реакцией общественности на то, что было до появления двух законопроектов, что происходит сейчас и что будет, когда с новыми правилами ознакомятся как пьющие, так и карающие.

Обсуждение «пивных» проблем в современной России давно уже перестало быть чем-то необычным и давно – лично мне года два еще назад – набило оскомину. В полемике авторы многочисленных статей, книг и интервью, как и во всяком другом вопросе, редко доводят до конечного потребителя взвешенную, обоснованную и самое главное – неистеричную точку зрения. В итоге журналисты разговаривают либо с какими-нибудь рокерами, которые жизнеутверждающе сообщают, что вот этот живот – вы не думайте, что он ОТ пива, он ДЛЯ пива, либо с врачами в белых халатах, которые пугают подрастающее поколение рассказами про алкоголизм. Для меня апогеем ненависти к пиву вообще и его пропаганде в частности стала статья, опубликованная в уважаемом мною журнале «Журналист» в сентябре прошлого года. Журналист Радик Амиров разнес в пух и прах канал «Спорт», который я тоже очень люблю. Причиной стала лавина реклама пива, которая в свое время захлестнула спортивный канал: «Как только начал вещать государственный канал „Спорт“, вся страна в одночасье забыла собственно о физкультуре и спорте, перейдя на дегустацию пива и пробу дорогих сигарет. А потом „бухалово“ во время спортивных трансляций стало обычной нормой» … и еще … «В пивном угаре, который активно продвигает канал „Спорт“, трудно даже разглядеть здоровый образ жизни, заложенный в основу работы редакции» … и еще … «Я очень жалею, что филиалы ангажированного канала открываются в регионах». Позиция автора понятна и вполне приемлема. Тем не менее, для меня подобный подход – это полярная крайность, больше похожая на бешенство. И она отражает точку зрения солидной части общества, которая готова резать на корню любые проявления нездорового образа жизни. Думается, что для Амирова закон о запрете рекламы стал своего рода черпаком мёда в бочку дёгтя. Я смотрю телевизор исключительно редко, и действие закона заметил только благодаря черному прямоугольнику, который закрывал стакан с пивом в руках у телезрителя, которому «доставлялась» сушенная рыба. Тут, с какой стороны не подойди, ограничение на рекламу – исключительно положительная тенденция, и хорошо, что народные избранники не стали впадать в крайности типа полнейшего ее запрета или еще чего-нибудь разэтакого.

Теперь по поводу запрета на распитие в общественных местах. Тоже, конечно, хорошо. Правильность решения депутатов можно оценить, выйдя в теплый вечер, которыми пока так редко радует март, на центральную площадь города. Или еще лучше дождаться каких-нибудь народных гуляний на той же площади. Или подойти к главному корпусу педагогического университета во время большой перемены – как раз туда, где напротив входа в здание стоит малоприметный павильон. Или дождаться открытия питейных заведений под закрытой крышей и открытыми стенами – вроде той, что на троллейбусной остановке «Скороход». Или вообще походить вечером в пятницу или в субботу по центральным улицам города. Никаких положительных эмоций молодые и не очень молодые люди, хлебающие пиво из разного рода тары, у вас, конечно, не вызовут. И отгонять этих товарищей со светлых очей добропорядочных граждан, предпочитающих лимонад и булочки с маком, – первостепенная задача любого депутата государственной думы. Конечно, не до конца продуманное решение, может так или иначе коснуться и нас – добропорядочных любителей хорошо поставленных и отрепетированных пьянок, но в целом, я думаю, мы найдем выход из сложившейся ситуации и даже заработаем на этом определенные дивиденды. Совершенно очевидно, что стражи порядка не готовы ни морально, ни профессионально, ни количественно к борьбе с любителями выпить пива под открытым небом. Точно так же очевидно, что сами стражи порядка вообще не в восторге от подобного нововведения. Ну, о любителях выпить и говорить не приходится.

Несмотря на показную выгодность обоих решений, никаких проблем они не решат. Власть борется не с причинами, а со следствием. Если у людей есть желание пить, пить обязательно пиво, пить его из грязных полуторалитровых бутылок, пуская бутылку по кругу и громко гогоча при этом, то никакие запреты не заставят этих людей изменить свои привычки. Даже если совсем не будет рекламы, и если около каждой лавочки будет стоять вооруженный омоновец, а всё вокруг будет завешано плакатами, пропагандирующих здоровый образ жизни, то и это не поможет. Товарищи переберутся в подворотни, а прилюдное распитие станет таким же спортивным интересом, как гоп-стоп для гопников. Государство должно выбить у людей желание пить, предложив вместо пива что-то другое и сделав это «другое» таким же доступным как 2,5-литровая бутылка за 50 рублей. Это уже гораздо более сложная задача, которую в нашей стране никто не собирается решать. На это у многоуважаемых депутатов/сенаторов/чиновников_от_медицины/президентов якобы нет ни денег, ни времени, и совершенно точно нет светлых голов.

P.S.: 24 марта на совете глав муниципальных образований в Чите глава администрации Улетовского района Сергей Савин предложил новый способ борьбы с пьянством. По его словам для того, чтобы бороться с продажей спиртосодержащих жидкостей, каждому району области необходимо единовременно закупить по 32 бочки со спиртом, вывезти эти бочки в «экологически безопасное место», после чего содержимое бочек в присутствии неких инспекторов надо «слить под откос». Тогда народ протрезвеет. Другого выхода Савин не видит.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 51 ]