Kactus

Login:  Pass:  
  << · 28.11.2005 · >> | home | about | archive | keywords

131-й нах! или краткий экскурс в наше светлое завтра (для интересующихся)

   / 12:46  
|  keywords: аналитика, на злобу дня

автор: Yurochka

То, что управляют нашей многострадальной Родиной сплошь гениальные люди, я думаю объяснять никому не нужно, каждый из нас имеет возможность убедиться в этом лично, испытывая на себе последствия различных решений любимой, всенародной партии.

Одним из таких гениальных решений, стал принятый еще в далеком 2003 году 131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым, вся большая страна должна с января 2006 года зажить по новому – красивой и счастливой жизнью! Семимильными шагами должны ринуться все регионы к достижению различных благих целей, таких например, как утроение и учетверение ВВП, будь оно неладно!

По поводу вступления в силу этого знаменательного документа в нашу область даже прилетали столичные, зауральские гости, которые активно нахваливали законотворческую инициативу, журили нерадивых руководителей на местах, а на вопросы типа «Как нам жить дальше?» отвечали лаконично: «До 2009 года, когда закон окончательно вступить в полную силу, у вас есть время подготовиться».

Честно говоря, не скажу, что документ сей, нашей стране не нужен вообще. В нем обговаривается достаточно много моментов, которые раньше вообще нигде не упоминались, как, например, отзыв депутатов, а также руководителей населенных пунктов или городских поселений, они же народные избранники. Оговаривается в нем и роль местных референдумов. Естественно, что укрепляется и вертикаль власти, куда уж без этого…

Ну что же, возьмем в руки это милое произведение умственного труда, и приступим.

Территориальное деление

Текст первой главы можно даже не читать, практически ничего нового, все пункты повторяют различные документы, устанавливают соответствие самих себя Конституции РФ, обозначают термины и понятия, определяют, что же собственно является поселением, населенным пунктом, городским округом, муниципальным районом. Кратко это выглядит так:

  • Населенный пункт – место совместного проживания людей.
  • Сельское поселение – может содержать в себе несколько поселков, либо состоять из одного, очень большого населенного пункта.
  • Городское поселение – это там, где народу много, и инфраструктура развита.
  • Городской округ – в него входит городское поселение, ну где о-очень много народу, и какие-либо прилегающие к нему населенные пункты.
  • Муниципальный округ – объединение нескольких сельских поселений, происходящее по принципу «чтобы можно было доехать от одного края до другого за рабочее время».

Глава вторая включает интересный пункт, повествующий о том, что все, содержащее меньше тысячи жителев, на самостоятельное существование права не имеет, если только это местечко не признано территорией с низкой плотностью населения. Более того, соединять два населенных пункта в одно поселение, будут по принципу возможности пешего хода до административного центра в течении рабочего дня туда и обратно.

Т.е., грубо говоря, планируется сокращение всяческих сельсоветов и прочих бюрократических структур, затрудняющих жизнь простых селян! Очень верное решение! Представляете, как это здорово сбегать в сельсовет за справкой на продажу коровы, в соседнюю деревню, учитывая, что она находится на расстоянии 15 километров (в лучшем случае)! А если вы при этом что-то забудете дома, например справку от ветврача или свой паспорт, то придется бежать обратно…

Но, если все же населенный пункт находится на территории с низкой плотностью населения и численность населения в нем менее 100 человек, и он не хочет входить в состав поселения, ну что же, его право, пусть живет самостоятельно. А вот все остальные – в кучу!

Что примечательно, список территорий с низкой плотностью населения определяется исходя из принципа «более чем в три раза меньше средней плотности сельского населения России». Путем несложных поисков в любимом Яндексе, удалось установить, что нормой для России является показатель в 2,3 человека на км2. А для Читинской области – 2,1 человека на км2 . Это средний показатель. По версии же Першина Виктора Васильевича, который является одним из движителей светлой идеи по роду своей деятельности, семь районов области могут относиться к территориям с низкой плотностью сельского населения. И на этом, что говорится, спасибо. Хотя бы семь. А вот жителям остальных, двадцати одного, если мне память не изменяет, района, придется объединяться в единые муниципальные поселения со всеми вытекающими отсюда прелестями, ибо не так уж у нас и много поселений, в которых проживало бы более 1000 человек. Списки эти, для удобства законодавцев, будут пересматриваться Федеральными властями раз в пять лет, и единственное основание для досрочного изменения статуса – уменьшение численности населения более чем на 50% населения!

С территориальным делением разобрались, и переходим к главе третьей, означенной как «Вопросы местного значения». Вот тут-то и начинается главная прелесть всего этого великого труда, который без сомнений улучшит жизнь россиян! Как представлю, что глава сельского поселения из пяти объединенных населенных пунктов, где-нибудь в Кыринском или Нер-Заводском районе, будет самолично решать все эти вопросы и проблемы, так мне их, бедняг жалко становится!

Итак, рискну процитировать почти без сокращений, да простит меня читатель, но иначе всей прелести и широты замаха государственных мужей попросту не оценить:

ст. 15
1. К вопросам местного значения поселения относится:
  1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
    владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  2. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо— и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом;
  3. содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог…, мостов и иных сооружений федерального и регионального значения;
  4. обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  5. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  6. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений;
  7. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
  8. создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  9. организация библиотечного обслуживания населения;
  10. создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры;
  11. охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения, расположенных в границах поселения;
  12. обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
  13. создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  14. оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
  15. формирование архивных фондов поселения;
  16. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  17. организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и озраны лесов расположенных в границах поселения;
  18. утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение … документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, …, осуществление земельного контроля в границах поселения;
  19. организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номерами домов;
  20. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  21. организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне…;
  22. создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории поселения;
  23. организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
  24. осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  25. создание развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Пункт второй этой же статьи мило уведомляет что органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы, буде у них на это деньги найдутся лишние.

Полномочия городских поселений и муниципальных округов не сильно отличаются от вышеперечисленного, лишь масштабами. Ну и к тому же городским поселениям/округам отдали в нагрузку милицию, а муниципальным районам, помимо стражей порядка, возможность пополнять субвенциями бюджеты поселений, которые не имеют достаточно денежков.

Что самое во всем этом интересное – никто никому не подчиняется! Права просто не имеют! Ну не может глава или отдел поселения подчиняться главе или отделу муниципального района, или городского округа. И лишь губернатор, мановением своей барской воли имеет право снять неугодного руководителя любого уровня, ежели тот нарушает конституция или принимает противоправные решения. Вот, кстати, и всеми любимая, бесконечно затрепанная, вертикаль власти!

К несомненно положительным моментам закона стоит отнести возможность проведения местного референдума; муниципальных выборов (буде таковые оговорены уставом образования); голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования (в сторону увеличения, естественно, как вы помните, уменьшиться можно лишь потеряв 50% жителей, или по решению Правительства); сходов граждан и возможность выступать с правотворческой инициативой, каковая должна быть рассмотрена в обязательном порядке местным законодательным собранием.

Дальнейшую часть закона опустим за неинтересностью большинству граждан, ибо кратко содержание можно охарактеризовать как «бла-бла-бла»… Структура органов местного самоуправления, количество депутатов, главы муниципального образования… все это интересно, но меня, как человека меркантильного до глубины души, интересует всегда один и тот же извечный вопрос:

«Где деньги, Зин?»

Итак, глава 8 – экономическая основа местного самоуправления!

Тут все крайне интересно. Во-первых, у каждого главы поселения есть муниципальное имущество, которым он вправе распорядиться как угодно, с целью повышения сборов в бюджет. Мне кажется это просто ужасающе смешным, особенно где-нибудь в поселке Горный Зерентуй, где этого имущества столько, что… и шахта там есть заброшенная, и тюрьма в которой декабристы и дома даже муниципальные есть, и говнососка одна, и трактор даже! Во какой большой поселок! И объединят его скорее всего с Михайловкой, которая находится на расстоянии 25 километров и в которой вообще ничего нету! Ах да, еще же автомобильные дороги, мосты и иные инженерные, дорожные сооружения, которые к тому же надо содержать и ремонтировать! А еще библиотека. И клуб один. И спортплощадка возле школы. И кладбище местное. И свалка. И ручей, из которого нельзя пить воду, ибо течет он прямо по той самой дороге, которую надо содержать. А еще выпасные и покосные земли рядом с поселением. Это же сколько источников постоянного дохода? А муниципальная аренда? А налог с продаж?

В общем выглядеть это будет примерно так – деньги будут брать за все, за покос, за выпас, за сбор грибов и ягод, дело еще дойдет до создания обществ ягодников-грибников, которые будут брать лицензии на сбор такого-то количества грибов или ягод определенного вида. Дороги видимо перегородят шлагбаумами и будут брать за проезд, иначе каким местом расплачиваться за их содержание непонятно. В общем-то это не страшно, на въезде в город Барнаул давно стоит шлагбаум, за въезд и выезд из города берут десять рублей с машины. И на дороги, честно говоря, приятно посмотреть!

Конечно есть и бесплатная альтернатива – маленькая, кривая дорога на которой пост ДПС, где останавливают практически всех, кто там едет, и проверяют тщательнейшим образом, не из служебного, как я понимаю, рвения, а дабы направить весь поток по платной дороге. Ну так в том же Горном Зерентуе, годовой фонд на ремонт дороги не составит в таком случае и тысячи рублей, что-то не наблюдается там жуткого пассажиропотока как в городе Барнауле. А ведь еще и платить надо тем, кто на шлагбауме дежурит… Брать денежку будут и за все виды собственности, в том числе и за скот и за птицу. За пользование водными ресурсами тоже придется платить – вода в болоте или речке, она ведь муниципальная! Только вот неясно, будут ли муниципалитеты продавать друг другу воду из реки, которая протекает через несколько поселений, или просто будут строить запруду вверху течения, дабы предотвратить самотек драгоценного ресурса, который денег стоит?

А муниципальным районам, помимо всего вышеперечисленного, будет принадлежать еще и имущество используемое милицией для осуществления своих функций. О чем конкретно идет речь, закон тактично умалчивает, и оставляет этот пункт на волю фантазии каждого главы муниципального района. И будут предприимчивые главы, выполнять требования закона по формированию местного бюджета, сдавая на прокат желающим автоматы и служебный транспорт, устраивать разного рода развлечения, типа гонок на милицейских фуфлазиках и тому подобное… славная картина. А еще скорые, пожарные и прочие подразделения вместе с имуществом. Тоже весело – покататься на пожарной машине.

Тем кто не верит в такое, цитирую:

«1.Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам…»

Я дам конфетку тому, кто мне найдет закон любого уровня, в котором бы оговаривалось, что гражданам РФ нельзя пострелять из автомата или покататься на милицейской, пожарной машинах, или скорой помощи. Да, я утрирую, но ведь и это возможно! Законом, ведь, не запрещено!

Так что буду ждать вступления закона в силу, после чего в каждой деревне буду спрашивать, в каком именно отделении милиции у них сдаются напрокат «Калашниковы», кто знает, вдруг наткнусь…

Мудрые правители из города Москва предусмотрели также вариант, при котором бюджет некоторых поселений придется выравнивать. Да, да, это они самые – дотации и субвенции. Причем первым отводится настолько малое место… оно и понятно, какой идиот будет раздавать деньги на непонятно что… Для непосвященных поясню – дотация дается просто так, ни на что. Куда хочет глава, туда и потратит, главное чтобы Уставу не противоречило. А вот субвенции – субвенции дело иное! Это целевые средства выравнивания. И дают их на конкретные запросы.

Грубо говоря, благосостояние того или иного района, поселения или города, будет зависеть от того, насколько его глава прозорлив, расторопен, разворотлив и умеет писать официальные бумаги. И в этой связи, поступок некоего г-на Михалева, так дружно осужденный почти всеми читателями, предстает перед нами в совершенно другом свете. Понятно, что сравнивать город Читу и поселок Ульхун-Партия, в котором вся! Повторюсь, ВСЯ доходная часть годового бюджета, на сегодняшний день равна 20 000 рублей, невозможно! В Чите и аренда спросом пользуется, и малый бизнес развит более или менее, и производство какое-то налажено, и народу побольше, и услуги всем нужны и денежный оборот посерьезней, но заткнуть все!!! ВСЕ!!! дырки, которые свесили на местные власти, этим невозможно!!! Вот и начнутся сейчас обильные потоки писем, запросов и представлений в Минфин, или кто там делить все будет, от глав всех уровней, с представлением обоснований по статьям расходов. Так что не торопитесь кричать какой мэр у нас мерзавец (я с ним лично не знаком, в Администрации города не работаю, симпатий к нему не испытываю, в партии «Единая Россия» или ейной гвардии не состою), а поймите, что попросишь мало, дадут еще меньше!

А теперь давайте посмотрим реально на нашу область, а также на то, насколько у нас много муниципальных образований, которые смогут себя обеспечить, хотя бы на половину. Насчет Ульхун-Партии, я не шутил. И такая ситуация в большинстве сел и поселков. Ситуация чуть получше в районных центрах, там и торговлишка, и организации есть, и бюджетники живут более или менее, и дороги там в порядке, как ни как везде ДЭУ еще остались.

В общем ситуация неприглядная, а вот 131-й ФЗ оговаривает, что ежели денюжек на выравнивание было перечислено в текущем году более чем в два раза средних показателей по региону, на одного жителя, то в следующем году это поселение должно эти переперечисленные ему субвенции возвернуть в фонд финансовой поддержки поселений, либо, если глава не подчинится, то у него заберут поступления от налогов, сборов, штрафов, и сократят субвенции.

Хорошо хоть размер субвенций определяется вполне разумно — их объем не может превысить разницу доходов бюджета и среднего по региону двукратного показателя уровня бюджетной обеспеченности. Учитывая среднюю доходность в размере 20 000 рублей, при любом большем показателе этой самой разницы, а он явно больше, поселение не остается в проигрыше, если только окажется достаточно толковым для того, чтобы указать насколько возможно много пунктов, по которым ему требуется финансирование.

А образованный фонд поддержки поселений, который в соответствии с законом создается муниципальными районами, может быть распределен по этим самым поселениям, на выравнивание, в следующем порядке:

  • 2006 год – 50%
  • 2007 год – 40%
  • 2008 год – 30%
  • 2009 год – 20%

О дальнейшем не пишется, видимо подразумевается, что к этому времени все поселения перейдут на полную самообеспеченность и голову Москве, Минфину, депутатам и Правительству морочить не будут.

Попробую сделать выводы на основании рассмотренных фактов:

Ежу, мне кажется, будет понятно, что Москва, которая нисколько не сократила свои доходные части и оставила за собой выдачу лицензий на недропользование, игровые автоматы и т.д. а также львиную долю из всех возможных поступлений, денег в регионы давать хочет все меньше и меньше. Поэтому проверять все запросы и требования от глав поселений, муниципальных районов, городских округов, будут крайне жестко, и за малейшее несоответствие лишать финансирования. Главам муниципальных образований придется зарабатывать на всем, собирая деньги даже за пользование урнами. А учитывая, что лишь семь из двадцати восьми (кажется) районов нашей области, будут признаны территориями с низкой плотностью населения, и объединению подлежать не будут, что в общем-то не лишает их тяжести свалившегося бремени, будут лишены бюрократической сутолоки, неразберихи и путаницы, становится понятно, что времечко будет веселое, несмотря на то, что окончательное вступление закона перенесли на 2009 год. А какое приятное время начнется, когда главы поселений, начнут изобретать способы зарабатывания денег в свой бюджет, потому что и их зарплата выплачивается из него, так что хочешь, не хочешь, а крутиться надо.
 
 [ link ] [ Comments : 22 ]