Kactus

Login:  Pass:  
  << · 28.10.2004 · >> | home | about | archive | keywords

БАМ моего детства

   / 13:00  
|  keywords: байки

И сквозь туманы, и сквозь года,
за океаны помчат поезда
Веселей ребята выпало нам
Строить путь железный, а короче БАМ!
(Песня строителей БАМа)

Сегодня исполняется двадцать лет с того дня, как по байкало-амурской магистрали понеслись первые составы. Узнал я об этом из новостных лент и нахлынули на меня мои детские и юношеские воспоминания. Почему? А потому, что в год от роду был я увезен родителями на одну из самых масштабных строек Советского Союза. Первый адрес, записанный на моей медицинской карте звучал так: «п. Кувыкта Вагончик около магазина». Ни улиц, ни номеров домов тогда там еще не было. Только вагончики и щитовые домики, разбросанные среди непролазной тайги. Через пару лет мы из вагончика перебрались в здание бывшей школы. Новая трехэтажная стояла чуть дальше, а старую отдали для улучшения жилищных условий трудящихся. Каждой семье выделили по классу – как хочешь, так и планируй внутреннее устройство.

Зимние воспоминания о Кувыкте не отличаются разнообразием. Мороз, ветер, серое низкое небо, непрекращающийся гул магирусов и витающий в воздухе запах соляры. С этим бамовским поселком связаны и первые детские страхи. Я до ужаса боялся корейцев, коих на БАМе вообще и в Кувыкте в частности была масса. В то время Советский Союз чем мог, помогал своему младшему северо-корейскому брату. Поэтому эшелоны с гражданами этой страны шли на магистраль один за другим. Взрослые нас — неразумных детишек пугали: вот придут корейцы и украдут вас, они детей воруют. После таких внушений завидев въезжающую во двор бывшей школы водовозку (на ней работали двое корейцев), я бросал свой трехколесный велосипед и, холодея от ужаса, летел к спасительной двери.

Еще одно ярчайшее впечатление — это увиденный мною в столице БАМа городе Тынде туалет. Дело было так. По каким-то своим важным делам родители отправились в Тынду, прихватив меня с собой. В то время этот город представлял собой стройку и перевалочный пункт одновременно. Старое деревянное здание вокзала буквально скрипело от наполнявшего его всевозможного люда: работяг, бичей, журналистов, командированных, сотрудников всяких трестов, монтажных управлений и т.д. Естественно, все эти люди говорили, курили, ели и справляли нужду. С канализацией и прочими удобствами тогда в молодой столице БАМа было туго. Поэтому туалет стоял в стороне от основных путей и вела к нему хорошо утоптанная тропинка. Но что это был за туалет! Он настолько поразил мой неокрепший ум, что я помню его до сих пор. Сортир был общественный и имел не одну кабинку а шесть. Сколоченный из хороших добротных досок он гордо возвышался над окрестностями. Да-да именно так — гордо возвышался. Видимо, людям, его строившим, не очень хотелось рыть яму и они пошли по пути наименьшего сопротивления – подняли все сооружение на полутораметровые столбы. Постепенно столбы стали врастать в валившееся сверху дерьмо. Куча, которая образовалась под этим «домиком на ножках», поражала воображение.

Одним словом, строители БАМа были людьми не только мужественными но и смекалистыми. У некоторых товарищей эта смекалка проявлялась особенно тогда, когда дело касалось денег. Чего уж там кривить душой – все же прекрасно понимают, что большая часть людей ехала на БАМ именно за деньгами. Энтузиасты, ехавшие сюда за романтикой или чем еще, сбегали, не выдержав условий жизни, через пару-тройку месяцев. Те же, кто ехал за «длинным рублем», работали упорно, без отпусков и выходных.

И вот один из таких товарищей возил на КрАЗе грунт. Отсыпал полотно будущей железной дороги. Работа вахтовая — 15 дней работаешь, 15 отдыхаешь. И надо ж такому случится, что за три дня до конца вахты КрАЗ ломается. Причем двигатель работает, колеса крутятся, проблема в том что выхлопные газы вместо того, чтоб как положено выходить на улицу, прут в кабину. Что делать? Вставать на ремонт? Но до конца смены остаются считанные дни и встать на ремонт сейчас означает потерять деньги. Открыть окна? На улице – 40 градусов мороза. И товарищ находит гениальное решение – противогаз! «Хобот» — в чуть приоткрытую форточку, стекла протер и вперед – из грунта выколачивать рубли. Зрелище конечно было странное. КрАЗ, кабина которого наполнена дымом и внутри него копошится чудовище с лысой голой и круглыми стеклянными глазами.

Следующим пунктом, куда забросила судьба наше семейство, стал поселок Верхне-Зейск. Мы в кабине «Магируса», вещи в кузове. По разбитым дорогам, а иногда вообще без них, форсируя речушки, добирались почти сутки. Железная дорога туда еще не пришла, поэтому чтобы выехать, например в Читу, нужно было садится на вертолет и лететь до Тынды, а оттуда поездом двигаться в сторону столицы солнечного Забайкалья. Естественно, что когда в Зейск пришел первый состав, это был большой праздник. Тепловоз с портретом Ленина, автолавки, торгующие деликатесами и всякими дефицитными товарами, поддатые и от того веселые строители, ребятня, снующая туда-сюда с только что купленными игрушками.

Еще одна интересная особенность БАМа — это большое количество молодежи. Помню, когда к нам в гости приехала моя бабушка, соседские дети специально приходили посмотреть, как это вживую выглядит действительно старый человек. Они, родившиеся здесь, или привезенные сюда в младенческом возрасте, никогда не видели людей старше 40 лет.

Одним словом, о БАМе я могу говорить много. Это очень яркая страница в моей жизни. Можно много спорить о том, нужна или не нужна была эта магистраль, однако факт остается фактом — она есть и она работает. На всей территории бывшего СССР есть люди, которые строили эту дорогу и для которых она стала неотъемлемой и не самой худшей частью жизни.
 
 [ link ] posted by: Kactus [ Comments : 18 ]