Kactus

Login:  Pass:  
  << · 28.07.2008 · >> | home | about | archive | keywords

Дорога до Усть-Мензы

   / 00:56  
|  keywords: путешествие

Повторенье – мать ученья, гласит проверенная попугаями мудрость. Подтвердить ее предстояло трем парням, оснащенным стальными мулами с ножным приводом, ведь запланированное велосипедное путешествие, как и в прошлом году, имело конечной целью местечко Усть-Менза, живописно упрятанное в широтах Красночикойского района. Корни летней миграции на Мензу лежат вовсе не в происхождении человека от лемминга, а в студенческо-детских археологических воспоминаниях, ведь все мы вышли из детства и когда-нибудь окончательно в него вернемся. У камрада Klona воспоминания не менее детские, но больше с уклоном в ботанику, энтомологию и географию, а камрад DrDiesel просто любит велосипедную езду. Как ребенок. Кроме того, непреодолимая тяга к зеленым пространствам лесов и степей объясняется тем, что всех нас летом город выдавливает из себя, стремясь отдохнуть от человеческого стада и в одиночку насладиться цветением тополей, расплавленным шоколадом асфальта и утренним щебетом воробьев.

Маршрут


Чтобы не скучать, был выбран иной маршрут движения – если в прошлом году мы ехали до Петровска на электричке а оттуда своим ходом до Чикоя, то теперь электропоезд отвез нас до Хилка, где нас ждал микрогрузовик с суровым хилокским парнем за штурвалом. Примерно через 50 км в сторону Читы есть отворот на старую лесовозную дорогу. Дорога эта идет мимо деревни Энгорок, затем упирается в Малханский хребет, натужно переползает его и спускается в поселок Ямаровка. Далее она бежит вдоль течения р. Чикой до собственно Красного Чикоя. А оттуда и до Усть-Мензы рукой подать – ногой наддать. На обратном пути предполагалось найти попутку до вершины Малханского хребта и по основной дороге доехать до Петровска, откуда ходит железнодорожный транспорт (собственно, прошлогодний маршрут, но в другую сторону).

Подготовка

Опыт прошлогоднего путешествия подсказал нам необходимость приобретения велосипедных рюкзаков-штанов, крепящихся на багажник. Рюкзак-штаны гораздо удобнее обычных нагорбных рюкзаков, которые постоянно норовят отдавить тебе спину, плечи и согреть кожу на спине до температуры сворачивания белка в трубочку. Правда, есть некоторые минусы и у велосипедных рюков, вернее, это минусы идиотской конструкции багажников, которые продаются у нас в городе. Знающие люди говорят, что нормальные багажники надо делать под заказ чуть не из титана и выписывать их надо из далекой страны гномов. Но пока мы имеем то, что имеем – лебезные алюминиевые трубки, неприспособленные к креплениям на велики с дисковыми тормозами. Приходится использовать всякие технические извращения, вроде многочисленных хомутов. При нагрузке вся эта конструкция болтается и вихляется. Еще одна особенность «штанов» — необходимо равномерно нагружать штанины, иначе есть возможность трения рюка о колесо (что и испытал на себе автор этих строк, хронически неспособный определить правильный вес).

Маршрут прорабатывался с помощью старого доброго гугля мап, на который хитрый Klon наложил километровку, что сразу затуманило мне мозг. Дальновидный DrDiesel склеил из маленьких кусочков несколько больших кусков карты, и, обмотав их полиэтиленом, прикрепил на рулевую сумку. Он же имел при себе джипиэску и пару уоки-токи. Все эти изобретения значительно облегчают путешествия, не давая сбиться с пути и попасть в лапы серого волка и бурого мишки. Имея таких дальновидных товарищей, я не взял даже компаса.

Были взяты разного рода штуки для обслуживания велосипеда – пара тросиков, пара камер, смазка, машинка для чистки цепи и прочие насосы. Как показала дорога, смазка и машинка были взяты очень даже кстати.

Еда. Ее мы покупали в последнюю очередь, впопыхах. Сначала пытались что-то высчитывать по таблице калорий, спертой из Интернета, потом плюнули и накидали жратвы «на глазок». Точнее – «на пузок». При выборе руководствовались калорийностью, растворимостью и сохранимостью продуктов. Были взяты сухие супы, кисели, приправы, рыбно-мясные консервы, мясо к пиву (прошлогодний опыт), копченые колбаски, солидное количество орехо-сухофруктовых смесей и шоколадных изделий. Количество высчитывали примерно на пять дней пути, хотя можно было взять на три, тем более что среди нас был прожженный таежник Klon, запросто умеющий отыскать бадан и прочие пригодные к употреблению коренья. А так поперли лишний вес. К приготовлению еды DrDiesel прихватил пару кастрюлек и газовую горелку с парой баллончиков топлива. Почему-то вспомнился Сэм Гэмджи.

Дорога

Утро 12 июля ознаменовалось адреналиновым зудом – дорога, дорога! Рефлекторно подергивались ножки, предвкушая кручение педалей. Идиотическая улыбка не сползала с лиц. Похватав что было собрано, ломанулись на вокзал, где пришлось перекидывать велики через разные препятствия, чинимые железнодорожниками велосипедистам. Засунув в хвостовую часть электрички поклажу сели на свои места. Несмотря на бессонную от приготовлений ночь никому не спалось – таращились в окошки, привычно поражаясь дикому природному буйству за ними. Чем ближе мы подъезжали к Хилку, тем сильнее небо заволакивало тучами, что нас совершенно не волновало – известно ведь, что в жару кататься тяжелее.

На станции Хилок нас уже поджидал экипаж, заблаговременно заказанный еще в Чите. Правда, в этом микрогрузовичке оказалось всего два пассажирских места, причем рассчитаны они были явно на поджарые японские зады. Поскольку задов оказалось больше и шире, было применено боевое построение «бабушкин клубок», характеризующееся максимальным соприкосновением плоскостей тела. На вопрос "а как же ГИБДД? " наш суровый водитель ответил, что у них тут не Чита, у них тут так все ездят и ничего, никому еще ничего не защемило.

Где-то через 50 км, согласно утвержденного маршрута и GPS, мы достигли отворота на Энгорок – нашей начальной точки велосипедного путешествия.

Было примерно 14.30. Накрапывал дождь, что было сочтено хорошим признаком. Первые 20 км хороший признак то усиливался, то слабел. Попутно выяснилось, что планируемый заезд на исторический объект «Шаман-гора» отменяется по причине отсутствия объекта на выбранном пути. Если бы мы проехали по трассе еще 20 км, то есть направились бы другим, параллельным маршрутом, там бы мы его и нашли. Так что пришлось ехать, не вкусив радости лицезрения петроглифов. Дорога была обычной проселочной грунтовкой, чуть раскисшей от дождика и неактивной жизненной позиции. Доехав до деревни Энгорок, сделали первый дорожный перекус. Занавес туч разошелся, явив нам довольно темпераментное солнце, принявшееся неистово сушить дорожное покрытие. Грех было не воспользоваться таким подарком и мы, вскочив в седло, с гиканьем покатили дальше.

Вот так сначала выглядела дорога

К вечеру, проехав около 40 км, достигли подножия Малханского хребта. Настораживало полное отсутствие каких-либо машин после Энгорока. Не видно было и свежих следов протекторов. Но карты, сколько бы мы не гадали, говорили, что мы на верном пути.

Первая ночевка прошла в общем-то спокойно, если не учитывать материализации буквально из воздуха двух собак с горящими в свете костра глазами. Собаки принялись нахально выяснять насчет харчей и очень удивились, услышав от нас гнусную брань и улюлюканье. Исчезли они так же внезапно как и появились. Тщательный анализ приготовленных продуктов не показал наличие галлюциногенов, видимо, собаки были настоящие. Внезапно по нашей дороге в сторону хребта проехал уазик, так же внезапно он проехал обратно. Тоже, наверное, собак увидел.

Утром выяснилось, что средство от комаров подошло к концу и придется отбиваться от насекомых подручными средствами. Через несколько километров пути стала понятна причина скорого возвращения уазика – сгнивший мост.

Вообще оказалось, что все мосты на нашем пути до Ямаровки были либо сгоревшими, либо сгнившими. Но этот мост запомнился нам хорошо – сунулись вброд, речушка всего метров 10 шириной, а температура в ней явно не соответствует никаким ГОСТам. Речушка называлась Малый Энгорок, но я бы назвал ее «Большой Криогенный Энгорок».

Продолжение следует
 
 [ link ] posted by: circus [ Comments : 20 ]