Kactus

Login:  Pass:  
  << · 28.04.2008 · >> | home | about | archive | keywords

Дельфиний концерт

   / 11:52  
|  keywords: музыка, впечатления

автор: Dennnis

16 апреля в клубе «Рокко» состоялся концерт Дельфина

Пройдя через это впечатление, понятно, что все претензии к Дельфину автоматически снимаются. Это было настолько полное выключение из реальности, после которого Дельфин может делать уже все что угодно – хоть в «Единую Россию» вступить, хоть с Филиппом Киркоровым спеть. Это уже не изменит моего личного бесконечно положительного отношения к нему.

Новый альбом Дельфина слушать достаточно трудно.
То есть все мои попытки сесть и прослушать его на работе или дома оканчивались только головной болью. Я даже начал приходить к выводу, что Дельфин как музыкант шагнул куда-то в запредельную сторону, то есть или в очень далекое будущее, или в совершенно недавнее прошлое (которое по законам времени и места не вызывает ничего, кроме тошноты и отторжения).
Это – музыка, составленная из шума. В подобном стиле работают достаточно серьезные музыканты – Филипп Глас, например, у которого всегда очень жесткая и четко продуманная структура и который один и тот же музыкальный кусок повторяет бесконечное число раз, изменяя его ритм; или Мередит Монк, чья музыка состоит из повторяющихся хаотически фраз, пропетых самой Мередит или ее «музыкантами»; или Карл-Хайнц Штокгаузен, который работает, к примеру, с индустриальными шумами или пишет опус, ритмообразующей основой которого является шум винта вертолета.
Но ближе всего это к Джону Кейджу и его радикальным экспериментам со звуковым хаосом.

Все это вышеперечисленное есть в новом альбоме Дельфина. Первая строка первой же песни: «Моя драм-машина чеканит ритм» задает весь альбом.
Очень жесткий, очищенный от всего лишнего бит, больше напоминающий ранних, к примеру, норвежских минималистов, на который в качестве инкрустации положен гитарный запил. Но не гитарный запил в классическом роковом понимании этого слова – такой звук бывает, когда музыкант слишком близко подходит к динамику и динамик начинает выдавать электрические помехи, облеченные в неконтролируемый визгливый вопль, иногда уходящий за пределы человеческих слуховых возможностей.

Плюс ко всему третьим слоем на это ложится голос самого Дельфина: холодный, спокойный, без всяких интонаций начитывающий запредельный текст об убийстве собаки или о том, как били уродов дети велосипедными цепями.

Слушать это очень трудно. На работе или дома. Просто потому, что пытаешься слушать так, чтобы не мешать окружающим. В конце концов, они могут тебя неправильно понять.

Понятно, что концерт в поддержку альбома – это не только новый альбом, это и проверенные временем хиты. Дельфин поступает в лучших традициях современного шоу-бизнеса. Все песни – и старые, и новые – являются одним телом.

Нежная хрустальная «Весна» – «Мы обязательно встретимся, слышишь меня, прости», – пропущенная через бит и гитарный нойз, оборачивается жесткой и ритмичной; по большому счету, поп-балада «Любовь» наполняется совершенно новым смыслом, когда очищается от всех украшательств и звучит практически как стук влюбленного сердца.
Сам же альбом «Юность» теперь, когда Дельфин поет его вживую, то есть когда слышно его дыхание, слышно как он сбивается, когда у него вдруг перехватывает горло и он сглатывает несколько слов – открывается с новой стороны.

Само понятие нойза, которым чаще всего характеризуют этот альбом, а Дельфин, как мы выяснили, не протестует против таких аттестаций, отсылает, в том числе, и к новой японской поп-музыке. Причем известная достаточно хорошо на Западе, в России эта музыка не распространена повсеместно, и таким образом, забыто главное правило при прослушивание нойза – уровень звука.
Альбом «Юность», и это доказал концерт, – это не альбом «Звезда». Если «Звезду» можно и нужно слушать в одиночестве в метро, поздно вечером возвращаясь в одинокий дом, то «Юность» необходимо слушать на максимально возможной громкости, и даже еще громче. Только тогда она играет всеми красками, и оказывается что вот то, что издалека кажется шумом с близлежащей стройки – это жесткая и хорошо продуманная структура.

На сцене барабанная установка, обозначенная драм-машина и два человека – Дельфин, который к ритму драм-машины добавляет свой стук, и гитарист, который в перерывах между песнями делает вид, что настраивает гитару, но внутри самой песни, как в хорошей джазовой композиции, не просто ведет свою тему, а практически на равных «поет» с Дельфином.

Я стою на невысокой ступеньке и вижу сцену поверх голов пришедших на концерт. Я вижу Дельфина, у которого перевязана левая рука, он периодически ее разминает и пару раз теряет барабанную палочку. Он практически не двигается, только иногда в перерывах между песнями (которые заняты невнятным электрическим гулом) пьет воду, вытирает пот с лица футболкой и подтягивает джинсы. Я вижу людей, которые вытягивают руки вверх с телефонами и фотоаппаратами и фотографируют Дельфина. Причем на входе всем объясняют, что фотографировать можно, но без вспышки – все все равно вспыхивают.

Я вижу экран за спиной Дельфина, на котором проецируют крайне странное и немного болезненное видео. Я стою так, что каждый ритмический удар не столько слышу, сколько чувствую диафрагмой. Вокруг меня – модно одетые подростки, для большинства из которых это не новая музыка (а в музыкальном смысле теперь после концерта я могу сказать, что Дельфин, действительно, широко шагнул – одно то, что он безболезненно перенес приемы Монк и Кейджа, и Гласа на «поп-сцену» – большое достоинство), это не протест, не концепт, не высказывание. Это – модное времяпрепровождение. Есть площадки, где поет Витас; есть клубы, где играет очередной модный (в этом месяце модный) накокаиненый ди-джей; есть клубы, где концерт Дельфина – но для них это все события одного порядка.

Я понимаю, почему Дельфин с таким презрением и недоверием относится ко всем вокруг: на четвертом десятке быть кумиром молодежи – это, скорее, поражение, чем победа. Петь про то, что нужно быть сильным тупым подростком, – есть от чего впасть в отчаяние.

«Мы обязательно встретимся, слышишь меня, прости», – Дельфин поет «Весну». «Там, куда я ухожу – весна». Зал подпевает. Я пытаюсь тоже подпевать, но у меня в горле стоит ком. Я, кажется, плачу. От красоты всего происходящего. Я вижу Дельфина, он смотрит на меня. Мы встречаемся взглядами. «Я знаю, ты сможешь меня найти»…
Весь мир и все время сжимается в маленькую точку в «здесь и сейчас», и за пределами этой точки нет ничего. Но и не надо.
 
 [ link ] [ Comments : 31 ]