Kactus

Login:  Pass:  
  << · 26.06.2006 · >> | home | about | archive | keywords

Об одном празднике

   / 10:37  
|  keywords: впечатления, праздники, китай

Начну с легенды в моем вольном пересказе. Давным-давно, тысячи две лет тому назад жил-был в Китае один мужик, звали его Цюй Юань.

Работал он сперва большой шишкой при местном императоре, происхождение имел знатное, короче жил неплохо. Но ему все время чего-то не хватало, скучно что-ли было, а поскольку мужик этот имел умище не хуже Карла Маркса, то просто вести скучную размеренную жизнь погрязшего в коррупции министра ему казалось скучным, а посему устроился он по-совместительству Великим Поэтом и Философом. Должность, конечно, почетная, однако, сложная очень: рабочий день ненормирован, заработки нерегулярные. Хотя заработков ему сперва и на основной работе хватало выше головы, а вот с пониманием руководства и коллег по основной службе пришлось проститься. Всюду интриги, да и кому приятно осознавать, что подчиненный или коллега в сто раз тебя умнее. Выперли мужика с основной работы, уволили за систематические прогулы и загулы. Ладно, с работы выперли, так еще и со столицы выгнали. Пришлось срочно перебраться в провинцию и там прозябать. Там, ему, по-срочному, пришлось положить начало стилю древней китайской поэзии «Чу Цы» («Саоти»), из которого позже выросли такие сборники как «Чуские строфы» и «Книга Стихов». Там же, в припадках ностальгии он наваял такие потрясающие бредни, как "Лисао" ("Скорбь изгнанника") и "Небесные узоры", а так же много всего прочего. Цюй Юань и раньше имел такое странное хобби, как любовь к Родине, ее он считал самой сильной в мире, сравнивал с любовью к матери, считал, что чувство это сильнее любви к женщине. Короче, трубил по всем углам как хорошо в родном Китае и как он его любит. И, видимо, не знаком он был с трудами пьяных древних греков, живших в бочках и искавших истину на дне стакана, что всякая свинья свою лужу хвалит. Со временем хобби стало манией. А тут еще и бывший босс-император «люлей» от соседа-конкурента по полной программе получил. Окончательно огорчившись, Цюй Юань сделал вывод – лучший способ доказать свою преданность  Родине – самопожертвование. Способ героически умереть на войне был отвергнут по двум причинам: во первых, забраковал местный военкомат, а во вторых, на войне гибнут тысячи людей – Родина может не заметить героизма одиночки. А посему, у поэта возник более оригинальный план: он написал на всякий случай свое последнее произведение «Хуайша» и, прилюдно, с воплем: «За Родину! Банзай!» сбросился с высокой скалы в реку Милоцзян и разбился нахрен. Поступок сей был признан оригинальным, методика – достойной подражания, а вклад в мировую литературу – бесценным. Были выданы (посмертно) патент, авторское свидетельство, орден и Нобелевская премия по химии (другой под рукой не было). Тело торжественно погребли под Великой Китайской стеной.

«Погиб поэт, невольник чести», аккурат 5 числа 5 месяца по китайскому лунному календарю. С тех пор благодарные потомки ежегодно отмечают довольно веселый и своеобразный праздник «Дуань У» (две пятерки), не особо задумываясь, чего собственно празднуют. Но, к слову сказать, большинство китайцев знает его стихи, примерно как у нас Пушкина – в школе обязаловка пару-тройку стихов наизусть.

В 2006 году праздник этот пришелся на 31 мая. Празднуется он довольно своеобразно. Часа в четыре утра практически все население Китая (все кому не лень и есть возможность) сосредотачивается в относительно небольшом количестве мест: парках, площадях, стадионах, скверах, водоемах, короче, в каждом населенном пункте есть свои «тусовочные» места – там и собираются.

Почему так рано? Да все очень просто – рациональность: день официально рабочий, в 4-5 утра уже довольно светло и солнечно, так что большинство населения успеет и праздник встретить и не опаздать на работу. А праздник значительный для китайцев, очень плохая примета «остаться по другую сторону праздника», не встретить его со всеми. Кстати, на Родине поэта-патриота-идиота предлагают объявить праздник «Дуань У» нематериальным мировым культурным наследием ЮНЕСКО.

Вот, народ скапливается в месте проведения праздника, толкучка ни с чем не сравнимая, учитывая плотность населения Китая. Кто-то участвует в шествии, кто-то танцует, кто-то просто пытается прогуливаться, что довольно непросто, «чувство локтя» соседа в области печени иногда сильно мешает. Всюду продают цветы, еду, мороженное, воздушные шарики, напитки и прочую соответствующую моменту дребедень. Владельцы окрестных магазинчиков и ресторанчиков за день собирают годовую выручку. Играет национальная музыка, танцуют люди в национальных костюмах, многие охотно присоединяются к ним. Тут же можно купить платок или веер для национальных танцев. Словом, обычное массовое гуляние. Пьяных не много: во-первых, многим на работу надо, во-вторых, они не русские. Отличительной особенностью является то, что обязательно нужно купить цветы, или хотя бы нарвать травы – это устоявшаяся традиция. Так же обязательно нужно купить (или самому приготовить) так называемые «цунцзы» — особый клейкий сорт риса, смешанный с финиками и завернутый в широкие длинные пальмовые или бамбуковые листья.

Как правило, «цунцзы» покупают тут же на гулянии, редко кто готовит их самостоятельно, длинная процедура: рис замачивается на 3-4 дня, смешивается с финиками, заворачивается в листья, перевязывается шелковой ниткой и варится на пару часов шесть. Проще купить готовые, одна штука стоит 0,5-0,7 юаня (1юань = 3,47 руб.) Одному человеку штуки 3-4 достаточно. Хранят в холодной воде, едят холодными – довольно вкусная штука. А повелась эта традиция с легенды о том, что когда Цюй Юань героически слетел в реку, а потрясенные поступком местные жители стали кидать туда же горстями рис, чтобы умилостивить речного голодного дракона.

Заворачивайте рис в длинные листья, а то вода разносит рисинки, и дракону ничего не достается", — порекомендовала крестьянам тень поэта. Так тело было спасено от зубов злобного ящера. Интересно, что в этом году газета «Чайна дейли» выступила в преддверии праздника с предупреждением: «Осторожно! Поедая традиционные «цзунцзы», помните, что вы подвергаете себя серьезной опасности! Производители «цзунцзы» нещадно обрабатывают листья медным купоросом или хлоридом меди, дабы как можно дольше сохранить «естественный зеленый» внешний вид кушанья. Эти химикаты признаны опасными канцерогенами … Качественные «цзунцзы» должны выглядеть потемневшими…»

Часов в 7-8 народ расходится завтракать, поедают «цунцзы» и, обязательно, варенные яйца. Далее кто-то на работу, кто-то гулять дальше. Днем начинается самое интересное, правда не во всех городах, а только там, где есть более или менее приличные водоемы – гонки на «драконовых лодках», довольно красивое соревнование.

Когда раздается сигнал, гребцы под барабанную дробь ритмично, чётко и синхронно гребут веслами, на деревянных ладьях, высеченных в форме драконов, они плывут по направлению к бую. Эти гонки официально признаны в Китае национальным видом спорта. Кстати, традиционные английские соревнования на байдарках не что иное, как перенятая в Китае традиция. Многие бросают работу, чтобы видеть это и поучаствовать в подпольном тотализаторе, что-то вроде скачек. Ставки достигают достаточно больших сумм.

Вечером народ старается уйти с работы пораньше, собираются по ресторанам, разумеется пьют. А потом, самые стойкие идут на вечернее шествие. С факелами, веерами под национальную музыку, издаваемую барабанами, бубнами и еще черт знает какими адскими инструментами, люди, выстроившись в ровные ряды перемещаются, танцуя, по улице или площади. Зрелище впечатляет: музыка задает определенный ритм, народ передвигается настолько синхронно, будто за плечами годы тренировки. Потом, все дружно расходятся, кто домой (завтра на работу), кто гулять дальше.

Словом, из легенды о безумном патриоте-поэте вышел довольно неплохой праздник. Можно подумать, что весь Китай рад, что одним идиотом меньше, ведь праздник – своего рода поминки. Однако ничего подобного – празднуется жизнь, лето, праздник «Дуань У». И никому нет дела до Великого Цюй Юаня.
 
 [ link ] posted by: Ain [ Comments : 37 ]