Kactus

Login:  Pass:  
  << · 26.02.2004 · >> | home | about | archive | keywords

О детских домах и воспитании

   / 16:26  
|  keywords: размышления

Приюты и детские дома появились в России и мире сравнительно недавно, веке в 19, так называемые сиротские дома (будем говорить об Отечестве), в них дети жили впроголодь, зачастую эти сиротские дома были обычными колониями для малолетних преступников. Над детьми издевались, заставляли работать помногу часов в день, хреново кормили, да и вообще жизнь была не ахти. После революции детям стали уделять гораздо больше внимания. Получили развитие труды таких известных педагогов как Макаренко и Сухомлинского. Начали появляться трудовые колонии для беспризорников, ночлежки и иные социальные заведения. Советская власть стремилась вырвать детей с улицы, дабы поскорее построить «светлое завтра». Рулило коллективное воспитание. Воспитание трудом. За несколько лет на улицах не стало беспризорников, малолетних воришек. Оставшиеся были исключением, а не явлением. Трудовые колонии за ненадобностью стали закрывать, а открывать детские дома, заведения, кардинально отличающиеся принципами воспитания и методами работы с детьми.

После Великой отечественной войны положение вновь потребовало вмешательства. Страна пережила великое горе, дети временно оказались не нужны никому. По каким-то причинам, руководство страны, решило не возвращаться к системе трудового воспитания детей. Видимо, это было посчитано неэффективным, либо забота о детях стала больше, и взрослые дяди и тети решили, что дети должны жить не в условиях колонии, а максимально приближенных к настоящей семье.

Идея, впрочем, как всегда, была превосходной. То, что ребенок получает в семье, будет вести его всю оставшуюся жизнь – это известная аксиома педагогики. Педагоги действительно становились родителями детей, вкладывая в них свою доброту и любовь. Вся страна заботилась о детях, пионерские и комсомольские организации, коммунистическая партия – вся мощь идеологической машины была направлена на воспитание. Пусть с трудом, но детям внушали определенные нормы, правила, жизненные принципы. Окружающие, зачастую на словах, но все же учили тому же. Воспитанникам детских домов давали жилье, помогали с учебой и работой, и они охотно учились, работали, приносили обществу пользу, и общество платило тем же. Все это служило мощным воспитательным фактором, который оказывал влияние на детей.

С приходом к власти некого плешивого и косноязычного гражданина, который за четыре года сделал то, чего не смог за семьдесят лет сделать весь буржуазный мир, в нашем обществе стали появляться новые слова, новые ценности, новые идеалы и т.п. и т.д. Образцом для детей стал уже не дядя Вася, передовик производства, который, работая бригадиром на Машзаводе, получает неплохие деньги, имеет квартиру, дачу, машину и видеодвойку, а собратья честного мафиози Саши Белого.

Если в семьях на произошедшие перемены отреагировали довольно таки оперативно, хотя кто как, то в детских домах надолго произошел застой. Вся страна училась жить по рыночным принципам, быстро постигая простые законы Российского бизнеса – кинь всех первым, пока не кинули тебя. Кто-то стал зарабатывать больше, кто-то меньше. Дети стали одеваться по-другому, у них вырисовывалась иная система ценностей. В детских домах по-прежнему учили равняться на Павлика Морозова и Павку Корчагина, рассказывали о добром дедушке Ленине и о том, куда нам всем надо идти (опять же в «светлое завтра»).

То что дети видели в школе и на улице, разительно отличалось от того, о чем им рассказывали воспитатели. А вскоре и рассказывать стало почти некому. Больше половины учителей и воспитателей ушли в бизнес. Кто хлебом торговать, кто шмотьем, кто водкой. Детские дома оказались в глубокой заднице. Не было денег на еду, на оплату коммунальных услуг, на зарплаты, на одежду для детей, на учебники, да и еще на много чего. Дети тем временем росли и готовились выйти в жизнь и вскоре это случилось. Они пришли в этот новый мир и что они увидели? Приличное образование платное, жилье платное, работы на которой бы нормально платили нет. Что остается молодому человеку, который «в самом расцвете сил» и возможностей оказался практически без перспектив? Либо стать бандитом, либо пытаться честно жить, заранее обрекая себя на неудачу.

Существует закрытая от общественности статистика, которая считает, сколько выпускников детских домов развелись, попали в места лишения свободы, окончили жизнь самоубийством, стали наркоманами и т.д. Цифры надо сказать немаленькие.

Сейчас положение несколько исправилось. Государство вновь пытается заботиться о детях, начинает платить зарплаты, выплачивать опекунские, помогать воспитанникам детских домов. Но помимо финансовой стороны, остается вопрос воспитания и обучения. Дети, живущие в детских домах воспитываются по принципам Советской педагогики 70-80 годов. Те принципы и категории давно морально устарели и прогнили. Культ насилия и порнографии, о котором все так много говорят, оказал свое влияние. Детям не хочется жить зарабатывая себе кусок хлеба трудом и потом, тем более что работа и заработок абсолютно непропорциональны. Зачем? Зачем когда можно жить гораздо легче не напрягаясь? Все равно воспитатели обязаны купить мне новые вещи, даже если я старые пропью/прокурю, все равно мне ничего такого не сделают если я не уберусь в комнате, они даже права не имеют меня наказать телесно! Все равно я получу свою порцию еды и стакан чая. Так зачем трудиться?! Зачем напрягаться?! Вот и получается, что когда ребенок готовится к выходу из детского дома, то он не готов к тому, что надо жить, зарабатывая трудом. Зачем?! Можно кого-нибудь ограбить на улице, это куда легче и проще! Надо только лоха какого-нибудь найти и все! Можно залезть в чужую квартиру, вытащить магнитолу из чужой машины и так далее. Вариантов множество! ЗАЧЕМ ТРУДИТЬСЯ?

В соответствии с должностными обязанностями я побывал во всех городских детских домах, почти во всех школах-интернатах и приютах. Так же довелось посетить и областные детские дома. Везде с кем я общался, отмечается проблема иждивения детей. То, что дети не готовы к труду, не приучаются работать. Все педагоги и директора говорят о том, что детям не надо давать рыбу, надо давать удочку и учить ловить рыбу!

Городской и областной социальные приюты для детей и подростков. Небольшой, но очень эффективный механизм повышения успеваемости и мотивации учебной деятельности, а также улучшения поведения – магазин, в котором учащиеся за набранные ими баллы могут себе что-то купить. После введения в работу этого магазина, успеваемость поползла вверх. Улучшилось поведение детей. Причем оказывается детям всех возрастов не много и надо. В магазине в основном маленькие игрушки для малышей, и канцелярия и всякие мелочи для тех, кто постарше.

Детский дом села Колочное. С приходом нового директора произошли великие изменения. Она не стала выдумывать велосипед, а просто собрала детей и поговорила. Детям предложили или жить как раньше впроголодь на мерзлой картошке, либо своим трудом зарабатывать деньги и улучшать свой рацион. Сейчас в детском доме свое небольшое хозяйство. У девочек и мальчиков свои теплицы, за которыми они ухаживают. Дети помогают друг другу, у детей появились новые вещи, мебель. Зимой пьют свое молоко и едят свои овощи. Правда случилась беда. Кто-то из местных алкашей (а их там 70% населения), спьяну поджог хозяйственные постройки детского дома. Сгорел почти весь урожай, и часть живности. Сейчас потихоньку восстанавливают хозяйство, в чем неплохо помог социальный приют расположенный в Атамановке.

Не знаю, помните ли вы, что за мерзопакостное заведение был этот социальный приют в Атамановке. Я помню, поэтому когда увидел по «Альтесу» изменения, произошедшие там, то у меня чуть глаз не выпал. В здании сделан капитальный ремонт, у старичков и старушек новая мебель, пластиковые окна и двери, оборудованные медицинские кабинеты и квалифицированный персонал, свое немаленькое хозяйство. Раньше это была такая дыра, что оттуда бежали как из тюрьмы. Окон не было, крыша протекала, в стенах дыры и трещины, белья нет, бабки-дедки лежат кто как, грязно, ужас одним словом! Сейчас же они говорят о приюте как о своем доме, рады жить там и с удовольствием возвращаются туда. А всего-то, поставили нормального директора, который сумел поднять развалину и сделать нечто приличное. Естественно не один, помог Рева и его Комитет социальной поддержки (или как там он называется), спонсоры.

Но речь не об этом, этот самый социальный приют помог детскому дому Колочного: подарили индоуток, шиншилловых кроликов, помогли с урожаем. Какой-то рудник, не помню, какой именно, подарил лошадь. После всех этих изменений, которые стала двигать новый директор детского дома, прекратились побеги детей, раньше они оттуда бегали постоянно, дети ходят в приличных нормальных вещах, кандидат в депутаты Романов подарил в предвыборную пору тренажеры (надо сказать этот дядька перед выборами много чего хорошего сделал, может, есть смысл делать выборы раза в два чаще?), сейчас сельсовет планирует капитальный ремонт здания.

Дети в детском доме Колочного, постоянно трудятся, знают что это такое и готовы к труду. Но у них немного другая проблема. Ребята воспитываются в деревне и в городе не бывают, поэтому, когда приезжают учиться или работать, у них бывают проблемы с адаптацией, но тем не менее, они десять раз подумают прежде чем пойти на преступление, они готовы к самостоятельной жизни, не ждут когда дяди и тети дадут денюжек или покушать или что-то купят. Они готовы жить, готовы к тому, что придется трудиться.

А теперь хотелось бы задать вопрос специалистам, буде таковые прочтут сие, или людям знакомым с педагогикой, либо просто понявшими проблему – может есть смысл вернуться к трудовым колониям и трудовому воспитанию? Тем более, что беспризорников на улицах почти столько же, как после революции.
 
 [ link ] posted by: Yurochka [ Comments : 8 ]

«Объябление»

   / 12:23  
|  keywords: юмор, фотографии

"Объябление"

Без комментариев :)
 
 [ link ] posted by: svatoff [ Comments : 4 ]