Kactus

Login:  Pass:  
  << · 25.04.2005 · >> | home | about | archive | keywords

Фиговый листок

   / 09:52  
|  keywords: критика

автор: Sharkan

Социология одна из тех наук, что знает о нас все или почти все. Как живем, где работаем, сколько получаем, что пьем и что едим. Вот теперь социология знает, что читаем. Газета «Экстра» №16 опубликовала результаты социологического исследования с целью замера рейтинга СМИ.

Естественно, в рейтинге по всем статьям лидирует, вот не догадаетесь, газета «Экстра». Она и самая читаемая, и тираж у неё самый-самый. Из всех статистических выкладок выходит, что лучше этой газеты на всем белом свете лучше ничего и нету.

В разделе «всегда читаю» «Экстра» набрала 22,9% против 21,2% у «Эффекта» и 19,9% у «Земли». Лидерство неочевидное, но все ж таки исследование проводилось среди 10 829 человек.

Единственно о чем забыли упомянуть в статейке так это о проценте ошибки, допустимом при любом социологическом исследовании. Быть может, в «Экстре» не знают о погрешностях всех социологических исследований? Нет. В том же номере, на следующей странице в статье «Лучше плохо ехать, чем хорошо стоять» упомянуто, что в социологическом исследовании «Отношение горожан к работе общественного транспорта» процент вероятной ошибки составляет плюс-минус 6%.

Знакомы, оказывается, да только не стали об этом упоминать. Ведь если приложить этот процент, 6%, к исследованию о читаемости газет, то все становится если не с ног на голову, то очень многое меняет. Даже если приложить к поданным цифрам минимально допустимый процент погрешности в 2%, то лидерство «Экстры» становится даже не призрачным, оно исчезает.

Ну, это не удивительно. Публикуй тот же отчет о соцопросе, «Эффект», то и результаты были бы иные. Или акценты были расставлены иначе. Это же как в анекдоте о крокодиле:

« — Вот нильский крокодил, от головы до хвоста 6 метров, а от хвоста до головы 7 метров.
— Но позвольте, как так?
— Наш крокодил, как хотим так и меряем!»

В данном случае, было бы гораздо корректнее говорить о равенстве в рейтинге прессы. При минимально допустимой погрешности, все три газеты идут вровень, что называется «ноздря в ноздрю» и устраивать страшный шум из своего мнимого лидерства «экстровцам» вовсе не стоит. И тем более не стоит делать данные социологического исследования краеугольным камнем своей новой рекламной кампании.

Это той рекламе, в которой три голых мужика после напряженного сбора макулатуры решили в бане освежиться, да очереди своей никак не дождутся. Двое уже начитались ожидаючи, а третий все глядит и глядит в листок от «Экстры», последние четыре странички её дочитывает.

Расстановка газетных кип, по всей видимости, должна олицетворять некую таблицу рейтингов газет, о некорректности которого мы упомянули. Мол, читают одну лишь «Экстру», все остальные местные газеты исполняют роль фиговых листочков. Так или примерно так.

Мне лично в этой картинке видится несколько иной смысл. Помните, какое то время назад «Экстра» позиционировала себя на рынке с лозунгом: «Мы пишем о том, о чем другие молчат!» Вот так, скромно. Не больше, не меньше. Скульптурная группа с тремя читающими мальчиками – это как раз продолжение старой темы. Только теперь она должна звучать примерно так: «Газета «Экстра» — ничего кроме голой правды!» С одной лишь оговоркой – все самые интересные и заслуживающие внимания факты надежно прибиты фиговыми листочками.

Сама «Экстра» пишет о себе следующее:
«Издание, в котором много статей, заметок, репортажей и интервью – это информационная газета – традиционный, самый привычный для читателя вид газет».

Тогда почему, позвольте спросить, у информационной газеты вся первая страница под завязку забита рекламой? Как театр начинается с вешалки, так и газета начинается с первой страницы. Это то, кстати, и отпугивает многих от газеты.

Как-то знакомый, он сам из Москвы, на вечер попросил почитать газетенку какую-нибудь, чтобы проникнуться местным колоритом. На столе лежала «Экстра», говорю: «возьми почитай». «Да ну, это же обыкновенная купи-продайка», — сказал он, кинув взгляд на обложку. Я его переубедил, номер он бегло просмотрел, но газету все ж таки не взял, выдернул программу ТВ: «лучше телевизор посмотрю в гостинице, здесь все равно читать нечего».

Плох тот издатель и главный редактор периодического издания, что не хочет видеть свою газету лучшей среди всех прочих, но и выдавать желаемое за действительное, мягко говоря, не хорошо.

Вот такая статистика!
 
 [ link ] [ Comments : 17 ]