Kactus

Login:  Pass:  
  << · 25.02.2005 · >> | home | about | archive | keywords

Самый, самый, самый человек дорогой…

   / 09:42  
|  keywords: кино, размышления

автор: Dennnis

Почти в самом финале у героя случается «флэшбэк» (так в кино зовут опредметченное воспоминание) — он видит себя маленьким мальчиком. Мальчик, со взглядом подростка, видевшего МТВ и не видевшего Кетрин Хепберн и Аву Гарднер, очень пафосно смотрит в камеру и говорит что-то вроде: я стану самым богатым, сниму самый лучший фильм и стану лучшим пилотом в мире. Как-то так.

С моим главным редактором в маленькой районной газете мы давно уже задумали написать книгу рецензий. То есть я пишу рецензии, а он пишет предисловие к этим текстам. Причем предисловие по объему равно основному тексту. Эдакий концептуализм в стиле «Медгерменевтов». Самое интересное – это тематика. Рецензии исключительно на современные блокбастеры, которые все посмотрели, пошумели, а через месяц забыли. И теперь они есть и «Оскаров» наполучали, а их все равно никто не смотрит. Первым был бы «Титаник» потом обязательно «Гладиатор», «Человек паук», «Пираты Карибского моря», «Последний самурай», «Атака клонов» (конечно же) и прочее. То есть, то, что никогда не станет классикой кинематографа, но потрачено ТАК много денег — куда деваться.

Но, правда, идея повисла в воздухе, он не может начать писать предисловие, пока я не напишу основной корпус, а мне лень. В общем, все по Паскалю: «Хотел записать ускользнувшую мысль – вместо этого пишу, что мысль ускользнула».

Знаю, сейчас меня опять будут обвинять в болезненном самолюбовании, поэтому поговорим о чем-нибудь другом.

В пантеоне кинобогов первое место, конечно, уже давно застолбил себе Орсон Уэлс. В 26 лет снять «Гражданина Кейна» — это неосуществимая мечта любого тарантино. Сам по себе фильм является вольной экранизацией биографии одного самых странных персонажей американской истории — Говарда Хьюза. Хьюзу, говорят, фильм не понравился. Он даже пытался его запретить. Но это все уже дела слишком давно минувших дней. Там уже все умерли. Даже тот 16-летний мальчик, что работал осветителем, по фамилии Кубрик, и тот уже умер. Зато жив Мартин Скорсезе. И Леонардо Ди Каприо тоже жив. Поэтому можно позволить себе все. Ну, или почти все. (Последняя фраза взята из рекламного проспекта одного нью-йоркского порнокинотеатра).

Вот они и сделали «Авиатора». Два с половиной часа человеческой трагедии. Сначала все было хорошо. Великие рекорды (мировой рекорд скорости, за сколько-то там дней вокруг света), любовь мировых знаменитостей (Кетрин Хепберн, Ава Гарднер), удачливый кинопродюсер, ну и, конечно, один из самых богатых людей Америки (богаче были только Рокфеллеры и Форд). Короче, все в соответствии с вышеуказанным планом. Потом все разрушило безумие. В финале жизни он заперся в своем поместье, и не показывался с тех пор больше никогда. Когда умер – все спросили: «А он что, был жив?».

авиатор

Скорсезе, конечно, немного подправил историю, чтобы гладко выходило, и снял фильм, по большей части, не столько о Хьюзе, сколько о Человеке. Эдакий театр теней. Узнаваемые образы узнаваемы по контуру, а внутри может быть что угодно: черная бумага, клеенка, картонка от упаковки, утка, прядь милых волос. Можно поставить на полку «Фильмы о неизвестных кусках истории Америки». У нас школьники ходят на «Войну и мир» когда им лень читать оригинал. У них это тоже практикуется.

(В этом контексте поражает в частности финал фильма. У Хьюза был проект построить самый большой самолет в мире. Титаник с крыльями. Построил. Назвал «Геркулес». И пообещал, что если его «Геркулес» не взлетит, Хьюз навсегда уедет из страны. И тут небольшое расхождение. В жизни «Геркулес» взлетел метров на 7 над водой и продержался ну не больше получаса в воздухе, потом пришлось посадить. В фильме они этим «Геркулесом» только что мертвых петель не делали. Для чего такая, казалось бы, незначительная деталь, чтобы в доходчивых образах показать, что человеческий дух убить трудно (как говорила одна бабушка: «Даже электрической пилой»). Из цикла — историкам все равно, Скорсезе — приятно).

Теперь, внимание! Закурите, сосредоточьтесь. Сейчас будет главная мысль текста. Сводим вместе все куски.

Скорсезе режиссер не равный Уэлсу, но тоже примечательный, а в чем-то и просто умница. В конце концов, он был виновником покушения на Рейгана. (Тоже еще та история. Его «Таксист» -фильм о человеке, который покушался на президента США. Тогда в фильме в первый раз засветилась 16-летняя Джоди Фостер в роли проститутки. Когда арестовали человека, стрелявшего в Рейгана, на вопрос: «Почему он это сделал?», он сказал, что «хотел понравиться Джоди Фостер»). Но к концу жизни почему-то решил снимать масштабные трагедии («Банды Нью-Йорка», «Авиатор»). Говард Хьюз, умерший в окружении сиделки в своем огромном особняке, тоже засветился в кинематографе. Его «Ангелы ада» (съемкам которого был посвящен значительный кусок «Авиатора») реально был самым дорогим фильмом 20-х годов. Но ведь и «Титаник» был самым дорогим фильмом. А бюджета «Атаки клонов» хватило бы на один пилотируемый полет на Марс. Можно, конечно, долго спорить о том, чего вы больше хотите: сказки про принцессу Амидалу с бубликами на голове и благородными джедаями с мечами от дряхлеющего убийцы (А вы не знали? Спилберг и Лукас убили кинематограф! Это именно им мы обязаны надписью на афише: «Бюджет фильма: столько-то миллионов»). Или посмотреть в реальном времени, как представитель земли пожимает щупальце марсианского туземца. В любом случае совершенно неуместный, неправильный, режущий слух как фальшивая нота флэшбэк (я стану самым богатым, сниму самый лучший фильм и стану лучшим пилотом в мире) мне лично открыл глаза. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ — это значит самый дорогой. С точки зрения производства. С точки зрения денег.

Вот так вот. Теперь вот сигарету докурю и пойду – включу себе Фасбиндера в DVD-ке.
 
 [ link ] [ Comments : 19 ]