Kactus

Login:  Pass:  
  << · 23.11.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Ликбезничаем

   / 11:32  
|  keywords: политика

Думаю, все заметили, как значительно политизировался в последнее время наш ресурс. И это совсем не удивительно, учитывая как торпедирована сейчас вся масс-медийная атмосфера. Все подспудно ощущают, что политические события последнего времени знаковые, судьбоносные для нашей страны. Причём, если дипломатическим или административным решениям практически любой человек может дать достаточно трезвую оценку, то оценить экономические преобразования зачастую весьма затруднительно. Например, все мы интуитивно догадываемся, что раздача архипелагов братьям нашим меньшим это весьма сомнительное достижение российских дипломатов. Но в тоже время многие из нас после сообщений о том, что ФРС снизила ставку рефинансирования, индекс РТС достиг 670 и ратифицирован Киотский договор, пребывают в задумчивости, радоваться им таким новостям или стреляться. Сказывается тот факт, что в том граните, что мы грызли в образовательных заведениях, процент экономических наук был весьма скромен. И теперь приходится восполнять «недогрызанные» знания из различных источников. Жадным до инфы автором были просеяны через глаза десятки статей экономического характера, и данный пост является кратким обобщением всего этого материала.

Речь пойдёт, прежде всего, о современном состоянии российской экономики и о так называемом «американском структурном кризисе». Думаю, все понимают, что совершенно не уместно подходить к макроэкономике с пролетарской простотой, поэтому стиль изложения будет не декларативно-лозунговый, а дайджесто-имхообразный. Также, дабы не распылять внимание читателя, я умышленно не стал перегружать пост тяжёлыми линками на сопроводительные аналитические материалы.

Все мы прекрасно помним, как при Ельцине экономику (практически на полном автопилоте) бросало от одного кризиса к другому. По сравнению с тем временем сегодняшняя стабильность выглядит значительным достижением. Инфляция перестала быть скачкообразной и галопирующей, задолженностей по зарплате практически не наблюдается, доходы населения увеличились, производство возросло и т.д. Сейчас не наблюдается ни одного из тех экономических факторов, которые привели к дефолту 98 года. Дефицит бюджета эпохи Кириенко сменился профицитом (положительное сальдо бюджета, превышение доходов государственного бюджета над его расходами), рост внешнего долга – практически полным отказом от западных кредитов, скудные резервы Центробанка – увеличением золото-валютных резервов страны до 112 млрд. долларов, завышенный курс рубля – умышленно сдерживаемым, недостаток денежной массы в стране – её избытком. По сравнению с циничной, абсолютно безнравственной политикой российских властей 90-ых действия администрации Путина выглядят намного более ответственными и грамотными. Из крупных экономических провалов можно назвать лишь «дело ЮКОСа». Но к нему мы вернёмся чуть позже, а сейчас поговорим о приоритетных экономических задачах нашего правительства.

Братэллы, а почему вашему предводителю зарплату не в нефтебаксах выдают, а какими-то открытками с памятником Ярославу Мудрому?

И Минфин, и президент неоднократно подчеркивали, что одной из основных задач является выплата внешнего долга. Причём, желательно опережающими темпами. Строго говоря, в мировой экономике подобного рода вещи не практикуются. Потому как понятно, что государству-кредитору выгоднее, чтобы выплата долга «размазывалась» на максимальное количество лет под высокий годовой процент. То есть Россия при опережающей выплате: высвобождает имеющийся сейчас излишек нефтедолларов, сокращает расходы на выплату долгов и лишает кредиторов возможности давления на страну-должника при решении каких-то спорных политических вопросов. Наш внешний долг в данный момент составляет 127 млрд. долларов (в 2000 году он составлял 158 млрд.) и эта сумма не вселяет особых опасений.

Первоочередной задачей же Центробанка (ЦБ) является удержание инфляции в рамках бюджетного прогноза. Причём, равно негативным считается «вылет из коридора» как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления рубля. В первом случае это подстёгивает инфляцию, во втором — ослабляет конкурентоспособность отечественной продукции. То есть, высокий курс рубля напрямую способствует увеличению импорта, ослаблению позиций российского производителя, банкротству предприятий, которые не отвечают достаточным требованиям по производительности труда и эффективности производства. Таким образом, рубль оказывается «привязанным» к доллару и ЦБ при низком спросе на доллары приходится активно скупать американскую валюту, чтобы избежать её резкого падения. Во многом именно с этим вызвано значительное увеличение нашего золото-валютного резерва (ЗВР). Причём, надо понимать, что ЗВР это не «заначка», не «прибыль» заработанная государством через налоги или что-то ещё, а высоколиквидные активы, которыми обеспечиваются обращающиеся рубли. То есть без ЗВР государственная валюта это просто бумажка, за которой ничего реально не стоит.

Помимо этого ЦБ контролирует эмиссию (выпуск в обращение) денежной массы. В нашей стране контроль за циркулирующей внутри страны денежной массой на особом счету. Потому как у российского «финансового штурвала» последние десять с лишним лет находятся сплошь «пещерные» монетаристы. От Гайдара через Кириенко к Илларионову и Грефу. Суть монетаризма как экономической теории состоит в том, что совокупный объём продукта и уровень цен ставится в прямую зависимость от изменения предложения денег. То есть утверждается, что безинфляционного роста экономики можно достичь лишь с помощью жёсткого контроля над обращаемой денежной массой. Другими словами утверждается, что обращение – первично, а вот само производство – вторично. Монетаризм в мировом масштабе это эффективный инструмент для спекулятивных финансовых манипуляций с участием Международного валютного фонда. Эту теорию резко критикуют многие экономисты вроде американского Линдоша Лураша или российского Сергея Глазьева.

Именно для «стерилизации» избыточной денежной массы (связанной со сверхдоходами от импорта нефти) в 2003 году был создан стабилизационный фонд, суть которого сводится к вложению нефтедолларов в казначейские обязательства США. Главная цель фонда это создание гарантов на случай негативных изменений мировой конъюнктуры на нефть и газ. Надо отметить, что в мировой практике создание подобных фондов это весьма распространённая и разумная мера для стран сырьевых экспортёров (Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили, Казахстан и т.д.). Не менее важный аспект деятельности ЦБ это кредитование коммерческих банков. Величина процентной ставки такого кредита (ставки рефинансирования) отражает заинтересованность коммерческих банков в заимствовании дополнительных резервов. Снижение ставки ведёт к росту объёма корпоративных инвестиций и расходов населения, стимулируя увеличение валового внутреннего продукта (совокупной стоимости конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны). С этих позиций сегодняшняя ставка рефинансирования ЦБ в 13% это серьёзное достижение.

Рассмотренные экономические успехи это лишь одна сторона медали. Взвешивая pro et contra сегодняшней экономики России отчетливо видно, что вторая чаша, к сожалению, перевешивает. И в оценке здесь солидарны и отечественные и зарубежные эксперты. Кремлевская администрация, успокоенная высокими доходами от экспорта нефти, упустила момент для проведения структурных реформ, направленный на дальнейшее поддержание экономического роста. В частности, сокращение вмешательства государства, либерализация крупных энергетических монополий, укрепление банковского сектора и т.д. Сама власть признаёт это. Например, Андрей Илларионов (советник президента по экономическим вопросам) заявил недавно, что без высоких мировых цен на нефть сейчас мы бы имели не экономический рост, а спад, так как экономическая политика правительства перестала быть эффективной. ЦБ уже практически не может препятствовать укреплению рубля, нефтегазовый комплекс достиг максимума экспортных возможностей – дальнейший рост просто невозможен без обновления инфраструктуры. Неутешительные данные приводит и министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Рентабельные запасы российского золота будут исчерпаны в 2011 году, рентабельные запасы нефти, меди, урана и коренного золота — в 2015 году. Отсутствие долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы после наступления указанных сроков приведёт к острой проблеме дефицита полезных ископаемых. Суровая правда состоит в том, что за последние два года Россия лишь сильнее подсела на «нефтяную иглу». А как заканчивают жизнь наркоманы, все мы знаем.

Также пишу на Lisp, Clipper, ABC, Cobol, ADA, Smalltalk, VB, PHP, Jscript, Perl, Forth,Fortran, Pascal, Turbo Pascal и Delphi за питьё!

Другое неотъемлемое условие экономического роста это фактор доверия западных инвесторов. Жан Батист Кольбер (министр финансов при Людовике XIX) говорил: «Налогообложение это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка». Нашу прокуратуру такому искусству, похоже, никто не обучал. Потому что самого «перьевого гуся» в сопровождении истерического «писка» всего «скотного двора» заточили в место, где молчат матросы. У западных «гусей» от такого произвола натурально «клювы отвисли», и большинство из них зареклось пока ходить в такой опасный «гусятник». А доморощенные «гуси», видя как хозяин играючи меняет правила, начали открыто выводить «перья» в оффшор уже практически никого не стесняясь. Со стороны всё это выглядит не как торжество закона, а как обструкции таинственных злопыхателей, твердо намеренных ни в коем случае не допустить экономического роста России. Действительно, если инвестиции в ЮКОС всего за полгода (при такой-то нефтяной конъюнктуре и таком менеджменте!) обесценились в четыре раза, то наш рынок это последнее место, куда пойдёт здравомыслящий инвестор.

Как говорится, аппетит приходит во время еды. Кремль, похоже, решительно намерен окончательно завалить «зелёную пирамиду» (элемент лейбла компании), намереваясь 19 декабря выставить на аукцион 76,79% акций «Юганскнефтегаза», основного добывающего актива (60% от общего объема) ЮКОСа, со стартовой ценой 8,5 млрд. долларов. Напомню, что общая сумма налоговых претензий государства ко второму своему налогоплательщику (после Газпрома) составляет 18,5 млрд. долларов. Что-то слабо верится в то, что нашему государству (не знающему куда нефтедоллары девать) так срочно понадобились средства, что оно по бросовой цене избавляется от активов крупнейшей нефтедобывающей компании. Невозможно избавиться от ощущения, что какие-то закулисные персоны так присосались к денежной артерии ЮКОСа, что баксы у них не то что по усам, а уже и по ушам текут.

Неоднозначность многих решений Кремля в последнее время рационально объяснить просто невозможно. Зачем, например, было спешить с монетизацией льгот, когда расчётная база для такого решения совершенно не подготовлена. Несвоевременность рассылки спама от пенсионного фонда покажется детским лепетом, когда в начале следующего года льготники оценят масштабы неподготовленности многих регионов к подобным выплатам. А тот, кто всё же их получит, вряд ли останется доволен полученными крохами. В итоге получаем очередной удар по имиджу президента. С этой позиции весьма правдоподобным кажется смысл термина «политическая инфляция», который был введён политологами в этом году. Суть их рассуждений сводится к следующему.

Все мы видим, как разрастаются по ветвям власти уже не просто ростки, а настоящие заросли коррупции. Внятных методов противодействия ей из уст президента мы не слышим. И это совершенно не удивительно, потому как Путин это не более чем красивая декорация бюрократии и номенклатуры. Чиновник это его основа, его сила. Не может же он воевать против самого себя. А самих чиновников собственные проблемы интересуют больше, чем проблемы страны. Необходимость как-то управлять страной, принимать какие-то политические решения очень отвлекают их от действительно нужных и важных на их взгляд дел вроде разворовывания того, до чего не дотянулись приватизаторы 90-ых. Дабы как можно реже отвлекаться на «государствоуправление» ими был изобретён гениальный способ усыпления бдительности народа. Для этого оказалось достаточно того, чтобы каждое следующее решение власти было «круче» предыдущего. В итоге после провозглашения очередной административной реформы или отмены губернаторских выборов народ лишь удивлённо пялит глаза в телеэкран, начисто забывая о предыдущих ошибках Кремля. В связи с этим главным критерием управленческих решений становится их неожиданность и скандальность. Главная опасность «политической инфляции» в том, что каждый следующий шаг Кремля сохраняет традицию непродуманности и неэффективности предыдущего, то есть всё сильней раскачивает остов власти. Собственно коррупция это и есть проявление неэффективности управления, и её рост напрямую связан с принятием бездумных и разрушительных решений. У нас как в сказке — чем дальше, тем страшнее.

Нихрена себе на горочке покаталась!

Продолжение следует…
 
 [ link ] posted by: p0is0n [ Comments : 70 ]