Kactus

Login:  Pass:  
  << · 22.10.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Info superhighway interaction

   / 07:47  
|  keywords: размышления

Сабж выхвачен из творчества «Пары беспредельщиков» десятилетней давности, но и сегодня текст композиции звучит на редкость актуально. Потому как живем мы в эпоху стремительного развития инфосферы (универсальная интеллектуальная информационная среда, создаваемая объединением глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем), когда информация стала для любой страны поистине стратегическим ресурсом и объем её от года к году не просто увеличивается, а лавинообразно нарастает. Это хорошо заметно при рассмотрении основных видов поступления информации.

Житель средневековой Европы, узнавший по рассказам о деловом визите своего герцога в соседнее герцогство (представлявшем собой двухнедельный запой с истреблением огромного количества мясной живности), о котировках зерна на Парижской ярмарке, об очередной забастовке виноделов в Шампане и о неудачном выступлении своего феодала на рыцарском турнире в Португалии, мог считать, что минувший месяц был чрезвычайно информативным и щедрым на события. А сегодня любой человек черпает сходную дозу информации из одного единственного телевизионного новостного блока. Вся эта прорва дубовицко-петросянского тупняка, псевдоскандальных ток-шоу, криминальных страшилок (как же Останкино да не покажет нам человеческие останки) и игровых программ с вопросами уровня «Кто первый выполнил сальто Делчева?» по сравнению с телевидением периода застоя выглядит как выставка художников-сюрреалистов по сравнению с квадратом Малевича. По одним только сериалам можно серфингиться без перерывов целый день. Причем, в наличии имеются мыльницы практически на любой вкус и цвет, да и качество у многих из них в последнее время на две головы и четыре шеи выше той пошлости, которая снималась в начале 90-ых. Но, тем не менее, очень сложно в этом мутном потоке разглядеть и выхватить что-то действительно достойное. Я, например, совершенно случайно на канале МТВ зацепился глазом за рекламный ролик, который поверг меня в гомерический смех.

Картина маслом, кучка полуфабрикатов четвертого созыва с лицами, выражающими не то что серьезную задержку, а просто патологический простой умственного развития, и прикидом из серии «Срочно сменю кутюрье» неспешно пытаются найти мутным взглядом объектив камеры. Как говорится, чем таких перевоспитывать уж лучше сразу их перезачать. Далее один из представленных клоунов принимает позу здоровающегося рэппера (левая рука на причинном месте а-ля Майкл Джексон, правая с замысловатой растопыркой пальцев поднята на уровень плеч) и молвит «Йоу!» (воистину Йоу) «Мы банда!» (ясно, что не лига джентельменов). Тут незамысловатый спич продолжают сотоварищи рэппера (очевидно, что к заучиванию длинных текстов эта публика способностей не имеет). «Мы против наркотиков!», — молвит дивчина, которая в ролике почему-то всю дорогу озабоченно кутается в шубу. Кстати, расфокусированный взгляд у ребят и их инертные телодвижения заставляют серьезно усомниться в искренности последнего лозунга. «И мы против фонограмм!». В этом месте я остро начинаю ощущать иррациональность происходящего. «И ещё раз против наркотиков!». «И ещё раз против фонограмм!». Занавес. Без сомнения в плане маразматичности это настоящий шедевр, превзойти который мог бы разве что Киркоров с накладным бюстом четвертого размера одетый в розовую кофточку и заявляющий: «Я против плагиата! Я против хамства!».

Но вернемся к нашей теме. Говоря об источниках информации, нельзя не упомянуть периодику. Все эти ларьки, заваленные килограммами глянца и желтой макулатуры. Ежемесячно осиливать весь этот спектр печатной продукции не представляется возможным, но подспудно закрадывается червь сомнения: «А вдруг в этом номере „Вестника монгольского овцевода“ содержится совет, который позволил бы мне изменить жизнь к лучшему?» То же самое наблюдается и в музыке, и в литературе, и в киноиндустрии. На лицо неимоверное количество новых релизов, которое никак не коррелируется с возможностями человека всё это прослушать, прочитать и просмотреть. Существующие рецензентские онлайновые и оффлайновые издания в подавляющем своём большинстве призваны не столько структурировать и хоть как-то проанализировать все эти свежие поступления, сколько придерживаться в обзорах довольно тесных рамок «гребня мэйнстрима». И это, в общем-то, вполне логично. Оффлайну нужно распродать свой тираж, онлайну — не допустить спада посещаемости, и поэтому при выборе очередного обозреваемого продукта основным критерием служит понятность и доступность этого произведения простому обывателю. В результате вместо того, чтобы писать понемногу обо всех неортодоксальных явлениях, все пишут об одних и тех же тривиальных вещах. Ведь ясно как божий день, что неважно напишет онлайн-издание «Ночной дозор – убогая мастдайность» или «Ночной дозор – шедевральная рулезность», всё равно придёт рота бешеных инфантилов и перегрызет друг другу глотки, а ещё такое же количество под бодрое чавканье попкорна будет с умилением наблюдать за кровавыми ошметками врагов поверженных во флейме. Счётчики крутятся, банеры мигают, идиллия. Все бы хорошо, но у многих читателей таких ресурсов возникает ложное впечатление, что обозреваемые здесь продукты это и есть то самое интересное и важное, что происходит сейчас в данной сфере. То есть люди ещё сильней подсаживаются на мэйнстрим. В этом и кроется одна из основных причин сегодняшнего кризиса музыкальной и видео индустрии. Продюсирование как любой вид бизнеса нацелен, прежде всего, на финансовую отдачу и при создании нового проекта приходится ориентироваться в первую очередь на существующие вкусы потенциального потребителя. Кто в здравом уме вложит кучу денег на аппаратуру, студийные издержки, клипы, раскрутку и т.д. в музыкальную группу, исполняющую альтернативную музыку, какую-нибудь сюиту ля-минор для дырокола, алюминиевого таза, швабры и вантуза? Кто возьмется снимать фильм с одним или несколькими «20-миллиониками» и 50 мегабаксами в спецэффектах не как очередной блокбастер по комиксу, а как арт-хаус? Получается замкнутый круг. Потребитель уверен, что тот продукт, к которому его приучила индустрия и есть эталон качества. Индустрии, неспособной оперативно изменить вкус потребителя, не остается ничего иного, как и дальше штамповать ширпотреб, вбрасывать деньги в прокачку своих продуктов и, таким образом, всё более укреплять потребителя в его заблуждениях. Какие нужны потрясения, чтобы вывести людей из этого анабиоза неизвестно.

Yetisports 7 — Sprint With Bear

Но это опять же тема для отдельного разговора, а мы идем дальше. Информационный рост отчетливо прослеживается в совершенствовании цифровых носителей информации. В музыке грядет эра DVD-аудио формата 5.1 вполне способного в будущем похоронить CD-аудио точно так же, как тот прежде похоронил винил. В случае спроса в ближайшем будущем нас может ожидать массовый ремастеринг старых альбомов, которые в 5.1 «заиграют новыми красками». В видео ситуация ещё драматичней. Ещё не все наши соотечественники переползли с видака на дивидюк (хотя появление DVD-R по 12 рублей окончательно списывает VHS в архив истории), как в очередь сменщиков DVD-Video к практически запущенным в производство Blu-Ray и HD DVD добавился новый формат. До его появления, конечно, ещё далеко, но нет сомнений, что он поставит жирный крест на всех своих предшественниках. Кто знает, может быть уже через десять лет в квартире каждого читинца будет стоять скромненькая стоечка терабайтных дисков с заглавием «Антология кинематографа (1896-2014 г.г.)». Вот только txt-формат виртуального чтива не претерпел никаких изменений. Да и комерциализировать его (как, например, торговлю музыкой через инет) никак не удаётся. Вот если бы виртуальную литературу удалось сделать таким же выгодным бизнесом, как выпуск пиратских экранок, то весь рунет уже пестрел бы банерами вида «Только у нас! „Рассветный дозор“! Новое писание от Луки (бета-версия потырена служанкой писателя)!»

Как известно, накануне интернет отпраздновал своё 35-летие. В отличие от человеческого организма, который наиболее бурно развивается в первые годы жизни, у повсеместно протянутой паутины всё наоборот – с каждым новым годом темпы развития всё нарастают. Плодятся новостные ленты, множатся блоги, возводятся инет-представительства компаний, разрастаются «виртуальные колоссы» по типу ЖЖ, копошатся чаты и фидошные эхи, трещит аська. Невозможно даже отдаленно охватить взглядом весь этого конгломерат, представить величину информации ежедневно прокачиваемой через него. Человек просто пасует перед такими объемами. БЭС в электронном виде, например, занимает жалких 25 мегов, но даже и эти крохи человек запихать в своё ПЗУ никак не в силах. Более того, человек чувствует себя совершенно неподготовленным для эффективного взаимодействия с большим количеством информации. Какие умения для этого необходимы? По-видимому, скорость чтения, умение выхватывать из текста суть, хорошо развитая память, оптимальные методы поиска информации. Учили ли нас этому в школе и ВУЗе? Что-то не припомню. Конечно, сегодня появляются учебники, которые помогают детям взглянуть на вещи под несколько иным ракурсом, но, тем не менее, на лицо парадокс — школа забрасывает в школьников огромное количество знаний, нисколько не заботясь о том, насколько ученики готовы эффективно их усвоить, переработать и в дальнейшем использовать. Многие, конечно, возразят, что такие умения половине людей и не нужны вовсе. Зачем, например, скорочтение водителю катка или хорошая память гинекологу. Это все справедливо, но, тем не менее, в силу того, что наша цивилизация всё-таки техногенная никуда от возрастающей роли инфосферы нам не деться. Рано или поздно инет дойдет и до чабана, и до доярки. Причем не как развлечение, а как раз по производственной надобности.

Бабоньки, я вчера такого гарного хахаля в чате sex.ru запикапила!

Свою интегрированность в инфосферу, я думаю, испытывали многие. Так, при дальней поездке в поезде или в ходе продолжительного пребывания в деревне периодически появляется сильное желание закинуть в себя 200-300 килов информации, будь то хорошая книга или местные газеты. Человек, выхваченный из обыденного информационного контура, начинает ощущать дискомфорт, информационный голод. Безусловно, поток информации, обрушивающийся на нас каждый день, очень сильно «зашлакован» (и это напрягает не меньше, чем развешанный и разбросанный по городу спам на тему «Наш дом — берлога»). Каждый избавляется от «шлака» по-разному. Кто-то бойкотирует телевизор и газеты, избавляясь от кучи масс-медийного мусора, а новости узнает из инет-источников, которым привык доверять. Кто-то даёт себе зарок не ходить в чат/ирц и по аське стараться говорить лишь по делу – и также избавляется от кучи совершенно ненужного информационного «шлака». Способов масса и многие ещё не воплощены в жизнь. Как, например, было бы замечательно, если бы ведущие новостные ленты в инете сделали авторизацию и на каждого пользователя вели досье с указанием перечня тем, которые его особенно интересуют и которые он игнорирует. Зашел под своим логином и получил индивидуальные ленту, в которой собраны только интересующие тебя новости, и не надо ползать по сайту, по крупинкам собирая нужную тебе информацию. Скинул в игнор раздел «Чемпионат мира 2006» и больше не будешь травмировать свою психику успехами дружины Газаева (чтоб им до конца жизни злой Карполь во сне являлся). Добавил туда же «Правительственные решения» — и не узнаешь, какие новые маразмы приготовил нам Вовка ибн Вовка.

Но, даже целиком избавившись от подобного «шлака», человек всё равно осознает, что ему катастрофически не хватает времени на то, чтобы прочитать/прослушать/посмотреть то, что его интересует, пообщаться с теми, с кем он хотел бы. И здесь мы подходим к нелицеприятному выводу. Возможности информационного развития многократно превышают человеческие способности к информационному обмену. Реальный выход либо в модификации человека, либо в осознанном удержании инфосферы на каком-то определенном уровне. В первом направлении отдельные надмозги, не размениваясь по мелочам, уже сегодня пытаются клонировать Бога.

Народная целюлительница и мутновидящая баба Клава удалит зубы по фотографии

Кто-то ищет выход в генной инженерии. Кто-то продвигает чипы-имплантанты и вроде бы даже уже получает первые успешные результаты. Чем всё это обернется сказать крайне сложно. Поживем — увидим.
 
 [ link ] posted by: p0is0n [ Comments : 14 ]