Kactus

Login:  Pass:  
  << · 22.02.2007 · >> | home | about | archive | keywords

Благородный каннибализм

   / 17:06  
|  keywords: кино

С рождения побаивался ужасов и других леденящих душу киношных жанров. В голоштанном детстве весело прятался под одеялом в наиболее ужасающих моментах «Зловещих мертвецов». В период полового созревания по-настоящему опасался чужих из «Чужих» и хищника из «Хищника». В относительно сознательном возрасте пару раз вздрогнул во время просмотра «Звонка». В этот довольно скромный опыт по поглощению голливудского пойла странным образом не вписалось «Молчание ягнят». Этому факту был изрядно удивлён камрад Circus, в компании с которым в минувший вторник мы не побоялись сходить на историю Ганнибала Лектора. Судя по кратким аннотациям, выхваченным в Интернете, после просмотра истории можно было узнать о том, как самый известный в мире пожиратель человечины докатился до такой жизни.

Стоит отметить, что руководство кинотеатра «Удокан» в перерывах между моими посещениями этого храма культуры успевает проводить довольно мелкие, но от того не менее заметные изменения. Как-то незаметно успели поменять все входные двери на пластиковые, оставив те, что на выход из зала, в качестве памятников деревянного зодчества периода совдеповского застоя. Впрочем, на то, чтобы радушно открыть все двери, у руководства не хватило сообразительности. По старой российской традиции, которой Ильф и Петров в своё время посветили целую главу, из 10 дверей, пропускающих взволнованных зрителей в недра касс или киношного предбанника, открыто меньше половины. Стабильность, свойственная в установлении идиотских барьеров, вызывает невольное уважение. В качестве компенсации за запертые наглухо двери на втором этаже развесили плоские экраны, по которым что-то показывают. В целом всё культурно и вежливо, только тёток в кабаке надо уволить за нерасторопность и строптивость.

Внимание, спойлер!
Маленький Ганнибал Лектор осенью 1944 года играет со своей мужественной сестрой Мишей в окрестностях фамильного замка в Литве. Внезапно на замок и его окрестности надвигается фронт военных действий. С одной стороны фашисты, с другой русские и, что примечательно, все стреляют по кому не попадя. Семья Лекторов сваливает от греха подальше в лес, где в уютном домике собираются переждать войну и другие неприятности. Но дезертиров в лесной глуши настигает советский танк Т-34, экипаж которого миролюбив, но желает напоить железного коня водой из фамильного колодца Лекторов. Чтобы семья не мешала заливать в бронированную утробу колодезную воду, взрослых под страхом наказания отгоняют подальше от дома и оставшихся там Ганнибала и Миши или уж не знаю, как там в родительном падеже будет звучать мужское имя маленькой девочки.

Пока отбившиеся от полка растеряхи-танкисты перемигиваются с детишками и вытирают боевой пот, на них нападает фашистский истребитель, что, учитывая выбранную вояками диспозицию посреди открытой поляны на линии фронта, совсем не удивительно. Завязывается перестрелка, в результате которой подбитый самолёт таранит танк и все умирают. Ганнибал и Миша остаются зимовать в одиночестве. У них для этого есть миска каши и краюха хлеба.

Через пару дней в гости к детям приходят друзья-мародёры, надо понимать литовского происхождения да ещё с эсэсовским прошлым. Они давно не брились и хотят есть. Конфликт отцов и детей кончается тем, что дезертиры превращаются в каннибалов и съедают Мишу. Ганнибала оставляют в живых, чтобы было не так скучно жить после войны.

После войны Ганнибала забирают в приют, который к грядущему сожалению для некоторых его обитателей располагается в бывшем родовом замке Лекторов. Ганнибал, которому никто не может придумать уменьшительно-ласкательное производное от его довольно странного имени, страшно раздосадован фактом национализации семейного добра, что в сопряжении с чувством мести и ночными кошмарами даёт довольно неприятное сочетание. Ганнибал мстит единственному идиоту, который рискует к нему подойти, после чего перемахивает через пару заборов и оказывается в гостеприимной Франции, где его ждёт очаровательная тётушка – единственная оставшаяся в живых родственница, медицинский институт и масса времени для совершения таинства мести.

В течение оставшегося времени Ганнибал остроумно мстит убийцам и пожирателям своей сестры Миши (весь фильм не мог привыкнуть к этому словосочетанию). Каждый злодей убивается новым оригинальным способом, части трупов идут в пищу мстителю, голова в обязательном порядке отрубается и вешается на видное место – чтобы было неповадно.

Собственно, всё.

Несмотря на некоторую непритязательность сюжета, который не стали запутывать до головоломки, фильм очень понравился.

На актёрскую игру любо дорого смотреть. Особенно любо дорого смотреть на тётю Лектора – японскую аристократку, вся семья которой погибла то ли в Хиросиме, то ли в Нагасаки. Не знаю, как остальные зрители мужского пола, а я весь фильм мучился вопросом – разденут когда-нибудь актрису дальше коленок или нет. Не раздели. Этому способствовало мастерство Леди Мурасаки, которая вне зависимости от положения стройного тела умудрялась удерживать шёлковый халат в нераспахнутом положении. При этом шёлковый халат Мурасаки практически не снимает, не делая исключений даже для пыток. Палачи тоже боятся снимать с Леди Мурасаки шёлковый халат, ограничиваясь животным обнюхиванием её шеи.

Ганнибал Лектор, повзрослев, превращается в довольно странного молодого человека, оригинальное имя которого вместе со странным углублением на левой щеке за километр выдаёт пожирателя свежей человечины. Гаспар Ульель, который исполняет этого весёлого парня, в некоторых кадрах похож на Киану Ривза, в некоторых – на Мэтта Дэймона, но в целом играет довольно пугающе в том плане, что реально похож на клятого пожирателя людей.

Мне тут многие говорят про неправдоподобность сцены с танком и самолётом, добавляя, что экшн совершенно неуместен в подобного рода жанрах. Мне же – человеку, который в жанрах ни черта не смыслит, танк очень понравился. Настоящий живой танк, при повороте пушки которого становится жутко и страшно за тех людей, которые находятся под прицелом. Самолёт толком разглядеть не удалось, но гремело и полыхало всё вполне по-настоящему.

Очень понравилась атмосфера фильма – мрачные комнаты, тёмный лес, прозекторские, трупы на железных каталках, французские каналы, утопающие под дождём, заключённые в грязных клетках шлюхи, мрачные комнаты полицейского участка. При этом никто особенно не суетится – разве что жертвы благородного Ганнибала Лектора. Все степенно делают свою работу – инспектор разыскивает убийц и охраняет законопослушных французов от мстителя в маске японского самурая, Леди Мурасаки занимается домохозяйными делами и протиранием фамильных мечей специальной смазкой, слуги прислуживают, кони хрипят, злодеи последовательно измываются над шлюхами, а Ганнибал Лектор убивает врагов и откусывает от них самые лакомые кусочки. Сцены убийств поставлены со знанием дела: иногда приходится отворачиваться от экрана и зажмуривать глаза – совсем как в детстве во время просмотра «Зловещих мертвецов». При этом никто лишний раз не плачет и уж тем более не признаётся друг другу в любви – всё проникнуто конечной целью – зло должно быть наказано, а Ганнибал Лектор должен остаться сытым. Короче, никаких соплей.

И ложку дёгтя. В фильме масса логического брака. Послания своим литовским врагам на территории СССР пусть даже и сумасшедший, но всё-таки далеко не англоязычный школьник пишет почему-то на английском языке: «Sing». Непонятно, как не прошедший спецназовскую подготовку Ганнибал с лёгкостью сваливает из закрытой на множество замков страны советов и, не подохнув по дороге от голода и холода, добирается на перекладных аж до Франции. Причём не до конца ясно, как Ганнибала — сына кулаков, человека, отказывающегося петь патриотические песни, не услали на Колыму ещё до дерзкого побега. Во Франции я как-то не заметил телодвижений тёти Ганнибала, направленных на оформление необходимых для пребывания, а уж тем более получения специальной государственной стипендии документов. Хотя, этот факт можно легко списать на родовитость женщины, которая позволила ей решить все юридические коллизии с отроком незаметно для зрителей. Но даже если сделать такое допущение, то непонятна решительность Ганнибала и нерешительность КГБ, в совокупности допустившие свободное проникновение уж теперь-то точно врага народа в самое логово своей вражесконародной деятельности. Радует оперативность литовских чекистов и тупость их отдельно взятых товарищей, которые позволили малохольному Ганнибалу устроить посреди советских деревьев пирушку с жареными человеческими щеками на закуску. При этом оригиналу-повару из Франции для пущего удобства выдали послушную лошадку и разрешили беспрепятственно убраться в объятия капиталистического пристанища.

Как бы то ни было, всё это грехи режиссёра или как там его правильно назвать. Игра актёров – особенно главного героя, работа оператора, костюмеров и других людей, отвечавших за обстановку – выше всяких похвал. Так что фильм смотреть можно и нужно … но детей водить не стоит.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 22 ]