Kactus

Login:  Pass:  
  << · 20.05.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Убить попсу vol. 2

   / 23:38  
|  keywords: музыка

Ставлю сто неусловных единиц против вкладыша от китайского бубльгума, что многие из вас после такого многообещающего сабжа дружно предвкусили очередное менторское нравоучение о том, где следует искать попсу и как её правильно при этом материть. Действительно, эпоха тотального захуливания разномастных попсомейкеров, которых нынче не пинает только безногий, обязывает пускать очередное изыскание на избитую тему именно по такому руслу. Но увы вам — такой подход уже неоднократно показывал полную свою несостоятельность, разворачиваясь кучекомментовыми зарубами, которые в случае хеппи-энда заканчивались соглашением противоборствующих сторон, что Фабрика звезд это бельмо на ушах родного обывателя и нет в жизни счастья, а в случае финиты ля комедии — взаимными диагнозами и метанием страшных названий. Просто диву даёшься, с каким участием и желанием наши соотечественники иногда бросаются открывать глаза ближнему своему на мир музыки, даже если у того они и без сторонней коррекции широко распахнуты.

Скажем, мы не кидаемся с фанатичным блеском в глазах на покупателей детективов в книжном магазине, порываясь изъять и демонтировать подшитые листы бумаги, доверительно шепча при этом на ухо жертве о том, как прекрасна научная фантастика; мы не вешаем себе на шею плакат «Меня окружают неоперабельные олигофрены! Да здравствуют исторические драмы!» на сеансе комедии или боевика в кинотеатре; мы не читаем своим соседям пространные лекции о том, что яблочный пирог это признак кулинарной дистрофии, а кулебяка – яркий представитель съедобных мегарулезов; мы не распугиваем посетителей художественных выставок подле натюрмортов сбивчивыми слюнеобильными рассказами об эстетическом великолепии пейзажей. Нас совершенно не прельщают подобные эксцентричные выкрутасы, но зато во многих из нас при столкновении с меломаном, дрейфующим в океане музыки курсом перпендикулярным нашему, внезапно просыпается альтер-эго в лице латентного психопата, считающего своим долгом красочно обрисовать всю степень заблуждения своего визави. В этом случае абсолютным лидером по цитированию обычно является термин «попса».

Краткое звучное словцо, прихваченное из 80-ых, знакомо нам всем без исключения, но вот его симантика весьма и весьма расплывчата (кроме, пожалуй, очевидной негативной окраски), ведь люди склонны привязывать к данному термину совершенно различную смысловую нагрузку. Скажем, для тех, кто ассоциирует это слово с термином pop-music это всего лишь популярная музыка, а для тех, кто активно расширяет своё сознание дефицитными таблетками (потому как одной травой здесь явно не обойтись) это уже фантасмагорическое чудовище в виде «розовой дряни от рогов до хвоста» и т.п. В целом же филологическая трактовка слова «попса» может быть классифицирована следующим образом.

Традиционная трактовка: попса это превращение искусства в ремесло; некачественная популярная музыка, ориентированная исключительно на финансовую отдачу и лишённая какого-либо таланта, вкуса и стиля. Безусловно, в таком контексте попса это явление злокачественное и требующее немедленного хирургического вмешательства. Но здесь есть важный нюанс. Дело в том, что зачастую ярые борцы с попсой ввиду своей неспособности хоть как-то повлиять на существующую ситуацию в музыкальной индустрии переносят свой праведный гнев с исполнителей подобного рода музыки на людей её слушающих. Чисто по человечески это вполне понятно, когда меломан дабы не аккумулировать в себе прорву негатива начинает щедро делиться им со своим ближним. Но с другой стороны, разве есть что-то предосудительное в том, что человек слушает такую музыку и действительно получает от неё удовольствие? Разве есть хоть какая-то зависимость между музыкальными пристрастиями человека и его интеллектом, эрудицией или чувством прекрасного?

Скажем, семипядейволбушный надмозг в преддверии нобелевки за вклад в борьбу с птичьим гриппом залипает на попс-шедевре «Перелётная птица», а талантливый художник, рисуя обнажённую натуру, напевает себе под нос «скажу тебе ты супер-детка» или «изучай меня губами, изучай меня руками». Можно ли говорить об ущербности их развития, если мир музыки им малоинтересен и они вполне довольствуются подачками масс-медиа, но при этом великолепно проявляют себя в других областях человеческой деятельности? Очевидно, нет. Так что, постановка диагноза стороннему человеку лишь на основании его умеренной попсофилии это шаг весьма опрометчивый, ибо незнание человека не освобождает от ответственности.

Более того, даже если кому-то и удастся собрать вместе всех апологетов массовой культуры и придать их ритуальной расправе, через короткое время он с ужасом увидит, как формируются новые батальоны неофитов поклоняющихся попсе, а музыкальные СМИ всё также продолжают воскуривать фимиам поп-культуре. Ведь лапы масс-медиа в силу вкладываемых в них средств действительно очень цепкие и обывателю попасть в них элементарно просто, а вот вырваться – весьма затруднительно. Вот когда в один прекрасный день по радио начнут транслировать классическую музыку, по ТВ – живые концерты начинающих и заматеревших рок-групп, в периодике начнут проскальзывать обзоры, посвящённые электронной музыке, а слушателей начнут приучать ценить в исполнителе искренность, открытость и талантливость, а не смазливость, недоступность и скандальность, тогда ситуация начнёт выправляться. А пока что пытаться в одиночку бороться с системой это всё равно, что бросаться с лопатой на танк. В нашем мире пока только бабло побеждает зло. Впрочем, с такой же лёгкостью оно побеждает и добро.

Шоу-бизнес это прежде всего хорошее шоу

Антипатриотичная трактовка: попса это практически вся современная отечественная музыка (в качестве непопсы в этом случае выступает музыка зарубежная). Безусловно, по части профессионализма и уровня организации шоу-бизнеса родным пенатам дотянуться до двойки лидеров (UK&USA) пока нереально, но и чрезмерное гнобление нашей эстрады, на мой взгляд, отдаёт надуманным юродством. Западная истерия по ППК, Тату, Берингову проливу и т.д., а также успешные гастроли многих наших команд за рубежом лучшее тому доказательство. Вспомните нашу эстраду лет десять назад и сравните с сегодняшней – на лицо серьёзные изменения, как в количестве производимой музыки, так и в её качестве. И процесс этот прогрессивный. Оптимистично экстраполируя такие тенденции лет на пятнадцать вперёд, можно увидеть Россию в качестве одной из законодательниц европейской, а может быть и мировой музыкальной моды.

Эстетская трактовка: попса это музыка, лишённая текстовой содержательности (под непопсой здесь понимается музыка с глубоким продуманным текстом).

Текст новой песни Кати Лель

Пример извечного антагонизма саунда и текста, вечной оппозиции электронщиков/клаберов и рокеров/металлистов. Одна сторона характеризует вкус другой в виде «тунц-тунц», а та отвечает ей взаимностью словами «дрын-дрын». Бесспорно, наиболее логично было бы полюбовно сойтись на том, что каждый стиль музыки хорош и уместен лишь в конкретной ситуации (так, например, никто на шумном танцполе не станет вслушиваться в замороченные философские вирши, а за гитарным застольем никто не станет распевать строки «Шишки падают в лесу – я иду на колбасу»). Но обе стороны не желают идти на мировую и добиваются полной безоговорочной капитуляции противника. Рокеры ругают электронную музыку за её холодную бездушность, а клаберы глумятся над роком за его примитивную простоту. Причём частично правы и те, и другие.

Действительно, нелепо полагать, что самая наворочено-выстраданная рок-композиция по заложенному смыслу переплюнет хорошую умную книгу. Даже наоборот, мысль автора, втиснутая в прокрустово ложе рифмы, уже изначально теряет солидную часть своей силы и выразительности. Не говоря уже о том, что помимо эстетической красоты рок-песня редко начинена ещё и разнообразным и сложным звуком или открывает слушателю какие-то новые житейские истины. Музыка, акцентированная на тексте, напоминает экранизацию книги, она выдаёт аудитории набор готовых образов в заданном взаимодействии. Чистый же саунд не накладывает таких запретов, здесь содержание той или иной композиции ограничивается только лишь фантазией слушателя. В то же время звук, полностью прописанный и сведённый на компьютере, теряет многое в плане своей человечности и близости к слушателю, не случайно образы, порождаемые электронной музыкой зачастую ассоциируются с космическим пространством.

Суперэстетская трактовка: попса это музыка, для восприятия которой не требуется дополнительной подготовки. С этих позиций под определение непопсы попадает музыка, при прослушивании которой представитель сегодняшней меломанской формации, вскормленный исключительно на различных полуфабрикатах, начинает испытывать серьёзный дискомфорт и мощные позывы задать драпака, а затем полдня залечивать душевные травмы, отлёживаясь под Ириной Дубцовой или Юлей Михальчик. Что ни говори, если сразу после Укупника и Овсиенко взять да и открыть для себя тек-хаус, нойз или товарища Вагнера, но первым позывом будет желание сразу же их бесповоротно для себя закрыть.

Гиперэстетская трактовка: попса это музыка, которая предназначена для широкой аудитории. Здесь штамп попса навешивается на всю музыкальную продукцию, распространяемую тиражом, скажем, более десяти тысяч копий (данная цифра в зависимости от величины снобизма конкретного эстета может снижаться вплоть до десяти человек). Безусловно, такая позиция весьма спорна, ибо нет ничего проще, чем безоглядно зафанатеть, например, от румынской группы «О, зона!», всё культурное наследие которой заключено в единственной композиции «Фрейся блежта, нумай-нумай-ей», изданной в запароленном архиве на веб-сайте пятого уровня с качеством 24 кбса, а потом стабильно нокаутировать любого оппонента вопросом знаком ли тот с творчеством данного коллектива. Безусловно, это жутко интересно постоянно находиться на музыкальной передовой, неустанно учуивая последние креативные веяния в мире музыки по свежим релизам инет-лейблов, но игнорировать того или иного исполнителя лишь за то, что тот имел неосторожность засветиться в ротациях ТВ или радио, это уже нездоровая практика.

Мастодонтская трактовка: попса это вообще вся современная музыка (в качестве непопсы выступают избранные исполнители двадцати— и более летней давности в зависимости от возраста самого аксакала). Слов нет, кумиры прошлого века на фоне сегодняшних звёзд выглядят более чем внушительно, но зачастую такой позиции придерживаются люди, которые не только не знают, но и знать не желают, что происходит в мире музыки в наши дни. Даже не пытайтесь в разговоре с ними оперировать свежими названиями. Во-первых, для них перечисленные вами исполнители уже заведомо не стоят и одного куплета Битлов, а во-вторых реакция на воспроизводимые вами имена может быть самая непредсказуемая. Например, заслышав название «Нож для фрау Мюллер», мастодонт может подумать, что вы просто издеваетесь над ним, на ходу сочиняя нелепые словосочетания, бредовости которых позавидовала бы даже сивая кобыла, а после «Маркшейдер кунст» он и вовсе решит, что вы его только что грубо обматерили на немецкий лад.

Эти ветхие меломаны искренне не понимают, что всё в жизни рано или поздно меняется и держать музыку в затяжном ступоре это, в общем-то, не совсем правильно. Репрессиям с их стороны зачастую подвергаются и некогда любимые ими исполнители. Например, закупая очередной альбом БГ, они бегло пробегают по нему ушами, а затем сокрушенно трясут сединами, негодуя «От былого БГ осталось только Г», и плетутся доставать стародавние творения мастера в качестве бальзама на свежие раны. И дело здесь не столько в реальном регрессе исполнителя, сколько в постепенной атрофии у мастодонта способности воспринимать новый аудио материал.

Альтернативный способ восприятия аудио материала

Составленная классификация ни в коем случае не претендует на полноту, так что различные дополнения и корректуры приветствуются.
 
 [ link ] posted by: p0is0n [ Add comment ]

комментарии

  [ 17 ]


[ 1 ]

зоркий

  / 21.05.2004 00:31

вся музыка ложь

[ 2 ]

мИтерский

  / 21.05.2004 05:48

Вот другую ошибку, как мне кажется, я мог бы и не заметить, но сИмантика…
Моя стихия (филологическая жилка) разыгралась не на шутку. Моя жилка стала скручивать мое тело по диагонали, я почувствовал – это случилось. Пришло время «эФ» – время филолога. Ибо да придет спасение не из вне, а из нутра твоего, и руками твоими, текст набирающими, будет править ОН. Да сотворит он спасение человеческое от безграмотности. ОН везде. ОН уже здесь. Он понятен не всем, но он в этом мире есть, как есть солнце ночью, ежели и мы не видим ночью оного. ЯЗЫК.

Кстати, об осуждении людей по их музыкальным пристрастиям: Помню в школе, особенно в классе седьмом-восьмом, было очень распространено выяснение музыкальных вкусов своих же однокашников. Причем никто не помнит откуда это пошло, но это , да простят меня все за такое сравнение, как половое созревание. Это пришло нежданно и в отличие от предыдущего – не принесло никаких изменений в класс, которые могли бы потом положительно отразиться на всех. Т.е. произошел совершенно детский раскол класса по музыкальным пристрастиям. Детский – потому, что вот как раз это и было оценивание человека только по его фонотеке. Раскол, судя по его результатам, достаточно жесткий с последующими драками и «чмырением» друг-друга после вопроса «А что ты слушаешь?». Потом все закончилось так, что в один период «жизни» класса все дружно начали слушать: «Арию», «Алису», «Кино», «ДДТ», но до творчества более уравновешенной группы «Аквариум» все же не дошло. Затем пошли зарубежные исполнители более тяжелого класса “Supultura”, “Nirvana”…
Это была болезнь, которой в нашем возрасте уже стыдно болеть (Надеюсь люди обитающие здесь соответствуют моим представлениям). Вторая волна (я имею период зарубежных исполнителей) пришлась уже на конец девятого класса. После этого я ничего подобного уже не припомню. Хотя, один раз меня поразила вещь, которую мне резко начали нахваливать, когда я был в одиннадцатом классе. Я даже тогда не понял о чем или о ком мне говорят. Оказалось – «Дискотека Авария». Я и понятия не имел, что же это такое, но единственная банальная причина по которой мне ее рекомендовали: 1) Там есть песня про солодовый напиток. 2) А ведь, черт подери эту группу, под эту группу и пить в подворотне прикольно!

Автору: В словообразовательной фантазии тебе не отказать. Иногда прикольно, иногда — увы, нет. Тяжело читать. А вот «семипядейволбушный» — сильно. Хвалю.

[ 3 ]

мИтерский

  / 21.05.2004 06:32

Да простят меня люди грамотные, понимающие и видящие мою ущербность. Не со зла упрекал я poison’а в неграмотности, а по ошибке. Всяк знает слово сИмантика, да не каждый знать горазд как проверить сие на письме. Я ж не знал, да еще и блеснул посмел своим незнанием. Да простят меня, еще раз, люди сведущие, ибо не дОлжно умам сайта сего упрекать и внимание обращать на полоумного, да юродивого. Испокон веков ущербным да не грамотным, все прощалось на Руси и да не будут серчать на меня за то что глаголю…

Тьфу, что-то меня прошибло на такие речи :)

Я понял: сИмантика, проверяется словом Symantec – типа фирма такая, софт делала (Notron Utilites почему-то только в голове всплыли) и делает. Ну и, видимо, как была она авторитетом в мире электронных технологий, так и осталась. И даже правило соответствующее запатентовали и закопирайтили — чтоб в текстах компьютерных с того момента использовали только вариант «сИмантика», а «сЕмантика» должно войти в словари как устаревший вариант слова с пометкой «(груб.)»
:))

[ 4 ]

p0is0n

  / 21.05.2004 10:24

2мИтерский
Спасибо за исправление. Математику с гуманитариями не тягаться. Правда, раз найдена только одна вопиющая ошибка, то вроде не так уж я безнадёжен. :)

По поводу «детскости» характера любого обсуждения музыки, боюсь, ты прав с точностью до наоборот. В пубертатном возрасте споры о музыке заканчиваются лишь у людей, которым до неё нет никакого дела (впрочем, твоя «Supultura» лучшее тому подтверждение). Те же, кому музыка действительно интересна, могут дискутировать о ней в любом возрасте. Ты товарища Артемия Троицкого знаешь? Напиши ему о том, что он страдает инфантилизмом и посмотри, что он тебе ответит. ;)

ЗЫ: А слушать про «наш возраст» от 21-22 летнего парня (судя по «Пей пиво» от «ДА» и 11-ый класс) особенно забавно. :))

[ 5 ]

KillJoy

  / 21.05.2004 10:38

Любовные романы и прочие детективы мы может просто не брать в руки, яблочный пирог не совать в рот, на попкорновые фильмы не покупать билеты, но не слышать музыку, которая активно тебе не нравиться не прибегая к специальным мерам, типа затыканя ушей, невозможно. А значит это покушение на мою свободу не слышать то, чего я не хочу. Именно в этом сидят истоки борьбы с попсой.

[ 6 ]

Intriga

  / 21.05.2004 15:34

Как всегда Poison очень интересно написал, молодец! Только вот читать его тяжеловато…очень много трудночитаемых слов и сочетаний:)

[ 7 ]

Legolas

  / 21.05.2004 15:54

KillJoy , ты меня опередил, все мои мысли прочитал и выразил здесь, в точности слово в слово.
Добавлю к вышесказанному только одну мысль: в каждом изданном модном детективе или любовном романе, в каждом модном фильме и даже в яблочном пироге (вкуснятина!) слышен хруст денег, но в попсовых произведениях он слышен отчетливее всего. Поэтому попса — в смысле, музыка — набивает оскомину хуже всяких Донцовых , шматриц и хот-догов.

[ 8 ]

мИтерский

  / 22.05.2004 02:18

2 p0is0n: Математик ты, видать, хороший. Вот, для меня такое вычисление возраста это просто пик математической мысли! Фантастика :)
Хорош старить-то себя… Старички тоже мне… И дело не в физиологическом возрасте, а в… (додумать самим)

[ 9 ]

я, короче...-ZdRaStи

  / 22.05.2004 22:31

картинки классные…
еще бы текст адаптировали..

[ 10 ]

AlLiGaToR

  / 23.05.2004 18:35

Хмм..не вижу не одной ссылки.., даже как то странно для тебя ;-) Уходишь от своего стиля..

[ 11 ]

p0is0n

  / 24.05.2004 15:40

2мИтерский
Твоя стахановская прыть в деле оперативного подъёма своих котировок вполне понятна. Но переход на личности, самовоспиаривание и склонность к флуду это не те методы, которыми ты этого здесь достигнешь. Это в качестве доброго совета. А по существу, ответь мне прямо, тебе есть что сказать членораздельное по существу статьи, не срываясь в дешёвый нарциссизм? ;)

2AlLiGaToR
Постоянная смена стиля это тоже в каком-то смысле стиль. :)

[ 12 ]

мИтерский

  / 24.05.2004 23:07

2 p0is0n
Тему личностей проехали. Ее и не было.
Мнение твое в статье интересно, но читать тяжеловато. Хотя кто не без греха?
Кстати, а котировок тут пока не проводят…

[ 13 ]

p0is0n

  / 25.05.2004 01:42

2мИтерский
«Тему личностей проехали. Ее и не было.»

Опаньки, ну значит, мне послышалось про «детскость» и «наш возраст». :)

«Мнение твое в статье интересно, но читать тяжеловато.»

Полностью согласен. Пост это ведь в какой-то степени проекция душевного состояния автора. Если помянутая тобой «музыкальная эволюция» писАлась за день до отпуска, а эта статья в период, когда траблы устроили круговую осаду, то это предельно прозрачно. Но, тем не менее, ключевые моменты моего сумбурного мыслеизлияния имхо вполне уловимы. По сему и дискуссию следует вести, выдвигая собственные бронебойные доводы в противовес умело отквоченным кускам графоманства оппонента, а не впадая в пространные мемуары и деланье слона из сИмантической мухи. Цэ ж основной закон фидо – тезис кроется только антитезисом. Или как говАривал классик «Если человек так увидел ситуацию – это его вИдение. Если ты способен видеть по-другому – изложи это всем, объясни как ты видишь этот мир.» ;)

«Кстати, а котировок тут пока не проводят…»

Это Вешнякову разве что интересны публичные котировки и всенародные волеизлияния, а любой здравомыслящий завсегдатай того или иного блога обычно прислушивается лишь к довольно ограниченной части райто-ридерского компьюнити, мнением которой он действительно дорожит. Я, возможно, выскажу насквозь субъективно-предвзятое мнение, но мне кажется, что ты, следуя принципу «пришёл, увидел, зарулил», поставил себе задачу в предельно сжатые сроки стать общенародным любимцем и местным оракулом. Я не говорю, что это плохо или же недостижимо. Месяц-полтора активного флеймоводства и постопроизводства (судя по размеру и содержанию твоих комментов, тебе статью в неделю выдавать – совершенно плёвое дело) и все тебя полюбят как родного. Главное в этом деле по возможности избегать излишнего нахрапа и перегибания палки как вот в этом трэде.

[ 14 ]

мИтерский

  / 30.05.2004 02:59

Мда… Здесь я оставляю комментарии в период наличия свободного времени, а также это обусловлено тем, что если мне нравится мнение автора или же его стиль, то я изливаю свою точку зрения на этот вопрос. Если не нравится – соответственно, НЕ оставляю ничего.

А «пришел, увидел, зарулил» — отчасти ты прав. Некоторые люди случайно сюда попадают, некоторым говорят об этом «месте». На самом деле я уже давно почитывал Kaktus’а. Что касается меня и моей прыти (как было предположено) – это ничто иное, как то самое наличие свободного времени и шквал эмоций и ощущений оставленных топиком. Каждый реагирует по своему, хуже – когда не реагирует вовсе. Кто-то видит глубинный смысл, кто-то поверхностно прочитав задается вопросом «Что это было?». Вот и у меня от настроения: в один момент вижу стиль, в другой момент вижу контекст, в третий просто высказываю предположения…

Не вижу причин активно наседать на меня и пытаться прекратить мыслепоток читателей. Если он есть и достаточно развернут – показатель актуальности вопроса поставленного автором топика. Если человек говорит и пишет – показатель того, что он умеет говорить и писать. А с твоей стороны появляется нотка неверия в наличие той же способности у других людей. Плохо.

Третье предложение в комментарии после в «душевного состояния автора…» не особо понятно. Смысл размыт и я так и не понял, что там было про какой-то отпуск и т.д. Особенно про классификацию от 23.07.2003 , которую ты отстаиваешь: ты ее сам написал? Но я не склонен к этой версии. Если все же сам – поклон и уважение. Я лично на Кактусе в первый раз ее сейчас увидел, после появления ссылки на нее. А то, что я нашел ее в интернете и в другом виде– это я сам нашел, без чьих либо «науськиваний и натаскиваний». И дав в одном из комментариев ссылку на другой источник, не ставил задачу посрамить труды прошлых лет.
Остальные все предложения и мысли в комментарии №13 настигли своей цели и повергли в глубокие размышления.

[ 15 ]

p0is0n

  / 30.05.2004 14:57

2мИтерский
«А с твоей стороны появляется нотка неверия в наличие той же способности у других людей.»

Вот именно из-за избыточного «верия» в способности каждого читателя нашего ресурса я был просто обескуражен обвинениями в детскости от человека, который в своём музыкальном развитии остановился на «ДА». Это равносильно тому, что на статью затрагивающую смысл жизни ответить наскоком, мол, я ещё в детском саду, после прочтения «Колобка» исчерпал для себя эту тему и с тех пор она мне неинтересна. ;)

"Особенно про классификацию от 23.07.2003 , которую ты отстаиваешь: ты ее сам написал? "

Раз тебе эта мысль претит – не верь себе бога ради. После засветки на Анфраксе эта статья видимо появилась на многих сайтах. Но, глядя на дату появления всех этих форвардов, не шибко трудно распознать первоисточник. :)

[ 16 ]

мИтерский

  / 01.06.2004 05:55

Эххх. Ну, что ж… Лучше самому признать ошибку, чем ждать пока тебе на нее покажут пальцем, добавляя все это брызжущей пеной изо рта… По поводу авторства классификации: признаю, был не прав.
За остальное драться буду :)

[ 17 ]

oksana

  / 30.11.2004 11:43

все замечательно,точно подмечено, но слово симантика пишется через Е: сЕмантика.