Kactus

Login:  Pass:  
  << · 20.05.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Убить попсу vol. 2

   / 23:38  
|  keywords: музыка

Ставлю сто неусловных единиц против вкладыша от китайского бубльгума, что многие из вас после такого многообещающего сабжа дружно предвкусили очередное менторское нравоучение о том, где следует искать попсу и как её правильно при этом материть. Действительно, эпоха тотального захуливания разномастных попсомейкеров, которых нынче не пинает только безногий, обязывает пускать очередное изыскание на избитую тему именно по такому руслу. Но увы вам — такой подход уже неоднократно показывал полную свою несостоятельность, разворачиваясь кучекомментовыми зарубами, которые в случае хеппи-энда заканчивались соглашением противоборствующих сторон, что Фабрика звезд это бельмо на ушах родного обывателя и нет в жизни счастья, а в случае финиты ля комедии — взаимными диагнозами и метанием страшных названий. Просто диву даёшься, с каким участием и желанием наши соотечественники иногда бросаются открывать глаза ближнему своему на мир музыки, даже если у того они и без сторонней коррекции широко распахнуты.

Скажем, мы не кидаемся с фанатичным блеском в глазах на покупателей детективов в книжном магазине, порываясь изъять и демонтировать подшитые листы бумаги, доверительно шепча при этом на ухо жертве о том, как прекрасна научная фантастика; мы не вешаем себе на шею плакат «Меня окружают неоперабельные олигофрены! Да здравствуют исторические драмы!» на сеансе комедии или боевика в кинотеатре; мы не читаем своим соседям пространные лекции о том, что яблочный пирог это признак кулинарной дистрофии, а кулебяка – яркий представитель съедобных мегарулезов; мы не распугиваем посетителей художественных выставок подле натюрмортов сбивчивыми слюнеобильными рассказами об эстетическом великолепии пейзажей. Нас совершенно не прельщают подобные эксцентричные выкрутасы, но зато во многих из нас при столкновении с меломаном, дрейфующим в океане музыки курсом перпендикулярным нашему, внезапно просыпается альтер-эго в лице латентного психопата, считающего своим долгом красочно обрисовать всю степень заблуждения своего визави. В этом случае абсолютным лидером по цитированию обычно является термин «попса».

Краткое звучное словцо, прихваченное из 80-ых, знакомо нам всем без исключения, но вот его симантика весьма и весьма расплывчата (кроме, пожалуй, очевидной негативной окраски), ведь люди склонны привязывать к данному термину совершенно различную смысловую нагрузку. Скажем, для тех, кто ассоциирует это слово с термином pop-music это всего лишь популярная музыка, а для тех, кто активно расширяет своё сознание дефицитными таблетками (потому как одной травой здесь явно не обойтись) это уже фантасмагорическое чудовище в виде «розовой дряни от рогов до хвоста» и т.п. В целом же филологическая трактовка слова «попса» может быть классифицирована следующим образом.

Традиционная трактовка: попса это превращение искусства в ремесло; некачественная популярная музыка, ориентированная исключительно на финансовую отдачу и лишённая какого-либо таланта, вкуса и стиля. Безусловно, в таком контексте попса это явление злокачественное и требующее немедленного хирургического вмешательства. Но здесь есть важный нюанс. Дело в том, что зачастую ярые борцы с попсой ввиду своей неспособности хоть как-то повлиять на существующую ситуацию в музыкальной индустрии переносят свой праведный гнев с исполнителей подобного рода музыки на людей её слушающих. Чисто по человечески это вполне понятно, когда меломан дабы не аккумулировать в себе прорву негатива начинает щедро делиться им со своим ближним. Но с другой стороны, разве есть что-то предосудительное в том, что человек слушает такую музыку и действительно получает от неё удовольствие? Разве есть хоть какая-то зависимость между музыкальными пристрастиями человека и его интеллектом, эрудицией или чувством прекрасного?

Скажем, семипядейволбушный надмозг в преддверии нобелевки за вклад в борьбу с птичьим гриппом залипает на попс-шедевре «Перелётная птица», а талантливый художник, рисуя обнажённую натуру, напевает себе под нос «скажу тебе ты супер-детка» или «изучай меня губами, изучай меня руками». Можно ли говорить об ущербности их развития, если мир музыки им малоинтересен и они вполне довольствуются подачками масс-медиа, но при этом великолепно проявляют себя в других областях человеческой деятельности? Очевидно, нет. Так что, постановка диагноза стороннему человеку лишь на основании его умеренной попсофилии это шаг весьма опрометчивый, ибо незнание человека не освобождает от ответственности.

Более того, даже если кому-то и удастся собрать вместе всех апологетов массовой культуры и придать их ритуальной расправе, через короткое время он с ужасом увидит, как формируются новые батальоны неофитов поклоняющихся попсе, а музыкальные СМИ всё также продолжают воскуривать фимиам поп-культуре. Ведь лапы масс-медиа в силу вкладываемых в них средств действительно очень цепкие и обывателю попасть в них элементарно просто, а вот вырваться – весьма затруднительно. Вот когда в один прекрасный день по радио начнут транслировать классическую музыку, по ТВ – живые концерты начинающих и заматеревших рок-групп, в периодике начнут проскальзывать обзоры, посвящённые электронной музыке, а слушателей начнут приучать ценить в исполнителе искренность, открытость и талантливость, а не смазливость, недоступность и скандальность, тогда ситуация начнёт выправляться. А пока что пытаться в одиночку бороться с системой это всё равно, что бросаться с лопатой на танк. В нашем мире пока только бабло побеждает зло. Впрочем, с такой же лёгкостью оно побеждает и добро.

Шоу-бизнес это прежде всего хорошее шоу

Антипатриотичная трактовка: попса это практически вся современная отечественная музыка (в качестве непопсы в этом случае выступает музыка зарубежная). Безусловно, по части профессионализма и уровня организации шоу-бизнеса родным пенатам дотянуться до двойки лидеров (UK&USA) пока нереально, но и чрезмерное гнобление нашей эстрады, на мой взгляд, отдаёт надуманным юродством. Западная истерия по ППК, Тату, Берингову проливу и т.д., а также успешные гастроли многих наших команд за рубежом лучшее тому доказательство. Вспомните нашу эстраду лет десять назад и сравните с сегодняшней – на лицо серьёзные изменения, как в количестве производимой музыки, так и в её качестве. И процесс этот прогрессивный. Оптимистично экстраполируя такие тенденции лет на пятнадцать вперёд, можно увидеть Россию в качестве одной из законодательниц европейской, а может быть и мировой музыкальной моды.

Эстетская трактовка: попса это музыка, лишённая текстовой содержательности (под непопсой здесь понимается музыка с глубоким продуманным текстом).

Текст новой песни Кати Лель

Пример извечного антагонизма саунда и текста, вечной оппозиции электронщиков/клаберов и рокеров/металлистов. Одна сторона характеризует вкус другой в виде «тунц-тунц», а та отвечает ей взаимностью словами «дрын-дрын». Бесспорно, наиболее логично было бы полюбовно сойтись на том, что каждый стиль музыки хорош и уместен лишь в конкретной ситуации (так, например, никто на шумном танцполе не станет вслушиваться в замороченные философские вирши, а за гитарным застольем никто не станет распевать строки «Шишки падают в лесу – я иду на колбасу»). Но обе стороны не желают идти на мировую и добиваются полной безоговорочной капитуляции противника. Рокеры ругают электронную музыку за её холодную бездушность, а клаберы глумятся над роком за его примитивную простоту. Причём частично правы и те, и другие.

Действительно, нелепо полагать, что самая наворочено-выстраданная рок-композиция по заложенному смыслу переплюнет хорошую умную книгу. Даже наоборот, мысль автора, втиснутая в прокрустово ложе рифмы, уже изначально теряет солидную часть своей силы и выразительности. Не говоря уже о том, что помимо эстетической красоты рок-песня редко начинена ещё и разнообразным и сложным звуком или открывает слушателю какие-то новые житейские истины. Музыка, акцентированная на тексте, напоминает экранизацию книги, она выдаёт аудитории набор готовых образов в заданном взаимодействии. Чистый же саунд не накладывает таких запретов, здесь содержание той или иной композиции ограничивается только лишь фантазией слушателя. В то же время звук, полностью прописанный и сведённый на компьютере, теряет многое в плане своей человечности и близости к слушателю, не случайно образы, порождаемые электронной музыкой зачастую ассоциируются с космическим пространством.

Суперэстетская трактовка: попса это музыка, для восприятия которой не требуется дополнительной подготовки. С этих позиций под определение непопсы попадает музыка, при прослушивании которой представитель сегодняшней меломанской формации, вскормленный исключительно на различных полуфабрикатах, начинает испытывать серьёзный дискомфорт и мощные позывы задать драпака, а затем полдня залечивать душевные травмы, отлёживаясь под Ириной Дубцовой или Юлей Михальчик. Что ни говори, если сразу после Укупника и Овсиенко взять да и открыть для себя тек-хаус, нойз или товарища Вагнера, но первым позывом будет желание сразу же их бесповоротно для себя закрыть.

Гиперэстетская трактовка: попса это музыка, которая предназначена для широкой аудитории. Здесь штамп попса навешивается на всю музыкальную продукцию, распространяемую тиражом, скажем, более десяти тысяч копий (данная цифра в зависимости от величины снобизма конкретного эстета может снижаться вплоть до десяти человек). Безусловно, такая позиция весьма спорна, ибо нет ничего проще, чем безоглядно зафанатеть, например, от румынской группы «О, зона!», всё культурное наследие которой заключено в единственной композиции «Фрейся блежта, нумай-нумай-ей», изданной в запароленном архиве на веб-сайте пятого уровня с качеством 24 кбса, а потом стабильно нокаутировать любого оппонента вопросом знаком ли тот с творчеством данного коллектива. Безусловно, это жутко интересно постоянно находиться на музыкальной передовой, неустанно учуивая последние креативные веяния в мире музыки по свежим релизам инет-лейблов, но игнорировать того или иного исполнителя лишь за то, что тот имел неосторожность засветиться в ротациях ТВ или радио, это уже нездоровая практика.

Мастодонтская трактовка: попса это вообще вся современная музыка (в качестве непопсы выступают избранные исполнители двадцати— и более летней давности в зависимости от возраста самого аксакала). Слов нет, кумиры прошлого века на фоне сегодняшних звёзд выглядят более чем внушительно, но зачастую такой позиции придерживаются люди, которые не только не знают, но и знать не желают, что происходит в мире музыки в наши дни. Даже не пытайтесь в разговоре с ними оперировать свежими названиями. Во-первых, для них перечисленные вами исполнители уже заведомо не стоят и одного куплета Битлов, а во-вторых реакция на воспроизводимые вами имена может быть самая непредсказуемая. Например, заслышав название «Нож для фрау Мюллер», мастодонт может подумать, что вы просто издеваетесь над ним, на ходу сочиняя нелепые словосочетания, бредовости которых позавидовала бы даже сивая кобыла, а после «Маркшейдер кунст» он и вовсе решит, что вы его только что грубо обматерили на немецкий лад.

Эти ветхие меломаны искренне не понимают, что всё в жизни рано или поздно меняется и держать музыку в затяжном ступоре это, в общем-то, не совсем правильно. Репрессиям с их стороны зачастую подвергаются и некогда любимые ими исполнители. Например, закупая очередной альбом БГ, они бегло пробегают по нему ушами, а затем сокрушенно трясут сединами, негодуя «От былого БГ осталось только Г», и плетутся доставать стародавние творения мастера в качестве бальзама на свежие раны. И дело здесь не столько в реальном регрессе исполнителя, сколько в постепенной атрофии у мастодонта способности воспринимать новый аудио материал.

Альтернативный способ восприятия аудио материала

Составленная классификация ни в коем случае не претендует на полноту, так что различные дополнения и корректуры приветствуются.
 
 [ link ] posted by: p0is0n [ Comments : 17 ]