Kactus

Login:  Pass:  
  << · 19.08.2003 · >> | home | about | archive | keywords

Нефтепровод — как всегда или как надо?

   / 00:32  
|  keywords: аналитика

8 сентября 2001 года в Питере во время шестой регулярной встречи глав правительств России и Китая было подписано генеральное Соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепровода по маршруту Ангарск-Забайкальск-Дацин с пересечением российско-китайской границы в Манчжурии. Цель – поставки в Китай российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири, а также из Якутии в объеме 20 миллионов тонн в год в период с 2005 по 2009 годы и по 30 миллионов тонн в год, начиная с 2010 года. Срок действия проекта – 25 лет, пи этом китайцы согласно условиям договора не могут на полпути отказаться от поставок нефти и обязаны приобретать оговоренное количество нефти оговоренное количество времени.

На мировым рынке нефти главным потребителем являются США, на втором месте – страны АТР – Китай, Япония, Южная Корея. Американцев давно обслуживают страны Ближнего Востока. Россия стоит на третьем месте после Саудовской Аравии и Ирака по разведанным запасам нефти. На территории РФ сосредоточено 12% мировых запасов. Через несколько десятилетий спрос на нефть возрастет раза в два, и страны АТР станут золотым дном для восточной части России.

Китайцы – умная нация. Они уже давным давно разработали программу на много десятилетий вперед. Они строят нефтепроводы тысячами километров не только из России, но и из стран Ближнего Востока, таким образом обеспечивая топливно-энергетическое спокойствие своим детям и внукам. В Китае удивительный политический строй. Он сочетает великую мудрость в плане экономического (не социально-экономического, а именно экономического) развития и абсолютное наплевательство на всякого рода неизбежных спутников технического прогресса. Среди не принятых для обсуждения тем присутствует и экология. Узкоглазые друзья не обращают никакого внимания на вероятность того, что скоро они просто утонут в собственной грязи. Как следствие им наплевать на то, какие экологические последствия вызовет строительство нефтепровода на их территории. На нашу им наплевать вдвойне. Но свобода слова, слава богу, у нас хоть и испытывает определенные трудности, но развита гораздо больше, чем у великого соседа.

Местные экологи и журналисты, не зависящие от властей (которые всеми руками «за»), тут же подняли вой во всех средствах массовой информации. Отличным поводом для обвинений во всякого рода смертных грехах стал тот факт, что летом 2002 года руководство нефтяной компании «ЮКОС» решило продемонстрировать областным властям, разного рода экологам и журналистам экологическую безопасность нефтяных магистралей. Российская делегация, посмотрела на нефтепровод «Дружба», который проходит по территории Румынии. Понятно, что визитеров бесплатно кормили, поили, селили в гостиницах и катали на крылатых машинах. Ну и самое главное – показывали, как безопасна труба, проходящая под руслами рек, по территориям заповедников и национальных парков. К слову сказать, нефтепровод, который построили в Словакии, в 2001 году отметил свой 40-летний юбилей и с тех пор еще не успел повергнуть бедных словаков в экологическую катастрофу. Среди особо удивительных придумок отмечалась способность труб выдерживать сейсмическую активность вплоть до 11-12 баллов, система задвижек, моментально срабатывающая при падении давления в трубе и не дающая нефти вытекать.

Особо рьяные сторонники проекта в виде на 100% зависящей от областной администрации газеты «Азия-экспресс» и ряд других изданий вовсю муссировали предположение о том, что возить нефть по железной дороге опасней в сто миллионов раз, чем качать ее по трубам. Кроме того, активно вспоминалась стоимость проекта – 1,7 миллиарда долларов, из которых только в Читинскую область должны поступить около 800 миллионов долларов, «что напрямую означает гарантированное поступление десятков миллионов долларов в областной бюджет» (Екатерина Швецова, «Азия-экспресс»). Вспомнили и наболевшую проблему занятости – «Это, безусловно, решит проблему занятости, так как здесь ставка делается на местные кадры, а это дополнительные, высокооплачиваемые рабочие места» (Екатерина Швецова).

А вот местные правдоискатели в виде независимых ни от кого газет стали поливать проект грязью. Впереди всех с разорванной на груди рубашкой неслись экологи, которые в один голос объявили, что «экологический риск при строительстве нефтепровода будет поистине огромен» (Геннадий Билецкий, журналист-эколог). «Не надо забывать, что на этом проекте карманы набьют газо-нефтяные магнаты, а простое население останется с „носом“, да еще в экологически загрязненном регионе» (Андрей Коптев, «Вечорка»). Вообще вот этот последний защитник экологии в «Вечорке» за 12 июля 2002 года переплюнул всех своих коллег по скептицизму – вообще не нашел никаких плюсов в этом проекте. То-то все вокруг такие дураки, а Андрей Коптев умный до потери сознания.

Гораздо разумнее было бы предположить, что проект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Но то, что нефтепровод надо строить, понятно похоже всем, кроме Андрея Коптева – великого борца с олигархами. Понятно, что проблему занятости на все сто процентов строительство и дальнейшее обслуживание не решит, но все равно рабочие места создаваться будут. Понятно, что намеченные десятки миллионов долларов для областного бюджета – это всего лишь предположения, но что-то здесь останется. Понятно, что вред экологии, особенно на этапе строительства, наноситься будет, но я сильно сомневаюсь, что вред этот будет хоть сколько-нибудь заметным для местного населения.

Если исходить с той позиции, что все олигархи – человеконенавистники, единственная цель которых набивка своих карманов, если свято верить, что все люди, имеющие хоть малейшее отношение к власти – воры, если бояться каждой трубы больше ядерной зимы, то мы годами будем трястись над своими богатствами и ругать всех буржуев на чем свет стоит.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 14 ]