Kactus

Login:  Pass:  
  << · 18.12.2003 · >> | home | about | archive | keywords

Поиграем в декаданс

   / 15:50  
|  keywords: музыка

В 80-ых годах прошлого века каждый любитель музыки, который мог похвастаться наличием на домашних аудионосителях с кодовым названием «Кассета МК-60», отличавшихся недосягаемой сверхжующестью и сверхшипящестью, не только полной дискографии «Миража» и «Ласкового мая», но ещё и альбомов Майкла Джексона или «Блю Систем», уже вызывал у окружающих чуть ли не благоговение. А уж человек знавший, что AC/DC это не просто случайный набор букв однозначно приравнивался к утончённому меломану.

Враги коммунистической системы

Сейчас ситуация кардинально иная. Даже последний абориген таёжных трущоб, в которые Сусанин поляков не водил, разжившись китайской нелетающей тарелкой и удачно прицелившись на спутник, дрейфующий попутно его глухомани, уже спокойно может припасть к МТВшному пульсу музыкальной жизни планеты. Но общедоступности продуктов музкультуры в настоящее время сопутствует и катастрофическое их перепроизводство. Сейчас чтобы нарыть для себя что-нибудь вечное, доброе и умное необходимо отфильтровать ушами не один десяток гигабайт музыкальных новинок. Стремительное увеличение количества музпродукции, на мой взгляд, по большей части обусловлено становлением музыкального бизнеса как весьма прибыльной составляющей индустрии развлечений и постоянным ускорением ритма жизни общества, который растёт с каждым днём не только лишь у абонентов Мегафона. Ввиду этого, в развитии современной музыки отчётливо обозначилась две тенденции.

Во-первых, это смена прогрессирующего характера музыкальной моды на циклический. Бум стилистических разветвлений сменился неожиданным ступором, таким внезапным, что наиболее впечатлительные слои музыкальных фанатов незамедлительно начертали на своих знамёнах полный скорби и отчаянья слоган «Рок-н-ролл/Панк/Рок (нужное подчеркнуть) мёртв». И вот с этим незамысловатым флагом в своих мозолистых дланях они вот уже лет как двадцать гордо шествуют по жизни. Правда, некоторые рокеры (можно также вспомнить и нашего Бутусова с его ломано-битовой «Песней идущего домой») пытаются открыть у стиля второе дыхание путём заимствований из электронной музыки, но это более напоминает затянувшуюся агонию. Подобная «смерть» (то бишь прекращение качественного развития) не миновала и остальные музыкальные направления. Техно, ярко вспыхнув хардкором и итало-рэпом, померкло к середине 90-ых. Рэйв, мутировав до транса, дрима и хауса, протянул чуть дольше. Не намного переплюнул его и брэйкбит, последовательно вырождаясь в биг бит, джангл, трип-хоп и драм энд бэйсс. ИДМ повыделывался чуть подольше, но и он, в конце концов, «слопал» своих отцов и тотально деградировал. Что-то отдалённо новаторское в настоящий момент изображают разве что нойз да хип-хоп, но и их перспективы весьма туманны.

При таком раскладе единственным выходом для музыкальной индустрии стал побег в прошлое, так сказать back to roots. Заметив, что многое «хорошо забытое старое» после несущественной рихтовки современными средствами музпроизводства легко выдаётся за что-то «новое», дружные шеренги современных исполнителей радостно полезли своими алчными руками в музыкальные анналы. К примеру, свежая «Яй-я» от «Пропаганды» это же суть диско а-ля Мираж 80-ых, но востребован и популярен как нечто новое. Также в настоящее время претерпело разительные изменения понятие «кавер» как перепевка старого шлягера на новый лад. Раньше грозное слово «плагиат» заставляло исполнителя тотально перекраивать звуковой ряд первоисточника, но сейчас совесть каверщика спит сном праведника. Достаточно лишь внести несущественные коррективы вроде изменения тональности или ужесточении басовой линии и прицепить к названию композиции окончание club edit, dub version или просто номер текущего года и всё, можно смело стричь наличность с восхищённой аудитории. Но наша музыкальная братия, безусловно, шагнула ещё дальше. Не мудрствуя лукаво, они выбирают понравившийся зарубежный хит и буквально за один вечер на пару с бутылкой водки и словариком «English for dummies» вымучивают своё видение того, о чём поётся в оригинале.

Русско-китайский разговорник

Незаурядной прытью в этом отношении обладает Филипп Пугачёв. Иногда кажется, что буквально каждая его песня ворована (например, «Я за тебя умру!» — Antique «I Would Die For You», «Жестокая любовь» — Westlife «Soledad», «Зайки врозь» — In-Grig «Tu Es Foutu», «И огонь, и вода» — Antique «Dinata Dinata»). Действительно, чтобы наши авторы создали хоть что-нибудь такого уровня, требуются существенные финансовые вложения, но если не видно разницы, то зачем платить больше?

Заинтересовавшись таким новаторским подходом к музыкальному творчеству, из своих залёженных могил стали бодренько вылезать забытые тени прошлого. Вначале показались немецкие ребята из «Modern Talking», между которыми как-то вдруг в одночасье воскресли все былые дружеские чувства. Не заставила себя ждать и «A-Ha». Сейчас вот «Londonbeat» реанимировался. Есть все основания полагать, что и в дальнейшем мертвечинка будет регулярно воскресать. У нас вот тоже всякие Юры Шатуновы, Романы Жуковы и Александры Айвазовы из анабиоза воспряли. Мармеладная Катя Лель снова долетела до зрителя. С ужасом ожидаем возвращения блудной Лены Зосимовой.

Таким образом создавшаяся ситуация в музыкальной индустрии полностью аналогична современному положению вещей в мире моды, где к настоящему моменту придумано уже практически всё, что только можно нацепить на двуногорукого одноголового примата. Переплюнуть по удобству галстук, молнию или ремень почти нереально, вот и довольствуются современные модельеры лишь использованием новых высокотехнологичных материалов (вроде микрофибра) да безпалевным плагиатом дизайнерских решений из прошлого. Такое ощущение, что ежегодно вся трендовая итальянская кодла, все эти Арманы, Брионы, Версачи, Гуччи, Дольчи, Габбаны и прочие Зеньи собираются на свой шабаш и по сроку выдержки потребляемых алкогольных напитков выбирают соответствующий винтажный год, к которому следует откатить моду в ближайшем сезоне. Возможно, в недалёком будущем нас ожидает нечто подобное и в музыке.

Вторая тенденция развития современной музыки заключается в постепенном смещении акцента в музыкальном творчестве с содержания продукции на форму её подачи. Аудиторию уже мало волнует, что пытается донести до них своим творчеством тот или иной исполнитель, они хотят видеть выразительный образ, выделяющийся из толпы прочих музыкантов своей внешностью, манерой исполнения, скандальным поведением или какой-нибудь другой отличительной фишкой. Мутный поток аудиопродукции стало настолько полноводным, что взгляд обывателя на мир музыки полностью расфокусируется, он с ужасом начинает замечать, как различные музыкальные коллективы играют практически неотличимую музыку, причём ещё и поют об одном и том же, и вроде бы даже одними и теми же убогими голосами. Стойкое дежа вю преследует каждого меломана, когда он прослушивает большую часть музыкальных новинок. Неудивительно, что аудитория после этого начинает привязывать понятие модности зачастую уже не к самому формату музыкальных продуктов, а к каким-то отличительным чертам личностей их исполняющих.

Надо ли говорить, что множество исполнителей открыто паразитирует на этом. Так у вчерашней беззубо-богемной невнятности при смене приоритетов аудитории может внезапно повысится зубастость и появиться осмысленность в глазах. Как говорится, чего не сделаешь ради популярности. Главное ведь эпатировать, привлечь к себе внимание публики. А сделать это в наше время далеко не так-то просто. Зритель уже повидал на своём веку и демонстрацию весьма пикантных способов ношения носков, и смачное отхаркивание на головы фанатам одной изрядно размалёванной двухметровой детины в женской комбинации, и садо-мазохистские сценки в исполнении немецких пиротехников. Сейчас, когда вскинутый средний палец воспринимается уже чуть ли не как выражение симпатии, когда раскурочивание колонок посредством подручной гитары даже у пятилетнего зрителя вызывает неудержимую зевоту чертовски трудно удивить публику чем-то новым. Но и фантазии акулам шоу-бизнеса не занимать.

Этапы эволюции культовой эстрадной звезды

Люди ведь охотнее всего верят в ложь. Вон Леонардо ди Каприо один раз утонул понарошку, но жалели-то его все по-настоящему. Публике не нужен ортодокс, который хоть и корпел восемь лет в музыкальной школе и берёт четыре октавы, но ни по внешнему виду, ни по жизненному укладу практически неотличим от них самих. Это скучно и уныло. Толпа ждёт эмоциональной встряски, леденящих душу рассказов о том, как в канализации городка Авгиево-Конюшенска был найден эстонский мальчик, который десять лет назад на прогулке отбился от детсадовского выводка и провалился в открытый люк. После чего был усыновлён табором кочующих водяных крыс, проапгрэйдил свои лёгкие до жабр и научился пронзительно пищать для отпугивания окрестных диггеров и бомжей. Мальчик возвращён в лоно цивилизации и демонстрирует свои вокальные данные на эстраде. Вот только после этого обыватели начинают интересоваться исполнителем, только тогда они начинают верить в то, что писк этого монстра это есть самый последний писк моды. Другой путь к славе — уважаемая и любимая в народе родня. Клановое построение отечественного шоу-бизнеса на лицо, привет всяческим Пугачёвым, Пресняковым и иже с ними. Сегодня если ты сын Малинина, или на худой конец хотя бы сводная золовка по линии внучатой своячницы Верки Сердючки, то тебе однозначно уготовано блистательное будущее на нашей эстраде.

Практически де-факто стало уже продвижение новых исполнителей исключительно за счёт денежных вложений. Таинственный процесс творческих поисков сменился сухим расчётом возможной отдачи от того или иного музыкального проекта. Всё продумывается буквально до мелочей, с учётом запросов публики разрабатывается соответствующий имидж, концепция творчества, даже перечень скандальных выходок в будущем и структура ведения беседы с таблоидами. В такой мастерски поставленной шоу-постановке для какого-либо креатива и самовыражения исполнителя попросту не остаётся места, искусство превращается в ремесло с вполне просчитываемой экономической отдачей. Стоит признать, что капитала и связей у рулевых мирового шоу-бизнеса ныне вполне хватает на то, чтобы посредством СМИ с лёгкостью манипулировать музыкальными пристрастиями подавляющего большинства людей, правила игры сейчас устанавливает сама музыкальная индустрия.

Яркий пример этого наша «Фабрика звёзд». Какой крокодил не мечтает стать трендовым ремнем, какой тинэйджер не хочет стать культовым певцом. И не важно, что многие полуфабрикаты поют примерно как солдаты и что по уровню харизмы многие из них едва дотягивают до страшилищ, которые сейчас продаются на китайках под видом новогодней обезьянки, завидя которую маленькие дети начинают истошно орать, а уж после истошных воплей которой даже у Николая Дроздова встанет дыбом весь волосяной покров. Нет, мы не требуем от полуфабрикатов умения исполнять «Yesterday» на скрипке и на кхмерском языке, или умения одновременно жонглировать десятью микрофонами и отбивать ногами чечётку не хуже, чем Майкл Флэтли, но очень хотелось бы, чтобы в ноты кто-нибудь из них всё же попадал. Вообще-то, оно вполне понятно – девушки-то они фабричные, то есть привыкли за станком стоять, чего от них чудес вокала и хореографии ожидать. А пареньки соответственно — колхозные. Всё сходится, утерянные корешки и плачущие берёзы это чисто сельская тема.

Всё фабричное действо суть театрализированное представление, где нет ничего искреннего, где все в меру своих способностей исполняют роли написанные не ими. Например, любовное признание Александра Шульгина в финальном шоу финалистке третьей фабрики Юле Михальчик. Понять человека можно — жена Валерия ушла, бить стало некого, а руки-то помнят и чешутся. Что с того, что поставил девушку в неудобное положение перед многотысячной толпой, благо ума хватило хотя бы на вырезку этого момента из ТВ-версии. Вот они суровые законы шоу-бизнеса — пиар любой ценой, шоу по-любому маст гоу он. Теперь остаётся с нетерпением ожидать, когда Макс Фадеев публично признается в своих страстных чувствах к «Глюкозе» и её доберману. А уж от дум, чтобы могли бы сделать фабричные педагоги и стилисты, например, с Куртом Кобэйном прямо таки кровь стынет в жилах. В одночасье сменили бы имидж гранж-пролетария на глэм-символа с дурацкой стрижкой, трендовым прикидом расцветки как у Рональда МакДональда, вставными платиновыми зубами и телодвижениями как у Димы Билайна… эээ, Иблана… тьфу, Билана, которые более всего напоминают приступы ломки у матёрого наркомана.

Танцы эпохи СССР

Хотя чего собственно ещё можно ожидать от страны, в которой «Чё те надо» и «Я убью тебя лодочник» были национальными хитами? Горько осознавать, что наш современный музыкальный шоу-бизнес это, прежде всего, шоу и бизнес, а уж в последнюю очередь музыка. Очень хотелось бы верить, что сегодняшний мрак в отечественной музкультуре когда-нибудь озарится светом. Причём не в лице Светы Светиковой, а кого-нибудь посущественней.
 
 [ link ] posted by: p0is0n [ Comments : 8 ]