Kactus

Login:  Pass:  
  << · 18.06.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Престижно?

   / 12:33  
|  keywords: мысли вслух

Понятие «престижной профессии», видимо, существовало во все времена, и будет существовать еще долго после того, как нас с вами не станет. На определенном этапе общество, где не хватает инженеров или банкиров, объявляет последних модными, и молодые люди, мало задумываясь о том, хорошо это или плохо, получится или не получится, как по команде строем шагают в заданные институты и университеты. Определенный этап проходит, потребность резко сокращается, но взрослые по инерции всеми своими взрослыми силами толкают ничего не соображающих мальчиков и девочек на «менеджмент», «юриспруденцию» или пресловутое «государственное и муниципальное управление». Жертвами этого психоза становятся как маленькие гении, так и маленькие дегенераты, которые, попадая в поток не им предсказанной судьбы, рискуют никогда из него не выбраться.

Умелые дельцы из вузов и ссузов, искусственно подогревают этот психоз, делая на этом нехилые карьеры и немалые деньги. В итоге появляются занятные муравейники вроде юридического института политена или двухзначных специальностей педа. Еще один дурдом – второе высшее образование. Кто-то когда-то сказал, что это модно и все повелись. Нужно это единицам, но всем надо иметь две корочки, чтобы потом, быть может, когда-нибудь написать в резюме строчку о двух (трёх-четырех …) высших образованиях.

Как-то перестали быть «модными» геологи и строители, атомщики и физики, учителя и врачи. Исчезли продавцы — остались одни менеджеры; мягкое кресло в четырехугольном кабинете вдруг перекрыло желание слетать в космос, а инженеры, когда-то считавшиеся едва ли не божествами, вдруг превратились в очкариков, живущих от зарплаты до зарплаты. Даже Стругацкие, которые так искренно и умно описывали светлое будущее, наверняка разуверились бы в способности этого общества выбирать из миллиона истин сотню самых главных.

P.S.: не в тему или кстати, об учителях
Профессия учителя всегда казалась мне самой страшной. Не самой сложной в плане физической нагрузки, не самой напряжной в плане того, что терпеть полоумных школьников, особенно в старших классах совершенно невозможно, а именно страшной. Я никогда не мог себе представить, как можно стоять на одном месте в потоке времени и видеть, как жизнь на огромной скорости вылетает частицами мальчишеских и девчачьих судеб из-за спины и так же стремительно улетает в неизвестное будущее. Я бы, наверное, опустил руки от постоянной горечи. Ну да ладно. Так вот – от учителей, которых так любили в своих книгах уже упоминавшиеся Стругацкие, зависит если не всё, то очень многое. Именно они своими руками лепят податливые детские взгляды на пока несуществующее, но такое манящее будущее. И очень часто ошибаются.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Add comment ]

комментарии

  [ 14 ]


[ 1 ]

Zлюська

  / 18.06.2004 13:15

Мой хороший знакомый не имеет диплома вообще. И при этом его рвут на части работодатели, потому что он по-настоящему хороший специалист с огромным опытом работы. Сдругой стороны. во всех конторах по трудоустройству с вас обязательно спросят диплом о высшем образовании — даже если речь идет о работе дворника. О чем при этом думают граждане — совершено мне непонятно.
На днях один крендель дал мне совет: «Если ты хочешь и дальше работать журналистом, то тебе лучше окончить наш журфак, чтобы корочки были, так тебе будет спокойнее и лучше». Все бы ничего, но:
1 — я знаю, что наш журфак — это такая средней безгрмотности шарашкина контора (как, впрочем, почти все в педе, который я заканчивала по специальности «филология»);
2 — этот крендель, работающий журналистом (и, конечно, журналистом себя считающий), окончил в свое время политен по специальности «дорожный строитель». И больше ничего не заканчивал. Пока.

[ 2 ]

русская

  / 18.06.2004 13:37

Второе высшее хочу получить я. Отнюдь не из-за моды или чтобы повыпендриваться потом. Просто то ужасное образование, которое я получила в «педе» и образованием-то трудно назвать. Когда поняла это, было уже поздно, проще было смириться и доучиться. Короче, остался комплекс неполноценности, не такое образование я хотела получить… А что касается отделения, где мне довелось, блин, учиться… Литературы нет, преподавателей мало… Смешно было на IV курсе прийти 1 сентября в университет и услышать: «Э, ребята… А нам уже и рассказать-то вам почти нечего… идите отдыхайте до конца ноября. Хотите – работайте, практику проходите, все что угодно!» Такая же история – после Нового года… про пятый курс вообще стыдно рассказывать…

[ 3 ]

русская

  / 18.06.2004 13:38

кстати, речь шла про отделение журналистики (это не журфак!)

[ 4 ]

Ficus

  / 18.06.2004 13:40

Я уже на третьем курсе понял, что попал куда-то не туда. Тогда казалось, что поздно и легче просто дотянуть лямку, что и было сделано. В сегодняшнем расположении духа бросил бы нафиг и ушел. Но после драки кулаками не машут.

[ 5 ]

ПоСетитель

  / 18.06.2004 13:55

хотя на образование пожаловаться не могу (университет был хороший и база, в том числе педагогическая, там приличная), тем не менее, мне кажется, что основную роль сыграло самообразование. думается, что вуз не дает ничего конкретного, человек после него просто напичкан некой теоретически полезной информацией. вуз закладывает некий фундамент, показывает, как можно самостоятельно двигаться в изучении выбранной тематики и опа…растите дети сами. так оно и правильно, вообще-то, ибо «без труда …» и все такое прочее. но переработка программ, повышение квалификации педагогов и, главное, переориентация с чистой теоретики на теорию+практику — безусловно важный момент.

[ 6 ]

РукиЧешутся

  / 18.06.2004 14:53

При советской власти была такая система, кода планировали куда сколько каких специалистов потребуется. По-этому на юристов ездили учиться в Иркутск, а на программистов — в Томск. А теперь юристов и программистов столько развелось!!!! Когда люди после окончания читинских крутых колледжей и институтов приходят устраиваться на работу с таким апломбом …………. Начинаешь проверять знания — кроме курса языка Delphi растянутых на несколько лет ничего нет. Короче дурят бедных студентов и их родителей бессодержательностью учебы и роняют престиж прежде всего читинсих вузов

[ 7 ]

БодроFF

  / 18.06.2004 16:16

а я бросил это отделение и ушел :) и руки чесаться перестали :)

[ 8 ]

Кошка

  / 18.06.2004 18:18

У меня два высших образования не из-за моды вовсе, а просто нравится учиться. В работе эти две корочки даже не пригодились. И есть знакомые, у которых нет никакого диплома, но они зарабатывают хорошие деньги на своих мозгах. Воть.:))

[ 9 ]

Intriga

  / 19.06.2004 14:55

Абсолютно согласна с ПоСетиелем!!!
Однажды мне моя очень умная и опытная преподавательница так и сказала «ВУЗ-это не школа, тут вам никто не будет рассказывать тему до мелочей. Главное понять основу и уже если это вам интересно и нужно каждый будет искать для себя литературу и информацию.»
Я ничего не могу сказать про читинские ВУЗы, возможно тут действительно стоит острая проблема с подбором преподавателей, поэтому для абитуриентов важно чтобы это был не только престижный ВУЗ, интересная специальность, а в первую очередь там преподавали умные, опытные педагоги! Педагоги, которые своим мастерством и интузиазмом заражали бы даже самого ленивого, тупого ученика:)

[ 10 ]

Intriga

  / 19.06.2004 14:56

ПоСетитель, извини что неправильно написала твой ник:)

[ 11 ]

Ficus

  / 19.06.2004 18:46

Intriga!
Ага, есть такая фишка. Правда естьспециальности, где без помощи знающнго преподавателя и институтской базы хоть вывернись, а ничего сделать не сможешь. А фраза преподавателей про то. что тут вам не школа — так это простое признание либо собственной лени в плане того, что лень разжевать, либо признание соственной некомпетентности. У меня на первых курсах была масса преподавателей, которым просто нравилось разжевывать — это были профессионалы, и они в свое время меня многому научили. А потом пошли косяком преподы, которые работали с такой вот универсальной отмазкой, про которую ты говоришь. Если перевести ее на русский язык, то такая позиция будет называться «на отъ … бись». И проблема в данном случае не в проблеме, а в том, что все ее признают и воспринимают как данность, гордятся даже. Возьми медицинскую академию. Ты бы хотела, чтобы тебе далал операцию хирург, преподаватели которого обламывались ему разжевывать строение твоих кишков? Хотела бы, чтобы он сам выучил строение этих кишков по книжке, а потом взял в руки скальпель? Хотела бы? А хотела бы летать на самолете, управляет которым вроде и не саоучка, но который сам всему научился? Хотела бы? Наши немного эфемерные специальности (у меня вот, например, она называется информатик-экономист) дают право нам на ошибку, а преподавателям право работать на «отъ .. бись». А есть "живые профессии, и это другая тема.

[ 12 ]

РукиЧешутся

  / 21.06.2004 09:44

Вы забываете такую вешь, как учебная программа. Ведь престиж вуза зависит не только от квалификации преподавателей но отобъема и качества учебных программ. Я не думаю что квалификация преподавателей качественно отличается в Чите, Иркутске или Томске. Но одно дело когда тебе просто говорят сделать курсовой к концу семестра например на Паскале не прочитв не одной лекции по этому языку, а сделав упор на необходимость применения теории (которую и начитывают — матмодели, статобработка, теория вероятностей и пр и пр), а другое дело, когда тебя целый год заставляют учить операторы языка Delphi. В первом случае студент получит навык работы на окнкретной системе или языке программирования и главное научиться применять теорию, во втором он может и выучит этот самый язык, но правильно написать программу уже не сможет

[ 13 ]

Су-27

  / 23.06.2004 13:10

Интересная тема. Вообще-то ценность высшего образования в нашей стране сильно заниженна по многим причинам. Конечно же, главное тут его невысокое качество и оторванность от реальности. Вы обращали внимание на то, что работодатель обычно указывает в требованиях наличие высшего образования, но не уточняя при этом, какого именно? Обучение в ВУЗе — это уже просто ритуальность, как и служба в армии и многое другое. Ритуал выбивания бабок — чтоб сдать экзамен, получить диплом, отмазаться от армии, затем оплачивать услуги «помощников» в других жизненных ситуациях (например, оформление машины-квартиры). Что и отметил автор…
А учителя, они тоже люди :) , хотя в данной ситуации было бы уместно процитировать Гитлера…

И вообще, нет непристижной работы — есть низкие зарплаты.

[ 14 ]

Quacker

  / 28.06.2004 14:53

Скажу во-первых как преподаватель:

  1. По стандарту в ВУЗах преподаватель должен давать 30% теоритического материала, остальное на самостоятельное изучение. У нас это, кстати говоря не практикуется, в результате наши студенты практически не способны к самостоятельным исследованиям, что является одной из целей обучения в ВУЗе, и все ждут когда им чего-то предоставят на блюдечке с голубой каемочкой.
  2. Отношение преподавателя к студентам вообще говоря прямо пропорцианально отношению студента к учебе вообще (по себе знаю). Если человек действительно хочет чему-то научится и спрашивает, я всегда либо объясню, либо, что более действенно, ставлю задачу, решив которую, студент разбирается в данном вопросе и направляю решение. Если же студенту лениво это делать — то что ж тут я не могу ничего поделать (опыта пока не хватает). Иногда бывают даже такие ситуации, (ситуация из жизни, ни в коей мере не утрирована, имена и фамилии изменены):
Студент входя на кафедру: — Здрасти, а где мне найти… — читает по бумажке — …Иванова
Преподаватель: — Да, это я, слушаю вас.
C: — Мне тут сказали зачет поставить.
П: — Какая специальность, курс, группа.
C: Называет
П: — А по информатике, что ли… — достает и листает блокнот — …Ваша фамилия?
C: — Петров
П: — Хм, значит так, вы должны сдать три контрольные.
С: — А, че, каво, не понял, я все сдал.
П: — Кому?
С: — Вам…
П: Офигевая — А мы с вами разве встречались?
С: — Конечно, на парах. Я же на все пары ходил, меня на одной только не было…
Занавес.
3. Что касается престижа, то для преподавателей это тоже проблема Потому что как сейчас поступают в ВУЗы вы, наверное, знаете. Поэтому на «престижных» специальностях частенько собирается такой контенгент, который даже дрессировке с трудом поддается, не говоря уж об обучении. А тем для кого интересна именно эта проффесия и есть интеллектуальные возможности для ее освоения приходится идти на другие специальности, где поскольку им не интересно, то они тоже учатся спустя рукава. То же самое касается и абсолютно непрестижных специальностей.
4. Проблемы с подбором квалифицированных и опытных преподавателей действительно возникают, и в первую очередь из-за зарплаты. Более-менее «разумные» зарплаты имеют преподаватели со званием и степенью. А чтобы заработать их и еще более ценное — опыт нужно время. А на зарплату ассистента или даже старшего преподавателя, через которые нужно для этого пройти нельзя прокормить даже самого себя, неговоря уж о семье. Я лично в университете работаю только из интереса, а деньги зарабатываю в другом месте, как впрочем и большинство моих молодых коллег — соответственно о поышении квалификации и педагогическом опыте речи вообще не идет, есть только специальная подготовка.
Во-вторых как бывший студент:
Конечно очень здорово, когда преподаватель на парах может заинтересовать, но когда мы учились — такой проблемы почему-то не возникало. Скорее всего из-за того что сами по себе предметы нам были интересны, ведь мы шли целенаправлено на данную специальность и не из-за престижа, а из личного интереса.
Еще, как мы всегда думали, нам не повезло, что экспертов по нашей спецальности (инженер-программист), кроме математиков не было, потому что цена таковых в то время была за пределами мечтаний бюджета университета. Но те кто исполнял эту роль справлялись со свой главной задачей — задать направление. И нам многое пришлось изучать своими силами — естественно то что нам было интересней. Поэтому не известно даже действительно ли нам не повезло, может быть это даже было к лучшему.