Kactus

Login:  Pass:  
  << · 16.11.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Победитель пока не получает ничего

   / 11:25  
|  keywords: выборы

Пару недель назад в области прошли выборы, которые для абсолютного большинства разного рода глав муниципальных образований не принесли долгожданной победы – не хватило процентов, голосов, а то и явки. Повторные выборы глав маленьких муниципальных образований — сел и поселков — состоялись в прошедшее воскресенье. Имели они ряд особенностей. Беглый опрос, проведенный среди жителей одного из населенных пунктов, доказал в общем-то и без того известный факт – почти никто среди избирателей, равно как и многие из претендентов были не в курсе этих особенностей, а потому, быть может, неправильно спланировали свои действия.

Практически всегда на пост мини-мэра претендует человек, который сидел на этом месте и раньше. И если побеждает не он, а другой претендент, то он приступит к выполнению своих обязанностей только 1 января 2006 года, когда вступит в силу ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». До этих пор проигравший больше года может выполнять свои обязанности и получать свою зарплату. Победитель не имеет права «лезть в дела» собственно муниципального образования, а обязан входить в курс дела и вообще всячески готовиться к введению в действие нового закона. Ни о каком подчинения кого-то кому-то речи не идет – люди выполняют совершенно разные обязанности. Грубо говоря, кресло и кабинет сохраняет за собой проигравший, который с большой долей вероятности выделит победителю какую-нибудь каморку для проформы. В условиях забайкальских сел и деревень, где кровь у людей горячая (так легче переносить морозы), ситуация с двойной властью в течение года напоминает помещенных в одну клетку двух амурских тигров, которые вынуждены терпеть друг друга. При этом, если один тигр из клети выйдет (проигравший может подать в отставку), то ему подбросят туда свеженького (глава района просто назначит другого).

Причина столь несправедливой для гипотетического победителя ситуации кроется в российских и читинских законах. Сейчас глава администрации поселка – это муниципальный служащий, который работает по контракту и подчиняется главе администрации района, который его назначил, приняв фактически на работу. В этой связке весь груз ответственности за неправильные решения, за размороженные трубы и загаженные поселки лежит в конечном итоге на главе района. Если сравнивать роли этих людей со структурой любой администрации, то глава поселка – это руководитель какого-нибудь комитета, которого назначает губернатор.

Согласно новому закону избранный глава поселка будет являться выборным должностным лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями (получается уже маленький губернатор). Последствий так же много, как мало людей, которые понимают смысл этих пертурбаций. Вместе с определенной долей независимости главе вручается в руки масса проблем, с которыми он отныне должен будет разбираться сам, не уповая на помощь свыше. Если раньше риск нарваться на серьезные неприятности на таком уровне власти был минимален – есть же глава района, он за всё и отвечает, то теперь можно легко попасть под статью за какой-нибудь срыв отопительного сезона.

Вообще, ситуация с выборами поселковых глав неоднозначная. После событий 1991 года, когда система райкомов, обкомов и горкомов канула в Лету, народ захотел демократии. В середине 90-х согласно областным и федеральным законам мини-мэров начали избирать. Избирали то ли один, то ли два раза, после чего опять начали назначать. Для этого в областные законы были внесены правки, согласно которым территория сельского округа не является муниципальным образованием, а потому выбирать никого не надо – больно много чести. Откровенно говоря, решение это было правильным – к власти в глубинках часто рвутся совершенно неоднозначные товарищи, а «сделать» выборы при том, что число избирателей исчисляется несколькими сотнями – легче легкого. Достаточно просто поставить всем по бутылке водки, да положить рядом со стопкой пачку сигарет и люди проголосуют. Система назначений и последующей ответственности перед работодателем в таких ситуациях гораздо более выгодна.

То, что начнется в 2006 году, очень многие уже сейчас называют дурдомом. Но против власти не попрешь, и последствия от активной работы московских чиновников, расхлебывать, как бы то ни было, придется. С одной стороны система власти на региональном и муниципальном уровнях приводится в некоторое однородное состояние. На региональном уровне есть губернатор, и есть главы районов. И тех и других пока избирают. Точно так же на местном уровне есть избираемый глава района и избираемые главы поселковых администраций. Та же схема, только в меньшем масштабе. С другой стороны предложенная Путиным система назначения губернаторов рушит всю идиллию – схема при назначении губернаторов не выдерживается. Хотя, если верить Конституции, органы местного самоуправления не входят в структуру госвласти. Точно дурдом.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 5 ]