Kactus

Login:  Pass:  
  << · 16.09.2005 · >> | home | about | archive | keywords

Как найти 44,5 млн рублей

   / 11:47  
|  keywords: на злобу дня

14 сентября состоялось очередное заседание читинской областной думы. Для обывателя подобного рода события отдают изрядной долей затхлости, и не представляют ни малейшего интереса. Ну что может быть интересного в чинном собрании взрослых товарищей, говорящих на закованном в рамки бюрократическом языке и обсуждающих какие-то уж больно далекие от ксений собчак и вечерних сериалов вещи. Но это только для обывателя. Для людей, которых касаются законопроекты, принимаемые народными избранниками, для журналистов, которые это дело освещают, и для поставщиков бумаги формата А4, которые на этом деле зашибают немаленькие деньги, в каждом заседании есть масса интересного. Ну, масса – это я дал лиху, но уж ради одного-двух вопросов всегда стоит немного поспать за спинами, которые поддерживают умудренные опытом головы людей, пробившихся сквозь сито избирательных компаний. Не стал исключением и позавчерашний день. Самый вкусный и предвещавший жаркие споры вопрос мирно дремал в глубине пухлого талмуда под названием "О внесении изменений в закон Читинской области «Об областном бюджете на 2005 год».

Принятие подобных поправок – обыденная процедура, которая в этом году повторялась уже шестой раз. Чаще всего изменения связаны с дополнительными финансовыми средствами, поступающими в течение финансового года из федерального бюджета в бюджет региональный. После поступления эти средства необходимо распределить по полочкам. Этим занимается областной комитет финансов, утверждает – облдума. На этот раз делили 660 279 200 рублей. Все эти сотни миллионов мирно бы перекочевали на свои места в расходной и доходной части, если бы не маленькое «но». «Но» равнялось 44,5 млн рублей и предназначалось для крестьянских и фермерских хозяйств, которые сдают зерно в некий региональный продовольственный фонд. Что из себя представляет этот фонд, и зачем он нужен, я пока толком не разобрался. Так или иначе, некоторое количество крестьянских хозяйств продают зерно в гипотетические закрома малой родины. Несколько лет назад та же областная дума установила закупочную цену на зерно – 3 300 рублей за тонну, с тех пор эта сумма никак не менялась. В этом году себестоимость производства одной тонны зерна превысила 5 000 рублей. Не надо быть экономистом, чтобы понять: сдавать зерно в этот фонд невыгодно. Другой вопрос в том, что за пределы области эту пшеницу тоже особо не продашь. И вот, чтобы крестьянские хозяйства совсем не загнулись, аграрный комитет облдумы предлагает к цене в 3 300 добавить за счет областного бюджета 1 700 рублей, в итоге получится та самая себестоимость в 5 000 рублей. Для этого и требуется 44,5 млн рублей. Естественно и довольно привычно – просто так, то есть в виде дотации, благо к ним все уже давно привыкли. Администрация области возражает, считая, что выделять деньги на безвозвратной основе – экономически нецелесообразно, и это противоречит правилам мифического рынка, который все хотят построить и построить который ни у кого не получается. В этом и интрига – за что проголосуют депутаты.

Обсуждение по названному вопросу затянулось почти на час. Депутаты успели послушать друг друга, представителя комитета финансов и губернатора. Несмотря на то, что вопрос о злополучных 44,5 млн рублей обсуждался заранее в комитете экономической политики, и все желающие имели возможность на этом совещании присутствовать, на пленарном заседании депутаты поставили всё с ног на голову. Изначально комитет экономической политики поддержал требование аграрного комитета по перечислении 44,5 млн рублей за здорово живешь, записав это свое решение в заключении на законопроект. А на пленарном заседании глава комитета выступил против этого шага. Так же против выступили думские единороссы, губернатор и, соответственно, комитет финансов. «За» был комитет аграрной политики и отдельные товарищи, принадлежность которых к определенным кланам в силу слабой памяти определить не удалось. Поразили выступления некоторых депутатов, которые за трибуной несли явную околесицу, к происходящему имевшую достаточно опосредованное отношение. Так или иначе, спикеру пришлось выносить на голосование три проекта закона – администрации, комитета экономической политики и комитета аграрной политики. В первый раз депутаты тихо просидели, не подняв ни одной красной карточки, во второй раз не хватило голосов, и лишь с третьего подхода законопроект был принят и аграрный комитет мог праздновать победу. Было совершенно ясно, что добрая половина находящихся в зале депутатов вообще не понимает предмета спора – это было видно как по некоторым выступлениям, так и по достаточно сумбурному голосованию.

Отойдя в сторону от морально-волевых качеств депутатов, хотелось бы понять – зачем вообще нужен региональный продовольственный фонд. С точки зрения экономической целесообразности смысла в закупке зерна по ценам, которые приближаются к цене пшеничной муки высшего сорта в европейской части России, нет. Если забыть об экономической целесообразности и вспомнить о хозяйствах, которые зерно всё-таки выращивают, то присутствие на рынке некоей государственной структуры, которая готова скупать пшеницу по цене в 5 000 рублей за тонну – это едва ли не единственный стимул для проведения посевной и уборочной кампаний. Ведь государство должно помогать сельхозтоваропроизводителю – вот оно и помогает. А то, что способ какой-то совдеповский – волевое решение о постоянном вбрасывании денег (за 4 года таким макаром АПК области получил 612 млн дотаций) – так цель оправдывает средства. Но если цель оправдывает такие средства, то какой толк говорить об организации нормального зернового рынка как на региональном, так и на федеральном уровне – совершенно непонятно. Зачем же нужен рынок, если есть региональный продовольственный фонд, сдавать зерно в который можно по любой цене – разницу между реальной стоимостью тонны зерна и стоимостью ее производства государство всегда покроет такими лишними десятками миллионов рублей.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 27 ]