Kactus

Login:  Pass:  
  << · 15.12.2005 · >> | home | about | archive | keywords

О наболевшем

   / 12:30  
|  keywords: на злобу дня, интернет

Первая информация в читинском Интернете появилась в 1995 году: страничка первого Интернет-оператора – агентства «Джин». На сайте была, если мне не изменяет память, краткая информация о городе, пара фотографий и то, ради чего этот «проект» создавался и выкладывался в Сеть – тарифы на услуги компании. Сайт, в ту пору располагавшийся на знаковом для Читы адресе – www.chita.ru, выполнил роль пионера, воткнувшего посреди пустынных прерий флаг, обозначивший присутствие людей в месте, которое никогда не видело ничего, кроме пустоты. Тогда создание сайта было данью моде, стремлением подражать западным коллегам, но никак не осознанным желанием отрыть круглосуточное онлайн-представительство. Доступ в Интернет осуществлялся при помощи модемного соединения, никакими выделенными линиями и не пахло, специалистов по созданию сайтов ни в городе, ни в области просто не существовало, всё делали энтузиасты в свободное от работы время. С высоты 2005 года времена были мрачные.

Так или иначе, начало было положено, и процесс развития понемногу пошел. В 1998 году появился сайт компании «Мобил Телеком», предназначенный для отправки сообщений на пейджер. К тому ж периоду относится появление нового провайдера – компании «Мегалинк», которая сразу же открыла свой сайт и в 1999 году начала предоставлять доступ в Интернет и услуги IP-телефонии. Постепенно возможностями Интернета заинтересовались компании, которые так или иначе связаны с компьютерными технологиями, – компании, специализирующиеся на продаже комплектующих, операторы сотовой связи, понятное дело – провайдеры. Начало XXI века было ознаменовано увеличением количества читинских сайтов. Но рост количества не всегда предполагает рост качества исполнения, а уж тем более наполнения. Безусловно, когда-нибудь количество начнет перерастать в качество и если говорить о качестве исполнения, то эта тенденция уже сейчас достаточно четко прорисовывается. А вот если вспомнить о качестве наполнения – то есть собственно о контенте, то особой динамики тут не наблюдается и совершенно непонятно, когда здесь произойдут качественные изменения.

Для человека, который каждый день работает с информацией – для журналистов, аналитиков, сотрудников пресс-служб – Интернет это, прежде всего, банк данных, библиотека, если хотите. Для людей, которые имеют постоянный доступ в Интернет, давно уже стала привычной мысль о том, что в Сети можно нарыть практически любую справочную информацию. Абсолютное большинство федеральных печатных изданий имеют серьезные интернет-представительства, где хранятся архивы за последние 5-10 лет, на территории Рунета сотни информационных агентств, которые в режиме реального времени рассказывают обо всем, что происходит в мире. В Сети можно найти любую информацию по истории, литературе, географии, биологии – да по чему угодно и при этом вы потратите минимум времени. Читинский Интернет на фоне всего этого безумно вкусного и сочного контента Рунета смотрится, мягко говоря, неважно.

Поверхностные причины как всегда лежат на поверхности. Прежде всего, надо четко представлять, что такое сбор, обработка и публикация информации в Интернете. Даже если у вас есть готовый сайт, красивый, удобный и многофункциональный, это совершенно ничего не значит. Таких красивых оболочек, которые на деле оказываются пустыми внутри, и в читинском секторе Интернета и в любом другом пруд пруди. Чаще всего после того, как сайт создан, выложен на всеобщее обозрение и вроде как функционирует, заказчик ставит галочку и успокаивается. Между тем это только начальный этап. Я имею некоторый опыт наполнения достаточно емкого по замыслу ресурса и прекрасно понимаю, что справиться с такой задачей в одиночку невозможно: нужен труд сплоченной команды в течение достаточно длительного промежутка времени. Я не уверен, что в Чите есть организации, которые готовы тратить время своих сотрудников исключительно на наполнение Интернет-ресурса.

Но это лишь только поверхностная причина. На самом деле вся фишка в том, что никто и ничего не хочет делать, потому что, во-первых, делать этого не умеет, а, во-вторых, всё это (я имею в виду сбор и публикацию контента, ни о чем другом речь не идет) не даст какой-то отдачи в виде денег или пусть даже общественного признания. Причем в городе нет абсолютно никакого шевеления в этом направлении. Все подвижки носят стихийный характер, никем и никак не поддерживаются и в ближайшее время поддерживаться ну будут. Сотни руководителей сотен организаций, у которых просто по определению должны быть сайты и должна быть заинтересованность в их наполнении, родились и встали на ноги в другое время. Они просто не понимают, зачем всё это надо и полупустая страничка, выполненная кривыми руками какого-нибудь народного умельца, кажется им верхом совершенства. Самостийные же проекты глохнут, не успев открыться. Тут сказываются и наполеоновские планы товарищей, которые понятия не имеют что такое ежедневная поддержка Интернет-ресурса, и приоритеты, которые у большинства молодых и креативных камрадов меняются очень быстро и не в пользу проектов, которые не приносят ничего, кроме морального удовлетворения. Причем тенденция эта характерна не только для читинского Интернета, но и для Рунета в целом. Просто в масштабах страны пустые места достаточно быстро заполняются людьми, которые переполнены энергией, и не хотят ничего, кроме самовыражения. У нас же, видимо, просто не хватает населения :о)

Примеры можно приводить бесконечно. Прежде всего, это сайты читинских СМИ, которые по идее должны автоматически, но выборочно аккумулировать информацию, которая скапливается на компьютерах их сотрудников. В принципе, должен играть роль и тот факт, что редакторы газет, руководители радиостанций и телестудий по неписанным правилам не должны относиться к категории заскорузлых бирюков, которые никак не могут понять, что онлайн-представительство – это не только веление времени, но и просто классная штука, игрушка для взрослых, если хотите. Черта с два! Никто ни хрена не понимает, и делать ничего не делает. Сайт телекомпании «Альтес» — сколько раз мы тут про него говорили, сколько раз смеялись в оффлайне – ничего не меняется: время идет, а динозавры не умирают. Причем я самолично слышал из уст представителей телекомпании о неких грандиозных изменениях в этом направлении, но всё это пока лишь пустые слова. Я бы на месте руководства студии закрыл страничку до тех пор, пока ей на смену не придет что-либо похожее на сайт. Сайт газеты «Экстра»: хорошая идея и в целом неплохая реализация, но без излишнего разглядывания видно, что это мертворожденный ребенок, про которого вспоминают раз в неделю всего несколько человек, а за посетителя никто не борется. Единственное, но очень приятное исключение – сайт ежедневника «Забайкальский рабочий». Обновленная к 100-летнему юбилею версия радует взгляд неброским и уютным дизайном, удобной навигацией и возможностью порыться в архивах старого портала. Что бы там не говорили недруги Баринова и Ко , «Забайкальский рабочий» — это единственное издание в Чите, которое можно назвать настоящей газетой, и наличие нормального портала – лишнее тому подтверждение. Откройте после этого "Сайт газеты «Эффект» и ужаснитесь тому, насколько далеки издатели от пользователей Интернета. Самое смешное и символичное, что на этой страничке нет ничего кроме прайса, и прайс этот стоит даже выше названия рубрик. Ну о чем тут можно разговаривать? Другие еженедельники в Сети просто не представлены, что уже само по себе нонсенс.

Можно еще вспомнить про сайты крупных организаций типа ОАО «Читаэнерго» (зайдите на сайт и поймете, кого больше всего любят забайкальские энергетики), про программу «Электронное Забайкалье» и ее влияние на развитие Интернет-проектов, имеющих отношение к органам власти, про десятки мелких, но очень интересных страничек, которые быстро покрылись плесенью. Но лучше посмотреть на себя в зеркало :о)

Что бы там не говорили про «Кактус», как бы критично не относились к самой идее проекта и к ее исполнению, ресурс существует без малого 3 года, и за это время успело измениться очень многое, а мы очень многому успели научиться. Начиналось всё с 20 посетителей в день, каждого из которых мы знали лично, и с совершенно непередаваемого кайфа, который несколько авторов получали от каждой публикации. Как мы ждали комментариев, и с каким энтузиазмом всё это обсуждалось! Какие строились планы, и с каким интересом мы слушали отклики о развитии проекта в оффлайне! Всё это, конечно, непередаваемо. Со временем увеличилось и количество посетителей, и количество авторов, которые хотели и умели писать. Всё это переросло в оффлайновую тусовку, в которой оказались не только наши знакомые и друзья, но и люди, которые узнали о нас на «Кактусе». Со временем некоторые из них стали неотъемлемой частью большой и дружной компании. Был период, когда ресурс был по-настоящему монолитным – была веселая редакция, были еженедельные «кактусовки» с обсуждением тем на следующую неделю и распределением дней между авторами, были многочасовые оффлайновые споры на темы, которые поднимались на страницах ресурса. Безусловно, активность авторов временами прерывалась какими-то спадами, но после каждого такого спада мы находили силы и возможности для того, чтобы вернуться к привычному ритму ежедневных публикаций. А потом всё как-то утихло, и я уверен, что в этом виноваты не только мы сами, но и посетители ресурса. Слишком сложно с психологической точки зрения писать статью, публиковать ее, зная, что должной реакции не получишь. И ладно, если обсуждение в комментариях уходит в сторону от заданной темы, так ведь почти под каждым постом, многие из которых буквально вылизаны по слогам, появляется масса личностей, которые, не разобравшись толком в сути написанного, закидывают автора полоумными воплями, остановить которые без премодерации (а мы всегда были принципиально против этого) почти невозможно. Замечательно высказался на эту тему товарищ Goblin:

«Будучи жизнерадостным графоманом, я пишу про то, про что мне интересно писать. Высказываю своё мнение по неким поводам, как правило — в сугубо ироническом ключе. Нравится мне, графоману, это дело. По факту написания тут же набегает толпа каких-то совершенно левых людей. Эти люди начинают мне рассказывать о том, что я идиот, что написал полную чушь, что это никому не надо и никому не интересно. Мало того — идиоты требуют внимания, ответов. Таким образом, благодаря написанному мной стадо идиотов получает выход на огромную аудиторию. Зачем предоставлять идиотам такую возможность? Идиотам это явно ни к чему. Кроме того, с ростом популярности начинают подтягиваться граждане совсем неадекватные — с оскорблениями, угрозами физической расправы. Я парень хоть и отважный, но контактировать с больными и психами никакого желания не имею. Немаловажный момент: даже при общении с толковыми людьми очень много времени надо на ответы. А времени нет совсем. Потому славное развлечение, которое мне самому страшно нравилось, увы, закончилось. Комментарии к новостям отключены».

Ну, Гоблин это Гоблин, а нам без комментариев скучно – без них глохнет вся идея проекта. А если их модерировать, удаляя то, что мы считаем хламом, то очень и очень многие люди не смогут это нормально воспринять. Если говорить о развитии ресурса (а точнее отсутствии развития как такового), то есть конечно и наши субъективные проблемы: многим авторам некогда, часть людей явно расстроена отсутствием отдачи, кто-то исписался, а кто-то ленится. Но, как ни крути, выходит, что в большинстве случае людям, ради которых всё это делается, ничего не надо – надо только орать и доказывать нам, какие мы мерзкие хари.

Пример «Кактуса» я привел лишь для того, чтобы было ясно – проблема не только в том, что нет предложения информации, проблема в том, что на эту информацию просто нет спроса. Она никому не нужна. Нужна погода, гороскопы, новости, форумы и чаты. То есть проблема не только в накоплении информации в Интернете, но и в необходимости этого накопления.

Печалит и тот факт, что нет какого-то объединяющего «нечто». Точнее есть техническая составляющая этого «нечто» — читинский городской портал, где собраны ссылки на всех и вся, но нет ни малейшего намека на наличие мотивирующей части Интернет-творчества. Нет никаких конкурсов или региональных грантов, нет оффлайновых тусовок людей, близких к читинскому Интернету. Последние есть, но представлены какими-то отдельными компаниями, у которых нет ни малейшего повода для хотя бы кратковременного объединения. Был чат-клуб, где хоть какие-то мероприятия были, сейчас он вроде бы и существует, но никто ничего о нем не знает. Конкурс на лучшие проекты по итогам года с отдельными номинациями, какими-никакими призами и компетентным жюри просто обязан быть, но никому это не нужно, и ни у кого нет на это времени. Ну и, естественно, ни у кого нет желания вкладывать хотя бы мизерные деньги в подобного рода свистопляску.

Концовку писать не буду, надеясь на то, что комментарии продолжат тему.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 29 ]