Kactus

Login:  Pass:  
  << · 15.11.2007 · >> | home | about | archive | keywords

Идите в баню!

   / 12:31  
|  keywords: город, культура, путешествие

Автор: Petrovich

Вот приедет к нам актер Михаил Ефремов и поведем его сразу в общественную баню…
— Но почему в общественную, может лучше в сауну?
— Михаил — он ведь актер, ему зритель нужен…
Команда КВН «Прима»

Первые мои воспоминания о бане связаны с детством. В деревне в Ононском районе, где жили мои бабушка и дедушка, и где я проводил каждое лето, была общественная баня — старая каменная, с мужским и женским днем, тазиками, двумя большими чанами с водой и парилкой, которая представляла из себя комнату и трубу на стене, откуда при открытии крана шел влажный пар, вследствие чего дальше собственного деда, сидящего рядом, я видеть ничего не мог. Впрочем, как не мог и париться, потому как жара как такового и не было. Личных бань тогда в деревне еще не было, коммунизм строили и путем общественных бань, всё-таки, поэтому еженедельно предстояло посещение всего вышеописанного. После развала советской системы развалились и советские бани в деревнях, но только в деревнях, в городе они по-прежнему олицетворяют всю непобедимость данной системы, но об этом позже.

Еще мне вспоминается, как уже в городе зимними вечерами отец с мужиками брал меня 5-6-тилетнего в баню, ту, что на Чайковского – «Тройка». И, сидя на нижней полке в парной, я гордился, что могу высидеть больше чем отец. Правда, он сидел на верхней и с веником, но этот факт не был в ту пору для меня определяющим. Вот так с детства во мне воспиталась привязанность и любовь к бане, и с тех пор много где попарился и помылся.

В нашем городе существует несколько общественных бань: № 2, что на Петровской, № 3 – на Чайковского, № 8 – на Баргузинской, ну и плюс пара бань на КСК, ГРЭСе и, кажется, где-то на Кадале. Про последние три ничего не скажу, т.к. в силу их удаленности не посещал ни разу. А вот в остальных приходилось бывать. Некоторым может показаться вообще странным факт посещения общественной бани, мол, фу, да как такое возможно, ужас! Но как в том анекдоте – ну да ужас, но не УЖАС!!! УЖАС!!! Среди моих знакомых есть немало людей, которые посещают общественную баню регулярно и ничего, в зимнее время большинство, конечно. Летом дача помимо плодов и ягод приносит главную полезность – свою баню. Зимой, если нет возможности провести организованный поход в сауну большой компанией, а хочется попариться, идешь в общественную баню. Так вот, среди бань в центре, на мой взгляд, рулит баня № 8, там главное преимущество – наличие двух парных, и соответственно есть возможность одной сушиться без перерыва в общем процессе парения. В остальных банях парилка одна и огромных размеров, хорошего пара там практически и не встретишь, к тому же если её закроют на сушку, то полчаса вся толпа парильщиков ждет её открытия, чтоб в тесноте насладиться минутами радости. Но не в этом дело. Главное, что в наших общественных банях за последние лет 20-30 лет не произошло существенных изменений. Всё те же старые деревянные шкафчики, открываемые бабушкой-хозяйкой на крик «Петровна!!! 28-ю открой!» закорюченным железным ключом из проволоки. Всё те же тазики и один рабочий душ. И, что самое удивительное, все те же посетители, собственноручно моющие парилку чтобы она подсохла. В зимнее время добавляется солидный объем грязи, приносимый на ботинках посетителей, который вытирает в перерывах между открыванием кабинок Михайловна.

Бани у нас муниципальные, т.е. городские, т.е. финансируемые из городской казны. Стоимость билета – в ту зиму была 60 руб/чел, сейчас, может, изменилась, не бывал уже полгода. Ну так вот, денег, собираемых с посетителей, естественно хватает только на компенсацию части затрат, а остальное покрывается городом. Объемы расходуемой электроэнергии и воды, конечно не маленькие. Поэтому на ремонт денег не хватает вот уже лет 20. Ну, казалось бы, почему не поставить на кабинки замки и не давать каждому ключик, который бы носился в резиновом браслетике на руке. Так делается в Китае, где банное дело развивается темпами, не меньшими чем экономика всей страны. Замочек будет стоить, если вывезти, например, его из Китая рублей 7-10. Браслет из резины – тоже не больше 10 рублей. На всю баню надо таких комплектов около 100. Ну неужели трудно найти 2 000 рублей, блин. Да эти деньги можно собрать с номеров-люкс при тех же банях – единственном научно-техническим достижением общественных бань 21 века. Там, кстати, за час берут что-то около 700 рублей. Возрастет безопасность и спокойствие посетителей за свои вещи, сейчас ведь можно попросить открыть любую кабинку и одеться в чужие вещи. Ещё момент – сколько нужно платить банщице, чтобы она мыла парилку каждые минут 30-40 в течение рабочего дня. Да за доплату к зарплате в 2 тыс. она будет это делать с удовольствием. Или взять специального человека, который бы следил за парилкой. Его зарплата тоже может быть далека от зарплаты среднестатистического российского чиновника, но, наверняка есть люди, которые могли бы это делать тысячи за 4 в месяц. Про ремонт всей бани можно и не говорить. Где на всё это взять деньги при дефицитном городском бюджете мог бы придумать господин мэр, если бы сходил попариться в одну из бань. Но пока, судя по рассказам старожил, он там замечен не был. «Человека похожего на А.Д.» в сауне с девицами тоже не видели. Стало быть не до бань градоначальству, хотя периодически вопрос их закрытия в силу нерентабельности ставиться на повестку дня.

Крутиться самим надо, товарищи директора бань! Я вот всё думал, ну поставь ты ящик с надписью – благотворительный взнос на ремонт бани, ну не жалко будет многим отдать дополнительно к билету рублей 10, если изменения станут очевидными. За день баню посещает человек 200-300, если каждый второй оставит по 5-10 рублей, доход может быть весьма неплохим. Прокуратура в общественные бани вряд ли ходит, хотя благотворительность законом не запрещена. Стало быть, данный вариант вполне проходной.

Более глобальный вариант искоренения системы советских бань может стать их приватизация, как это в свое время сделали в Москве, например. Ну, приватизируй баню № 8, скажем. Договорись с городом, что они тебе по льготной цене электроэнергию и воду, а ты раз в неделю пенсионеров по льготной цене моешь. Но в таком случае, естественно возрастут цены, но и качество услуг поднимется. Я готов платить в 2 раза больше нынешней цены, если будет за что.

Надо бы также перенимать и опыт восточного соседа, о котором уже упоминалось выше. Бывал во многих китайских банях, которые трудно назвать банями, как таковыми. Да и китайцы не называют их банями – «Центр купания (умывания)», если переводить на русский. Обычно это действительно целый центр, со всем комплексом услуг от умывания, терки, массажа, отдыха, питания и до «спецобслуживания», которое тебе обязательно предложат почти в каждой бане. Под вывеской бань часто скрываются именно бордели, о которых все, включая высокое милицейское и партийное начальство, знают, но ничего запрещать и не думают. В этом отношении опыт перенимать, я думаю, не стоит. А вот во всем остальном – только «За». Хотя, мужики, трущие других мужиков теркой, включая самые интимные места, думаю, у нас не приживутся, попросту не найдется желающих быть терщиками (если только китайцев не привести:)). В Китае еще распространены походы в баню на ночь, во многих местах завтрак включен в стоимость билета. Но данная форма тоже весьма специфична. В Чите был, конечно, опыт чисто китайской бани – «Жемчужина Востока», но в чистом виде не прижился. Поэтому, думаю, надо в русскую баню внести китайское убранство и сервис, вот это будет дело.

Дабы более не утомлять читателей вечнозеленого ресурса своими рассуждениями о банях, отмечу, что вариантов реконструкции и повышения качества услуг и гигиены много, кто бы за это взялся только. Имеющаяся ситуация вроде бы устраивает городское начальство, и банно-прачечный трест и директоров бань. Не устраивает только посетителей и потенциальных посетителей. Многие ведь не ходят в бани по причине их убогости, а если там будут более нормальные условия, то и народ пойдет. Даёшь банную культуру в массы, а о пользе бани, думаю, говорить не стоит.
 
 [ link ] [ Add comment ]

комментарии

  [ 11 ]


[ 1 ]

Falcon

  / 15.11.2007 13:18

Пошли фсе в баню товарищи !!!
Решим фсе экономические проблемы как в рамках одной семьи, так и в целом государства !!!
Буга-га…
А чё? Распарился, выпил пифка… И вроде все хорошо, и солнце ярче засветило. Поабсуждать, типа, как нашему правительству надо работать, перемыть косточки правителям за монетизацию льгот.
И вобще, фсе великие дела решаются в бане, ну там революции всякие, перемещения чиновников, заказные убийства… :-)))

[ 2 ]

ДЯДЮШКА БУ

  / 15.11.2007 13:50

… Частенько ест ностальгия по хорошей бане , Петрович! Одно время даже снились Вкусно пахнущие венички ,висящие над аккуратными рядами тазиков ,пронумерованных непонятной аббревиатурой , и особенно замечательные солененькие сушки в буфете с мокрым от пивной пены прилавком… Вопрос о будущем читинских БАНЬ считаю риторическим… Не при этой власти…

[ 3 ]

Гаишник

  / 15.11.2007 14:33

Просто я так подозреваю ни один маломальски высокосидящий чиновник в наши городские бани не ходит. Сейчас спросите Михалева — как мол у нас в банях в городе, мне кажется он этак руками разведет, скажет — да фиг его знает, работаю, парят как-то, ходят люди.
Думаете хоть кто-нибудь жаловался? сомневаюсь.
Интересно — вот если бы кто-то из кандидатов в депутаты пообщеал навести в банях порядок, это ему помогло бы или нет.

[ 4 ]

solo

  / 15.11.2007 14:58

Помнится, в начале 90-х в тройке был банщик один, не помню, как зовут. Так он политические лекции читал, да так занятно… Потом смотрю — в телевизоре, в гор. думу перебрался, депутат.

Насчет бань — работал в Брянске, как-то приспичило в баню. Приперся, моюсь… А бани в Брянске, надо сказать, классные (90 год был, как сейчас — не знаю). Чего, спрашиваю, народа так мало? А мужики говорят — так ведь праздник, 7 ноября! (Это был СССР еще). Я — оп-па, забыл… А почему баня работает? А они говорят — стояла 3 дня на ремонте, теперь отрабатывает… Оказывается, у тамошнего председателя горисполкома (мэра по-современному) фишка — в баню общую ходить. И он их драл за каждую мелочь.

А с позицией «купите резиночки, я готов платить вдвое» — я не согласен. Купите резиночки, а билеты оставьте прежними, меньше по карманам суйте. Даже в блокадном Ленинграде люди последними силами работу бань обеспечивали.

Вообще, статья преотличная, респект автору. В холодном климате баня, особенно для мужиков — важная вещь. И я люблю именно тройку, двойку, да и восьмерка терпимая была. А частные бани — ну их нах.

[ 5 ]

solo

  / 15.11.2007 15:02

Вообще бани, гор. транспорт, ЖКХ (по-моему, БПК это тоже ЖКХ?) нельзя коммерциализировать. Это должно быть для людей, а не для б*дей новых русских. А качество надо достигать контролем работы.

[ 6 ]

Grei

  / 15.11.2007 16:15

Некоторым может показаться вообще странным факт посещения общественной бани, мол, фу, да как такое возможно, ужас!

Общественная баня — замечательная вещь! Факт ее посещения смутит разве что людей абсолютно несведующих.Мы раньше в тройку ходили одной теплой постоянной компанией — по субботам или воскресеньям.Я веников себе нарезАл на пару лет вперед)))Сразу повыше Орбиты хорошие веники есть. Заготавливайте в июле в теч не более 10 дней — когда лист окончательно потеряет клейкость ,но еще не приобретет предсмертной жесткости!
В нашей «троешной» компании были в основном здравые ребята.Парочка новых русских систематически завсегдатайствовала.Один из них — некто Тахир постоянно перед Новым годом выкатывал для банной братвы душевные столики.Ходил он именно в баню — не понтоваться.Однажды мы парились в тридцатишестером!!!(отделение,находящееся слева)Там все делали правильно: сначала просто грелись,потом кидали пару ковшей и дышали всякими эвкалиптами, потом какой -нибудь старожил залезал на верхний полок и начинал разгонять воздух у себя над головой. Пот вышибался из пор что называется нараз — как у Высоцкого — «Вышибает как пулей из пор».
Только позже брались за веники…
После парилки все сидели и тихо почесывались.Балагуры в той компашке не приветствовались и нередко осаживались — зачем пистешш еще и в бане?!Славное было время)))

Сейчас я хожу либо в модные бани, либо в бани к модным — лишь бы не слишком людно.Баня помогает выпаривать весь негатив, копящийся в течение недели вследствие общения с шумливой и кичливой пенсионной шелупонью.

Кстати, из парилки в прорубь нырять не рекомендуется.Лучше контрастный душик подойдет.И сексом в бане, по моему субъективному мнению,промышлять не нужно.

Как святыню баню не воспринимаю.Могу обходиться и без нее.А вообще тело на баню «подсаживается».Именно такой зависимости желаю молодым!

[ 7 ]

xerator

  / 16.11.2007 09:55

[ 6 ]Grei

Теперь я знаю кто березки все вокруг города ощипал… Гринписи на тебя нет!)))))

[ 8 ]

Kactus

  / 16.11.2007 15:25

Каждую неделю хожу в баню на Петровской. Во многом все так как написал Петрович, кабинки, бабки, собственоручная уборка парной. Не так давно был ремонт. Так и не понял что уж они там ремонтировали но в мужском отделении, кроме шариковых кранов на душе других обновлений незаметно. Но с другой стороны парная хорошая, температуру держит отлично, вода кипяток, одним словом если не выеживаться то вполне прилично.

2solo
А с позицией «купите резиночки, я готов платить вдвое» — я не согласен. Купите резиночки, а билеты оставьте прежними, меньше по карманам суйте.

Не устаю удивлятся. Ты вообще представляешь во сколько обходится помывка одного гражданина? Там безо всякого воровства расходы огромные получаются. Я так понимаю большинство бань дотируются из муниципалитета. И только поэтому худо бедно существуют поддерживая цены на приемлемом уровне. Убери эту поддержку и либо цены взлетят, либо бани разорятся.

[ 9 ]

Фрик Циев

  / 16.11.2007 16:24

У нас в Москве в "Сандуны "билет стоит одна тысяча рублей. Своего «кепку» на вашего «шляпу» не поменяем!

[ 10 ]

Unique

  / 16.11.2007 18:02

А в Чите билет в «Мир Саун» — 1.5 тыщи за час
не меняйте :)

[ 11 ]

solo

  / 17.11.2007 16:02

2Kaktus
Понимаю. Ну и что? Что, вообще государственного не должно быть ничего? Да, дорого. Да, должны дотироваться, и не слабо. Кстати, я там коммент отправил в следующей статье (твоей) насчет электростанций — можно и на бани деньги пустить. Это лучше, чем церкви. Более… эгрегориально, что ли… Слово блин придумал.