Kactus

Login:  Pass:  
  << · 14.12.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Неактуальное строительство

   / 14:24  
|  keywords: дороги

В Читинской области глобальные проекты, которые находятся в стадии активного строительства, можно пересчитать на пальцах. В их числе строительство федеральной дороги «Чита-Хабаровск», которая для пущей краткости и одновременно важности носит название «Амур». В области об этом строительстве не писал только ленивый. Не обходили этот проект своим вниманием и мы, пару раз рассуждая на тему важности и необходимости строительства. Каждый раз поводом для написания становилось путешествие на машине от Читы до Могочи и обратно. С недавнего времени периодичность командировок именно по этому маршруту приняла некоторое очертания и составила полгода. Таким образом, я получил возможность сравнивать то, что есть сейчас с тем, что было шесть месяцев назад.

Сразу забегу вперед и скажу, что стороннему наблюдателю выстроить какую-то схему, по которой развивается строительство, совершенно невозможно. Логичной кажется ситуация, когда дорога с каждым годом строится всё более и более быстрыми темпами, каждый участок доводится до ума, начиная с планирования и заканчивая сдачей в эксплуатацию одним и тем же подрядчиком и всё такое прочее. Ничего подобного на практике не наблюдается.

У нас в области с участками строительства всё просто – их всего два. В Могочинском районе – Могочинский, в Чернышевском, соответственно – Чернышевский. Полгода назад в Могочинском районе кипела работа – буквально через каждые десять километров наблюдалась мега-активность с десятками огромных машин и сотнями людей. В Чернышевском районе от федеральной дороги было только одно название – если после Жирекена (поселок между Чернышевском и Могочей) проехать можно было относительно спокойно, то между Чернышевском и Жирекеном дорога представляла из себя одноколейку с редкими прогнившими мостами. Никакого строительства, понятное дело, не велось.

За последние полгода изменилось если не всё, то очень многое. Пока мы ехали по Чернышевскому району, я не мог поверить глазам – там, где еще в апреле ничего не было, сейчас приходится постоянно объезжать многокилометровые строящиеся участки. Когда мы стали подъезжать к Могоче, я опять не мог поверить своим глазам – такое впечатление, что строители убегали, бросив недостроенные участки, спасаясь от чумы. Нет, работа на дороге в Могочинском районе ведется, но темпы ее не идут ни в какое сравнение с прежними.

Причина, в принципе, была известна еще в начале года, просто тогда предугадать ее последствия было достаточно сложно. В Могоче до недавнего времени работала компания ЗАО «Труд». Компетентность этих товарищей ни у кого не вызывала сомнения. Сданные ими в эксплуатацию участки даже без асфальта были пригодны для езды со скоростью далеко за 100км/ч. В конце прошлого года в Москве прошли торги, в результате которых право на строительство этого участка дороги «Труд» утратил, получив возможность работать в Чернышевском районе. Собственно говоря, всё, что изменилось в Чернышевском районе связано именно с ЗАО «Труд» — дорожники пришли и сразу начали работать.

Компания «Автобан», выигравшая торги по Могочинскому району, строительной организацией, судя по всему, является с большой натяжкой. Они получают право на строительство, а потом нанимают субподрядчиков. В Могочинском районе в качестве субподрядчика была выбрана компания «Илан» — организация мощная и достаточно хорошо известная. Другое дело, что новому субподрядчику понадобилось несколько месяцев на то, чтобы перебросить в тайгу технику, построить вахтовые поселки — создать свою инфраструктуру, без которой подобное строительство вести невозможно. Ко всем техническим трудностям добавились перебои с финансированием, и стройка на северо-востоке области фактически остановилась.

Зачем на самой активной фазе строительства было менять подрядчика, который зарекомендовал себя с самой лучшей стороны – непонятно. То есть если устроить пресс-конференцию и посадить за стол всех чиновников, которые организуют и проводят торги, то они популярно объяснят, что есть такое-то положение и такой-то законопроект, согласно которому иди вы все к черту – как проводили и продавали, так и будем – проводить и продавать. Никакая логика тут не работает – всё решает закон больших чисел.

Отдельная тема – поиск информации на интересующую тему – имеется ввиду именно дорога «Амур» и всё, что с ней связано. Первым и давно уже привычным действием становится обращение за помощью к интернет-ресурсам. Тупое набивание в «Яндексе» строчки вроде «Чита-Хабаровск» или «Амур» приводит к набору абсолютно безинформативных или устаревших ссылок на тему того, что:

  1. В
  2. начале 2004 года Президент открыл сквозной проезд
  3. Какая-то контора набирает каких-то студентов на строительство
  4. Как мы ехали на машинах из Владивостока до: Читы, Иркутска и т.д. и т.п.

Причем отставание во времени составляет не месяцы, а годы. Единственным относительно свежим сообщением стали общие цифры, распространенные агентством «Regnum» и подхваченные другими информационными площадками. Сайт Федерального дорожного агентства Министерства транспорта (именно эта структура и курирует строительство) в разделе «Важнейшие стройки» вообще не выносит отдельной строкой трассу «Чита-Хабаровск», объединяя ее в автомобильную магистраль «Омск-Владивосток» (хотя сама стройка совершенно самостоятельна и к Омску с Владивостоком имеет такое же отношение как вафельные конфеты к булке хлеба). Сайт генерального подрядчика — «Автобана» — представляет из себя страничку с семью мертвыми ссылками и сообщением о том, что сайт в разработке. Разрабатывают его уже полгода, никаких изменений нет и, наверное, не будет. Сайт «Илана» встречает посетителей фотографией какого-то катка и адресом электронной почты.

Беглый экскурс по Интернету говорит лишь об одном – строительство дороги никому не интересно. Те же федеральные СМИ «просыпаются» только тогда, когда их будят. Решил Президент поехать и перерезать ленточку в Хабаровске, открывая сквозной проезд – журналисты едут за ним и послушно снимают хабаровские автомагистрали шириной в 15 метров, называя именно их «сквозным проездом». Раз в полгода к нам стабильно приезжает представитель какого-нибудь журнала или газеты – последним был корреспондент «Огонька», предпоследним – «Московского комсомольца». Эти одиночные материалы вряд ли вызывают какую-то реакцию в западной части страны. Еще иногда «отмечается» журнал «За рулем», публикуя статьи в упомянутом мною стиле: «Как мы ехали на машине из Владивостока в такой-то город». При все при этом тем для обсуждения достаточно много. В администрации Могочинского района нам с ходу назвали порядка пяти вопросов, которые достойны внимания не только областных, но и федеральных СМИ.

Ситуация со сменой подрядчиков символична для российских чиновников. В той сфере, где от принятого решения зависит судьба миллиардов рублей (скажем, в этом году на строительство дороги только в Читинской области выделено «всего» два миллиарда рублей, а ждали порядка пяти), логика в нашей стране не имеет никакого значения. Всем это известно, все это знают, но поделать ничего нельзя – менталитет.

Ситуация с освещением строительства дороги символична для российских журналистов. Если нет информационного повода, никто ничего не будет писать. А то, что там не построили какой-то подъезд к какому-то поселку с населением в несколько тысяч человек, – так то не повод, то лишь песчинка в море информационных потоков.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 21 ]