Kactus

Login:  Pass:  
  << · 12.08.2008 · >> | home | about | archive | keywords

Четырёхколёсный отдых

   / 16:19  
|  keywords: путешествие

Лето 2008 года выдалось на редкость неудачным. Товарищи, размахивая в прощальном упоении руками, утекали в леса, уходили на реки, улетали в горы, брали в руки велосипеды и отправлялись на покорение непознанных буреломов. Возвращались стройными и подтянутыми, смелыми и решительными, загорелыми и улыбчивыми. Рассказывали удивительные вещи – что реки бегут, что горы стоят, а буреломы пахнут свежей хвоёй.

Ужасно хотелось наложить на себя руки, но руки на меня наложил маленький смешливый человек. Забираясь на руки и глядя глазищами мне в глаза, обнимая ручонками за шею и весело хихикая в ухо такие необычные своей обычностью сочетания «па-па», «ля-ля» и «бу-бу», дочь снимала все сомнения по поводу обоснованности и вариативности.

В ситуации неоднозначности было принято решение показать ребёнку ближайшие окрестности. Для перемещений использовался полюбившийся автомобиль Honda Accord Wagon. Для короткого в силу независящих от меня причин отпуска было избрано несколько маршрутов. А именно – Чита – Байкал — Улан-Удэ – Чита; Чита — Алханай – Чита и Чита — Арахлей. Оставляя рассказ о малоинтересном для стороннего наблюдателя путешествии на побережье Арахлея, и откладывая на будущее рассказ об организационных составляющих путешествия на Алханай, коротко вспомню, чего там происходит по пути на Байкал.

Как известно, по пути на Байкал происходит Республика Бурятия. Как бы ни воротило от идиотских сравнений одного региона с другим, Читы с Новосибирском, улицы Ленина с Арбатом, читинских кабаков с кабаками иркутскими, сравнения сразу после пересечения границы соседнего региона напрашиваются самостоятельно. Не спрашивая, то есть, владельца головы об их необходимости.

Путешествие в силу природного разгильдяйства особо не планировалось. Ехать предстояло до городка в 20 километрах от Байкала, который назывался то ли Кабанск, то ли Каменск. Расстояние до Улан-Удэ было приравнено к 650 километрам, от Улан-Удэ до городка – километров 150. В Чите была проверена подвеска, уровень жидкостей там и сям, наличие балонника, домкрата и состояние запаски, залит полный бак бензина (54 литра). Кроме этого были заменены щётки на дворниках, в специальный отсек погружена трёхлитровая канистра с маслом, пальцем для лишней важности ощупана резина. Для водителя были пожарены семечки, закуплен сок и вкусные сладкие херовины с неизвестным названием. Ребёнку заготовили чаю в термосе, печенья и игрушек. Жена обошлась ребёнком и запасами мужа. На этом приготовления закончились.

Выехали в 9 утра, предполагалось приехать часов в 9 вечера. Ехали двумя машинами. Флагманом процессии, к сожалению, выступал автомобиль тестя, наполненный родственниками жены, – Toyota Caldina. Двести лошадиных сил у Аккорда против 80 у Калдины! Бензин против солярки!! Хонда против Тойоты!!! Ни черта не получилось – тесть ехал впереди по праву старшего.

Крейсерская скорость в 90-110 км/час выявила ряд удивительных обстоятельств. Во-первых, крайне сложно бороться со сном, особенно на ровных участках трассы. Во-вторых, организм бездумно желает обгонять Калдину, и когда это желание сочетается с сонливостью, то начинаешь потихоньку выскребаться на полосу встречного движения, только там осознавая нарушение родственной иерархии. В-третьих, жрущий в городе по 16 литров зимой и по 13 литров летом Аккорд на такой скорости на трассе при постоянно включенном кондиционере поедает 7,8 литра на 100 км.

В дороге кроме Калдины, отчаянно радовал дождь и поведение ребёнка. Дождь шёл беспрестанно, а ребёнок беспрестанно не плакал. То есть дома иногда ребёнок начинает отчаянно ныть, а словарный запас причины возмущения обозначить не позволяет. Мягко качающаяся на кочках машина, заднее сиденье которой забито игрушками, оказала на ребёнка магическое позитивное воздействие.

До границы с Бурятией добрались часам к четырём при одной длинной остановке на обед и трёх-четырёх на прогулять ребёнка. Граница никак не обозначена, но сменившиеся цены на бензин и незнакомые названия населённых пунктов позволяют судить о том, что ты именно там, где надо. В Мухоршибири – через 550 км от дома у меня загорелась лампа, и я закатился на первую попавшуюся заправку. Заправившись, потерял Калдину. Поиски друг друга продолжались в течение часа. Нашлись в 50 км от заправки и в 100 км от Улан-Удэ. Знатно поорав друг на друга, двинулись дальше.

Дорога на подъезде к Улан-Удэ превращается в узкую колею – по одной узкой полосе в каждую сторону. При этом дорога отчаянно вихляет и обогнать многочисленные фуры становится практически невозможным. В итоге каждый грузовик собирает за собой десятки машин и появляется возможность поглазеть по сторонам. Смотреть есть на что – Селенга, скалки и прочие красоты делают подъезды к Улан-Удэ весьма привлекательными.

Несмотря на всякое нежелание сравнивать одно с другим, у соседей сразу вспоминается Александр Михайлович Ничик, у которого не хватает милиционеров. Добравшись от Читы до Мухоршибири, я не встретил ни одного экипажа ГИБДД, не считая стационарного поста за Ингодой. Сразу за Мухоршибирью встречные товарищи начали активно моргать в знак протеста против контроля. Патрульные машины с радарами стояли через каждые сначала 50 километров, а на походах к Улан-Удэ – через каждые 20-30 километров. За Улан-Удэ на федеральной иркутской трассе ушлые буряты ставят картонные муляжи патрульных машин в реальный размер. С первого раза – очень похоже, хотя смущает тот факт, что никто тебе за последние два километра не поморгал.

За всё время путешествия сотрудники ГИБДД Республики Бурятия тормозили меня пять раз. Уверен, что их министр внутренних дел заочно присвоил мне статус дорогого гостя – за пять страниц бурятской прозы, которые я прочитал в прошлом году летом. Сначала я превысил скорость на 28 км/час. Меня остановили, отвели к радару, показали превышение скорости, после чего рекомендовали быть осторожнее и не превышать скорость. Я уехал. Второй раз меня поймали с превышением скорости на 15 км/час. Отводить к радару не стали. Спросили, как добрался из Читы, проверили документы и попросили быть аккуратнее.

В третий раз в Улан-Удэ я залез на завершении обгона левыми колёсами за сплошную линию, и был пойман с поличным сразу за углом. Смутно вспоминая, является ли мой поступок нарушением правил и заберут ли у меня сейчас права за выезд на встречную полосу, я выслушал вопросы про Читу, Аккорд, жену на заднем сидении и поведении ребёнка в дороге. В конце мне пожелали счастливого пути и сообщили, что при обгоне вообще редко вписываешься в 60 км/час. «В городе вообще лучше не обгонять, всё-таки люди кругом, а люди — разные», — цитата благодетеля. После этого ещё два раза ловили на небольших превышениях и так же отпускали. Загадка природы, не иначе.

До Байкала добрались без приключений. У родственников жены были в семь вечера по Чите. Провели около Байкала три дня. Ели рыбу, пили пиво, чинили заборы, клали печки. По полдня проводили на Байкале. Красиво, но в неблагоустроенных условиях с годовалым ребёнком – не разгонишься. Рыба продаётся вдоль дороги, начиная от Каменска. Цена постепенно уменьшается по дороге в Иркутск. В 100 км от Каменска мы покупали омуля горячего копчения в горячем виде за 30 рублей голова, холодного копчения – 25 рублей голова, вяленого – 20 рублей голова. Это самые низкие цены, которые я нашёл. В большинстве остальных случаев всё дороже рублей на 10.

Через три дня отдыха, который можно было назвать отдыхом с весьма большой натяжкой, мы практически сбежали в Улан-Удэ. В Каменске выяснилось, что задние колодки у Аккорда стёрлись до железного основания. Скрип стоял невероятный – страшно было ездить. Вспоминая добрым словом собственную тупость и ловкость парней, проверявших подвеску, отправился вместе с тестем в ближайшие населённые пункты на поиски колодок. Не надо, наверное, рассказывать о том, что на Honda Accord Wagon, 2000-го года колодок в Селенгинске, Кабанске и других не менее экзотичных городках, не нашлось. Нашёлся ремонтный набор – две пластины, клёпки и три полотна на ножовку по металлу. Изготовление двух пар колодок на задние колёса занято три часа чистого времени. В работе использовались тиски, ножовка, молоток, карандаш и ключи.

В Улан-Удэ колодки и на задние и на передние колёса я нашёл в первом попавшемся торговом центре. Там же ради интереса я спросил про наличие стоек, шаровых, рычагов. Всё оказалось в наличии. На вопрос – откуда всё это, мне сообщили, что они вообще-то торгуют запчастями. В Чите я уже полгода не могу найти на этот долбанный Аккорд не то, что стойки или задние колодки, – шпильки на задние колёса пришлось заказывать из Владивостока и ждать месяц. Во всех читинских магазинах, представленных в СитиНавигаторе, я не мог и не смогу, наверное, никогда найти на свою машину стоек, шаровых, сальников, сайлентблоков. Да чего там говорить – гайки на колёса у нас купить и то проблематично. Чем торгуют наши магазины, для меня всегда оставалось загадкой. После посещения двух-трёх магазинов в Улан-Удэ, загадка эта выросла в ранг чёрной дыры.

Из Улан-Удэ из Читы под проливным дождём добрались за 10 часов. Еле живыми от усталости.

Вывод где-то такой: если есть желание ехать с годовалым ребёнком на Байкал, надо брать путёвки на благоустроенную базу и билеты на поезд. Если есть желание поездить по окрестностям Улан-Удэ и походить по городу – а там есть, что смотреть, то можно, конечно, ехать и на машине. Правда, на обратной дороге ребёнок уже как-то не торчит от путешествия автомобильным транспортом и иногда можно мало-мало рехнуться.

А кататься на Хонде, конечно, приятно. Хоть за 100 километров, хоть за тысячу.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 27 ]