Kactus

Login:  Pass:  
  << · 12.08.2003 · >> | home | about | archive | keywords

Другой Удокан

   / 11:40  
|  keywords: аналитика

Что у нас есть в Читинской области такого, чего нет у других? Много чего.

Через небезызвестный поселок Забайкальск проходит больше половины сухопутного товарооборота с Китаем. Это известно всем и каждому, но лучше всего это известно таможенникам. Соседняя Манчжурия цветет и пахнет, хотя лет 10 назад была такой же деревней, как и Забайкальск, только грязнее.

Дело даже не в том, сколько, куда и какой идет продукции. Дело в том, как к своим приграничным территориям относится государство. Манчжурия – город, ориентированный исключительно на внешнеэкономическую деятельность. Масса разного рода налоговых и таможенных льгот служит своеобразным магнитом для китайских фирм, торгующих исключительно с Россией и приносящих в местный бюджет немалые средства. Вот и строят китайцы на своей территории современные дороги, возводят небоскребы и развертывают целые сети гостиниц. А наши сидят по другую сторону границы и матерятся. Любимое государство в лице федерального центра вывозит отсюда всё до копейки, не оставляя в местных бюджетах ничего. Это при том, что в структуре федерального бюджета таможенные сборы занимают 38%.

Пару раз власти города и района пытались ввести какие-то пошлины на благоустройство города в размере нескольких сотен рублей. Попытки были пресечены прокуратурой, как выходящие за рамки федерального законодательства. Позже прокуратура согласилась оставить сборы, но только «при полной прозрачности финансовых потоков». Но всё это – детский лепет. Пошлины, вводимые на местном уровне, если и повлияют на ситуацию, то в микроскопических масштабах – типа повсеместной побелки бордюров и поливки газонов. Здесь нужна политика государства, направленная на укрепление своих восточных рубежей, а не только на накачивание Москвы деньгами.

На севере области лежат миллиарды тонн разного рода металлов, руды и прочих составных частей таблицы Менделеева. Самые известные и самые многострадальные — Чинейское месторождение какой-то волшебной железной руды и Удоканское медное. И то и другое находятся в Каларском районе.

Удоканское открыли в 1949 году и никак не могут приступить к разработке. Ситуация с медью в стране близка к критической. На Урале, где эту беду добывали с незапамятных времен, осталось 19 миллионов тонн в резерве. Но эти 19 миллионов разбросаны по 50 месторождениям, а на одном Удокане – 20 миллионов.

На Чинейском лежит руда со трудновыговариваемым названием, но дело не в сложности произношения, а в количестве минералов. Разведанных запасов тут порядка полутора миллиардов тонн, а прогнозируемых – 30 миллиардов. Казалось бы – в чем проблема, берите да копайте.

Мерзкие бюрократы уже почти 10 лет мусолят этот вопрос. Одни, преимущественно московские, ратуют за открытый аукцион, то есть вариант, при котором обладателем лицензии на добычу меди становится тот, кто больше заплатит, вне зависимости от того, что с металлом собираются делать в дальнейшем. Другие упирают на закрытый конкурс – то есть прочь буржуинов и подавайте грамотное техническое обоснование. Второй вариант выглядит гораздо более логичным, но логику в карман не положишь, и Москва в который уже раз ставит палки в колеса развитию области.

Насколько я понимаю, из руды, которая содержит медь, добывают медный концентрат, цена которого и является основным ориентиром на мировом рынке желтого металла. В Китае этот концентрат стоит дороже, чем в России. Как следствие, иностранная компания, никогда не станет продавать концентрат российскому производителю, потому что он платит меньше, да и Китай гораздо ближе, чем Уральские горы. Кроме того, начало разработки такого крупного месторождения может серьезно повлиять на формировавшуюся десятилетиями мировую конъюнктуру цен на медь. А за это родное государство пришлого буржуина может дать по голове. Одна такая вот американо-российская компания в середине 90-х годов уже «замораживала» месторождение.

Вообще-то определенные подвижки к лучшему были. В 2001 году открыли железнодорожную ветку Чара-Чина длиной в 70 километров и даже привезли один состав с рудой. Местные и центральные СМИ тогда захлебывались в восторженных эпитетах. Мол стройка века и все такое. Стройка века прекратилась как только уехали московские гости. Первый состав оказался последним. Многие видели причину в отстранении от должности тогдашнего министра путей сообщения Аксененко. Но дело опять же не в одном министре, а в политике целого государства. Государство это бог знает сколько времени вливало сюда миллиарды рублей, искусственно перенаправляло часть грузопотока с ЗабЖД на БАМ. А потом дошли до цели, могли перевести дорогу (БАМ я имею ввиду) на безубыточный режим и … погрязли в бумагах, сдулись попросту говоря.

Кроме Удокана, Чины и Забайкальска можно было бы вспомнить десятки угольных месторождений, урановые шахты Краснокаменска, лес и много чего еще. Область потенциальный донор, а уже долгие годы во многом зависит от федеральных трансфертов. Что-то, конечно, меняется в лучшую сторону, но очень хотелось бы, чтобы изменения эти касались не центральной части областного центра, а региона в целом.
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 19 ]