Kactus

Login:  Pass:  
  << · 12.02.2008 · >> | home | about | archive | keywords

Халявная учеба

   / 09:20  
|  keywords: впечатления, образование

автор: Старый

Факультет, на котором я учился, значения не имеет. Скажу одно – и на соседних специальностях, да и в целом по университету дела обстояли ровным счетом также. Студенты, как известно, народ общительный, поэтому, «кому и сколько» передавалось из уста в уста и рассказывалось как некое руководство к обучению.

Про что я? Про заочное обучение. Кто его и когда придумал – не знаю, но, видимо, в советские годы это была некая альтернатива обучения для работающего класса, коему надо кормить семью, но и без образования власть советов не могла их оставить.

Во что это превратилось сегодня – сужу по своему опыту, приобретал который 5 лет. Сразу оговорюсь – специальность гуманитарная. Уточнять название высшего учебного заведения, считаю не то, что не этичным – а, скорее, бессмысленным – более чем уверен, в других ликбезах нашего сибирского провинциального поселения ситуация идентичная.

Изначально, при поступлении создавалась некая интрижка и жажда соперничества – количество человек на одно место – что-то вроде 7-ми. Это, ежели есть желания поступить бесплатно, на бюджетной основе, так сказать. Если участвовать в этой гонке по каким— то причинам невозможно, у абитуриента всегда есть возможность выбрать платную форму обучения, и наличие интеллекта в этом случае, не требуется в принципе. Так как, если на экзамене экзаменаторам отдать чистый лист, без выполненных заданий – кандидатура абитуриента все равно будет обсуждаться должным образом – не настолько богата Русь, чтобы раскидываться платежеспособными студентами.

Отвлекся. Экзамена всего два – история и русский — диктант. В день первого экзамена вокруг входа в ВУЗ толпились какие-то зубрежки с книжками, местами проглядывались представители села с баулами, вояки, хмурые вчерашние одинадцатиклассники, которых не взяли на «очку» и у них появился второй шанс.

Абсолютно не разбираясь в истории, и будучи в ней полным профаном я не стал перед экзаменом учить и зубрить даты и события – один хрен в голове за такой короткий промежуток времени ничего не останется. Мысль пришла как-то сама по-себе. Пришел к своему школьному учителю, который последние два года преподавал у меня историю в школе и в знаниях которого я был уверен – еще в 11 классе он сам написал мне олимпиадную работу, за которую я потом получил первое место и, в нагрузку, какие-то энциклопедии.

Я попросил его вместе со мной сходить на экзамен. Нет, не подсказывать мне, шепча правильные ответы в дверную скважину, и не созваниваться по сотовым и вообще никаких хитростей — разводка до банальности проста – мой учитель, так же как и я подал документы на поступления в ВУЗ. Его возраст никого не смутил – на «заочке» учатся и люди преклонного возраста. А про уже имеющееся у него высшее образование никто не поинтересовался. Таким образом, подав документы сразу за мной, мы оказались на экзамене в одной аудитории. Далее – сели рядом, поменялись листами с заданиями и мирно стали их выполнять – он— добросовестно и обдумчиво я – с пустыми глазами и для «галочки». Тоже самое со вторым экзаменом – только вместо учителя истории, был учитель русского языка. Таким образом, поступав, для перестраховки, сразу на две специальности (по этой самой схеме) – поступил на обе и, окончательно обнаглев, еще и выбирал, что у меня будет написано в корочке.

Именно, в корочке. Первое, что бросилось в глаза на первой сессии, да и на последующих тоже – учительский состав на 90% составляли молодые кадры, «зеленые» выпускники нашего же факультета. Примерно треть группы была ровесниками этих преподавателей, другая треть – старше. Остальные, вроде меня, были, соответственно, младше. Как правило, преподаватели эти либо отпускали с пар, либо на них сам по себе никто не ходил (за исключение зубрежек). Все пять лет треть группы точно не посещала сессии вообще, т.е приходили только на экзамен – времени просто не было— ну кто даст оплачевыемый отпуск для сессии, скажем, для водителя маршрутного такси? (был у нас и такой). На сессии – экзамены дифференцировались следующим образом – знаешь – 5, не знаешь, но что— то говоришь – 4, не знаешь ничего и молчишь – 3. Двоек не было. И никого не отчислили за все 5 лет. Пугали, что при изначальном перенаборе группу должны покинуть 2-3 человека. И все понимали, что это не что иное, как обычное запугивание.

Таким образом, люди «учились» не посещая сессии, и приходя только на экзамен с более чем стерильными головами в лучшем случае, с бодуна – в худшем. Особо запомнился случай, когда на экзамене по философии, принимала который профессор, пожилая женщина, вышеописанному маршрутчику досталась тема «расовые дискриминации». Будучи сам по себе человек туповастенький, к тому же, регулярно покуривающий траву (как любой уважающий себя маршрутчик), он выдал ей буквально следующее «Это когда черножопые мозги компостируют». Что было с лицом бедной профессорши – описать сложно — ей было больно и обидно за нынешнюю молодежь, с нами тоже случился казус – никто просто не мог сдерживать смех. Результат экзамена – 3.

Так вот, к чему я все это – «проучившись» 5 лет я не могу даже поверхностно что-то рассказать по самым профильным моим предметам. И не только я. Как я уже говорил, то же самое не только с моими одногруппниками но и всеми заочниками описанного ВУЗа.
Что подразумевают, когда говорят о качественном образовании в России на мировом уровне? За 5 лет учебы я так и не понял.

Справка: Заочное обучение — вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно—экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстоят друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года). На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой, а так же по причине более низкой стоимости обучения, по сравнению с очной (дневной) формой. /Свободная энциклопедия «Википедия»/
 
 [ link ] [ Comments : 25 ]