Kactus

Login:  Pass:  
  << · 12.01.2007 · >> | home | about | archive | keywords

Сделай мне больно, Собака Серая!

   / 09:30  
|  keywords: впечатления, критика, культура, мужчина и женщина, кино

Автор: Zлюська

Говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Если это так, то просто страшно подумать, что ожидает в 2007 году отечественный кинематограф. В моих глазах режиссер Лебедев побил все рекорды Голливуда. Целых три года я думала, что ничего более чудовищного, чем третья «Матрица», нет и быть не может. Потом я посмотрела «Минотавра» и обрела новый эталон идиотизма (кто видел, поймет). Но воистину, нет предела совершенству, и имя ему — новый российский, прости господи, блокбастер «Волкодав». Серьезно, люди: никогда еще мне так не хотелось массовых публичных казней.

Я сейчас говорю не как человек, читавший книгу. Черт с ней, с книгой; я сторонник той точки зрения, что делай ты с первоисточником что хочешь, лишь бы фильм был хороший. То есть, конечно, чтобы старушка-процентщица усыновляла Раскольникова – этого не надо, но… ну, вы поняли. Поэтому эпический квест – пусть будет. Но для чего было оставлять в сценарии Эвриха и Ниилит (у которой тут даже имени нет), если им не дали сказать даже трех слов толком? И кой черт понес их к небесным вратам? Зачем нужна эта история со спасением ведьмы с ребенком, если она не имела никакого смысла для развития событий? Почему в шлеме Жадобы не предусмотрены глаза, которыми он в ходе нападения на отряд кнесинки мог бы увидеть валяющегося в кустах главгероя? А чудная фраза «Какая красивая песня!» на фоне невнятных чукотских напевов? Весь зал лег замертво – и бесполезно винить в этом бездуховность нынешней молодежи!

Но сценариста еще можно пощадить. История знает множество примеров, когда при бредовом сценарии с очевидными нестыковками получается хорошее приключенческое кино, которое хочется пересматривать. Не будем далеко ходить – «Пираты Карибского моря». Полсотни горячих будет вполне достаточно для того, кто сваял волкодавчатую нетленку. Но все остальные, причастные к рождению ВОТ ЭТОГО ВОТ – добро пожаловать к стенке! А оператор – на плаху для последующего расчленения, ибо нефиг.

Уж сколько раз твердили миру, что, если зритель идет на приключенческий фильм, он вправе ждать ЗРЕЛИЩА. Бред сценариста можно было с лихвой искупить грамотно и красиво поставленным махаловом на мечах. Но – опять не судьба! Боевые сцены в «Волкодаве» сняты как постельные, когда ноги от рук можно отличить только по повышенной волосатости, и то у мужчины, и то не всегда. Единственный случай, когда видно хотя бы, кто кого за что схватил – это обучение боевым приемам кнесинки Елень. На этом моменте, кстати, по залу уже разнесся стон, так как дальше ржать было уже невозможно. «Сделай мне больно! Еще! Еще! Дас ист фантастиш!» О Господи…

Спецэффекты в фильме – тоже отдельный разговор. Я понимаю: выше нас только звезды, круче нас только яйца, я почетный пожарник Поволжья майор Пронин, Голливуд, ты не пройдешь. Но отечественный кинематограф с кучей денег на спецэффекты пока еще подобен обезьяне с гранатой. У меня до сих пор перед глазами «Ночной дозор» с винтиками от самолета в кофе и прочими признаками болезни «о-боже-куда-девать-такую-хренову-тучу-финансов!??!» Но фантазия режиссера Лебедева – это что-то. Никогда не думала, что Смерть – это вращающиеся паззлы, которые, как ни вглядывайся, никак не складываются в слово «вечность». Ей-богу, если б они сложились в морду Пятачка, было б не так глупо, хотя и неполиткорректно – год Свиньи все же. Зато я узнала, какой конец ожидает сову Гарри Поттера: в нее вселится Волдеморт и при очередном оживлении с перепугу будет биться головой о скалу, пока не разнесет ее к Моране-Смерти. А Мыш, улетающий к рассвету над Галирадом с подошвой в цепких лапах! А джыдайский меч размером с подростковую мечту лорда Фарквада! А вставание из поганых болот чьих-то весьма и весьма невразумительных теней! «О древние боги, не за себя, прошу, помогите, явите милость!» И услышали древние боги, и явили, к общей радости зала, противотуманные фары…

И все это на фоне чудовищных заимствований у проклятого Голливуда. Бедный Питер Джексон, несчастный Стивен Спилберг, горемычный Квентин Тарантино! Когда Жадоба с криком схватился за свою руку, из которой кровь брызнула, как из поливальной машины, у меня начался нервный тик. Я все ждала, когда из ближайших кустов выйдет Ума Турман с катаной и криком «Убить Вейдера!».

Все остальные, мягко говоря, недостатки «Волкодава» растут все из тех же трех составляющих: сценария, постановки и съемки боев, спецэффектов. Сложно проявить хоть какой-то актерский дар, когда тебе по распределению достались две с половиной реплики. Одна на весь фильм более-менее приличная сцена с действительно неплохой музыкой – это Самоцветные горы, но только до тех пор, пока Волкодав не начинает убивать надсмотрщика. Худо-бедно могла спасти впечатление наконец-то уже женитьба Винитария на Елень. Но хренушки. Ибо миром правит любовь, и зритель должен уйти удовлетворенным по самые гланды.

У фантаста Анджея Сапковского есть прекрасный очерк на тему славянской фэнтези «Вареник, или Нет золота в Серых Горах». Так вот он говорил, что те авторы, которые пишут чудные книги в жанре научной фантастики, ваяют жуткие вещи в жанре фэнтези. И все потому, что они знают научную фантастику как творческий метод, а фэнтези для них – всего лишь набор внешних признаков, штампов и архетипов, которые неизвестно откуда взялись. С «Волкодавом» вышло то же самое. Отечественное кино выходит из коллапса. Наши режиссеры вспомнили, как снимать военные драмы, детективы, мелодрамы и даже хорошие комедии, после которых хочется жить. Но зрелищная фантастика, чудеса и прочие сказки нам известны либо по голливудским стандартам, либо по фильмам Александра Роу со Змеем Горынычем, собранным из пластилина, чехла и трех актеров ТЮЗа. Я так полагаю, что в этой области у нас нет традиции, нет метода. Такое чувство, что при съемках фантастики все стыдятся и все время помнят, что есть такой Тарковский и есть такие тупые, низкопробные, гнусные, бездуховные штамповальщики америкосы, которые… ну, вы поняли. Если кто вспомнил оба «Дозора», то в первом явно пытались снимать концептуальное кино и получили что-то, воля ваша, маловразумительное, а во втором снимали и сняли нормальный фантастический боевик – и получили кучу воплей по поводу неуместного подражания Большому Г. Отсюда неповторимый «Остров», крепко и хорошо сделанная «9 рота», замечательные «Питер FM» и «Жара» — и «Волкодав». Не знаю, как вы, а я буду ждать, когда закончится эта детская болезнь левизны в коммунизме. Надеюсь, что доживу.
 
 [ link ] [ Comments : 28 ]