Америка глазами очевидца / 10:01
| keywords: путешествие
На «Кактусе» мы несколько раз обсуждали тему Соединенных Штатов. Судя по реакции абсолютного большинства читателей, мне практически нечего добавить к последней статье на эту тему. Я и не собирался этого делать. Случай, однако, обнаружил среди моих знакомых человека, неделю назад вернувшегося из третей по величине стране в мире. Месяц, проведенный моим собеседником по другую сторону линии перемены дат, оставил немало впечатлений, которые мы и не пытались описать в одном посте. Потому сразу предупреждаю, что довольно необычное для «Кактуса» интервью планировалось скорее как «затравка» для более полноценной беседы. Путешественник назвался Сергеем. Ф.: Сергей, как тебя занесло в такую даль? С: Участвовал в программе довольно известного фонда IREX. Из 50 претендентов, обязательным для которых является какое-никакое знание английского языка отбирается первоначально 15 претендентов. Позже пять отсеивается и остается десять счастливчиков. Счастливчикам оплачивают все, кроме дороги до российского аэропорта и обратно. По прилету презентуется еще тысяча долларов. По нашим приблизительным подсчетам на каждого участника программы за месяц пребывания в Америке тратится около 8 тысяч долларов. Ф.: Сложно было пройти предварительный этап? С.: Я не напрягался. Двое работали с репетиторами, но один из них не прошел. Так что репетитор – не определяющий фактор. Как мне показалось, выбор участника больше определяется наличем свободных вакансий. Ф.: Каким маршрутом ты добирался до конечной точки? С.: Владивосток – Сеул – Анкоридж Ф: Впечатления от полета? С.: Нас сразу предупредили, что за рубежом мы испытаем «культурный шок». Разница, действительно, сумасшедшая и ощущается сразу, как только попадаешь на борт самолета. На всех международных маршрутах мы пользовались услугами южнокорейских авиалиний, и по общему признанию качество услуг азиатской компании превосходит аналогичное качество у американских компаний. В самолете поражает всё начиная от набитого парфюмерией туалета и заканчивая «нарисованными» стюардессами. Над головой у каждого пассажира установлен жидкокристаллический монитор, на котором видна скорость полета и скорость ветра, пройденное расстояние и расстояние до пункта назначения, подробная карта маршрута. Ф.: Что из себя представляет Анкоридж? Насколько я понимаю, это Аляска? С.: Да, Аляска. Анкоридж типичный американский город, стекающий от многоэтажных домов (не небоскребов – сейсмическая зона) в деловом центре к огромной по диаметру одноэтажной окраине. При населении сравнимом с Читой, площадь у Анкориджа в четыре раза больше. Летели вроде на восток, прилетели в итоге во «вчера». Если у нас 15 минут седьмого вечера, то у них только 15 минут первого ночи того же дня. Ф.: Где жили? С.: Два дня нам дали привыкнуть, и мы жили в отеле. Я не буду говорить об условиях – понятно, что всё это несопоставимо с российскими гостиницами. Потом, как и планировалось, нас переселили в так называемые «гостевые семьи». Ф.: Зачем ездили? С.: Стажировка. У каждого по своей, заранее малопонятной программе. Потом мы, естественно, разобрались. У меня стажировка была разбита на четыре неравные части – четыре дня в одной компании, потом два раза по два дня в других компаниях и так далее. Ф.: Вы, собственно, в какой сфере трудитесь? С.: Пусть будут информационные технологии. Ф.: Чем отличается их система в сфере IT и наша? С.: Давай об этом подробнее в другой раз. Скажу одно – в американской системе у каждого специалиста своя узкая специализация. В принципе у нас всё идет к тому же – в центре страны многие так и работают. Настанет и наш черед. А у нас в Чите каждый айтишник должен уметь всё на свете. Компании экономят на этом огромные деньги. Ф.: Какое впечатление произвели сами американцы? С.: На улице очень много толстых людей. Особенно женщин. Женщины некрасивые и особо за собой не следят. Это крайняя стадия эмансипации – с какого перепуга я должна следить за собой, если этого не делают мужики. Люди, которые в России кажутся упитанными, в Америке просто образец стройности. Пугают огромные и пустынные тренажерные залы, бассейны и спортивные комплексы. Единовременный билет в спортивный комплекс стоит 5 долларов, на месяц – 8. Даже при такой дешевизне в обеденный перерыв я зачастую не мог увидеть ни одного человека в большом бассейне.  Бытует мнение, что американцы хорошо живут оттого, что много работают. За последние два-три года работы я привык работать по 10-14 часов в сутки и принимать это за норму. Типичный американский офисный служащий работает с 9 утра до 4 часов дня (я не говорю о повременной оплате). Ф.: Что из себя представлял дом, где вы жили? М.: Двухэтажный дом для двух человек. На первом этаже большой гараж на две машины, гостиная и кухня. На втором две гостевых спальни, санузел для гостей, комната хозяев с отдельным туалетом и ванной. Плюс отдельная ниша для стиральной машины и сушилки. У каждого такого домика из центральных коммуникаций присутствует только электричество, холодная вода, приходящая в дом и канализация, из дома уходящая. Горячая вода, газ, отопление у каждого домика стационарное. Везде натыканы счетчики – хозяев пугала наша привычка мыться два раза в день под горячим душем. Фонари на улице и около дома горят только тогда, когда мимо них проходят люди, иначе какой от них смысл. В общем, экономят на каждой мелочи.  Ф.: Интернет в доме был? С.: Дома стоит DSL-модем, дальше радиосвязь по всему дому. Скорость около 1 Мбита, 40 долларов – абонентская плата за месяц при любом трафике. Больше ничего платить не надо.  Ф.: Как сложились отношения с хозяевами? С.: Ты для начала представь ситуацию, когда два (а нас было двое) русских приезжают жить к двум абсолютно незнакомым американцам. Даже вариант «русские к русским» при таком раскладе предполагал бы определенные проблемы. С американцами всё гораздо запущеннее. По приезду нами было предложено распитие нами же купленной водки с обязательной раздачей подарков. Американцы даже выпили с нами по рюмке, после чего расползлись каждый к своему компьютеру. Никто не был против водки – вы, мол, пейте, мы знаем, что русские много пьют, а нам хватит. Так каждый день – каждый в своем углу. Жена трещит по аське с подругами, муж режется в квакоподобную стрелялку. Людям немногим больше 20 лет. Ф.: Кормили? С.: Поначалу нам сообщили, что кормить в семье будут утром и вечером. Но это всё условно. Американцы дома сами ничего не едят – всё, что мы поначалу обнаружили в разрешенном к открыванию холодильнике было куплено специально для нас. Как только в холодильнике закончились припасы, настали тяжелые времена. Они вроде и покупали иногда какие-то полуфабрикаты, но есть всё это представлялось малореальным. Ф.: А где питаются, раз дома не едят? С.: На каждом углу есть забегаловка. В «Макдоналдсы» ходят только дети да студенты иногда. Очень развита культура «шведского стола» китайский шведский стол, японский шведский стол, корейский шведский стол и т.д. Заходишь, платишь восемь долларов и можешь есть, сколько в тебя влезет. Количество подходов к кормушке неограниченно. Везде продается пицца. Просто какое-то пиццерийное безумие. Традиционный набор – три доллара за кусок пиццы и стакан колы (с разными вариациями). Повсюду натолкан сыр. Складывается впечатление, что производители еды сговорились. Вроде бы постоянно ешь, а голод не утоляется. Не растолстеть при таком питании практически невозможно. За месяц я накинул четыре килограмма. Ф.: Как и на чем ездят толстые американцы? С.: Все, абсолютно все ездят на машинах. На улицах просто нет людей – они либо в машинах, либо в помещениях. Быть может специфика территории сказывается (Аляска, всё-таки), быть может, это такое американское веяние, но очень многие предпочитают нереально большие джипы. Типичная картина для Анкориджа – Dodge Ram 1500. Последние цифры показывают, какова грузоподъемность пристроенного сзади кузова (в килограммах, конечно). Я видел Dodge Ram 3500. Кажущийся на таком фоне малышом «Cruiser» могут себе позволить себе немногие.   Около каждого здания располагаются огромные, величиной с несколько футбольных полей стоянки, забитые машинами. Типичная картина – огромный торговый центр посередине, по краям две башни в пять этажей в качестве стоянки для машин и переходы между центром и башнями для людей. Ф.: А для кого общественный транспорт? С.: Могу ошибаться, но сложилось впечатление, что на автобусах ездят одни бомжи и студенты. Автобусы ходят очень редко. Ф.: Сами на чем тогда ездили? С.: Да нас возили везде на машине как маленьких детей. Да и вообще обращаются именно как с маленькими детьми, что на определенном этапе начинает бесить. Ф.: На музыку, которая играет в машине, дома, по радио, в офисах, внимания не обращал? С.: Да как-то не ставил перед собой такой задачи. Попсу, по качеству сравнимую с нашей, слушают, судя по всему только в гей-барах. Зато на каждом углу звучит «ТаТу». Американцы очень любят эту парочку. А так везде играет какой-то жестокий металл. Ф.: Какие-то особенности в отношении в к русским не прослеживались? С.: Обычное сдержанно-дружественное отношение. Вражды никакой нет. Просто совершенно другие люди, трудно на них спокойно реагировать. Ф.: Американизм? С.: На каждом углу. Это тема для отдельной беседы. Я просто приведу пару фактов. Во-первых, ни у одного американца ни на минуту не возникнет сомнения в том, что именно они выиграли вторую мировую войну. Еще я заглянул ради интереса в местную Книгу Рекордов Гинесса в раздел «космонавтика». Порядок пунктов приблизительно следующий:
- Первый человек на Луне – АМЕРИКА!!!
- Самая популярная ракета-носитель – АМЕРИКА!!!
- Самый большой космический челнок – АМЕРИКА!!!
Россией или Советским Союзом даже не пахнет. Там где запах еще не выветрился, его вытравливают наглой перестановкой фактов.Ф.: Президента своего любят? С.: Нет. За Ирак его мало кто там хвалит – мол, незачем было туда соваться. Но все убеждены, что Президент совсем не обязательно должен быть умным. Ф.: Мы еще не договорили и рано делать какие-то выводы. Но всё же – где лучше? С.: Русский человек адаптирован к жизни здесь, в России. Я не хочу, чтобы моих детей воспитывали по «американской» схеме. Домой возвращался с удовольствием – здесь я себя чувствую в своей тарелке. Вот так! Более подробную беседу мы выложим на следующей неделе. Все интересующие вопросы пишите в комментариях.
|