Kactus

Login:  Pass:  
  << · 08.11.2007 · >> | home | about | archive | keywords

БЛУДУ НЕТ! или ОДИН ВЕЧЕР В АТМОСФЕРЕ «КРЕМАТОРИЯ»

   / 13:52  
|  keywords: музыка, впечатления, культура

автор: Mal.ahh

Есть такие песни, которые люди горланят под гитару у костра, или вечерами на кухне в дружной компании, или просто знают их слова, при этом, не имея понятия, кто настоящий автор-исполнитель. И, может быть, истинному поклоннику группы «Крематорий» этого не понять, но выяснилось, что для многих не посвященных творчество этой команды как раз состоит из таких песен.
— О, а я и не знала, что это они поют, — сказала одна девушка про «Клубнику со льдом», после того, как 5 ноября побывала на концерте «Крема» в Драматическом театре.

Будьте уверены, таких девушек и юношей там было немало… И для них этот ноябрьский вечер стал своеобразным «моментом истины».

Кроме неопытных и удивленных, гостями «Крематория» стали и любители клубники, и знакомые Хабибулина, и клиенты Безобразной Эльзы, а также все те, кто за 25 лет существования группы соприкасался с ее «ироничным чертогонизмом», и для кого это соприкосновение даром не прошло. Может мне показалось, но в возрастном плане перевес был явно в сторону людей, старше 30 лет.

На концерт были проданы практически все билеты.
Страждущие собрались. Традиционная пятиминутная задержка, короткое интро и — началось…

Впрочем, для меня все началось на два часа раньше. Перед концертом бессменный лидер «Крематория» Армен Григорян посетил студию «Радио Сибирь», где в прямом эфире общался с постоянным поклонником хорошей музыки Романом Шадриным.

В общении Армен Сергеевич оказался человеком абсолютно не звездным, с хорошим чувством юмора и трезвым, отчасти циничным взглядом на современную действительность.

Интервью выглядело следующим образом (вариант не дословный, но максимально приближен к оригиналу):

Р.Ш. Здравствуйте. Как добрались?
А.Г. Дорога ничего. Мы прилетели на самолете — такое интересное летающее средство. Очень старый самолет, но зато боинг. Народу было мало, поэтому даже удалось немного поспать.
Р.Ш. Очень хорошо, что вы выспались, хорошо себя чувствуете. Недавно слышал, еще одну вещь, связанную с вашим здоровьем. Вы бросили курить…. Это так?
А.Г. Ну, вобщем-то, да. В какой-то момент я задумался, что сам процесс курения — это глупость. Вы загоняете себя в легкие дым, чувствуете себя плохо после каждой сигареты, а потом, как только чувствуете себя хорошо, снова курите, чтобы почувствовать себя плохо… И это замкнутый круг. Поэтому я затушил бычок 8 месяцев назад. И все…. И самое интересное, что мне нравится — сознание сейчас так далеко от этого, что воспринимает дым и курение как угрозу. Поэтому у нас сейчас не курят в гримерках, в студии, в автобусах, машинах. Злятся и ревнуют музыканты — мы разделились на две части. Я и Вовка — наш гитарист — мы абсолютные некурильщики, а скрипач и звукорежиссер, которые тоже приехали сюда — они пока еще курят. И получается такая шахматная партия — кто кого.
Р.Ш. Вообще, рок-н-ролл всегда ассоциировался со всеми вредными привычками, которые только бывают. А сейчас что, времена поменялись или вы повзрослели?
А.Г. Да ну… Это была пыль в глаза. Тот, кто в основном говорил о героине, по ночам ел булочки и запивал их молоком. А сейчас мне хочется создать некую моду на здоровый образ жизни. Чтобы все побочные наши явления — курение, питие, даже секс — были чем-то ограничены. То есть если пить, то так, чтобы было вкусно, а не для свинского состояния. И во всем остальном тоже нужно быть разборчивым — не бросаться на все, что движется. У нас именно так было… Мы не могли пройти мимо любой девушки. Хоть горничной она работает, хоть стюардессой… Но, если честно, я против разврата и всего, что можно назвать блудом.
Р.Ш. Отлично. Для того, чтобы наши слушатели могли с вами поближе познакомиться, давай проведем небольшой блиц-опрос…
А.Г. (смеется) А зачем со мной близко знакомиться? Я вам ничего не покажу.
Р.Ш. Кто вы по темпераменту?
А.Г. Скорее всего бегемот.
Р.Ш. А по зодиаку?
А.Г. Стрелец, тут врать не буду…
Р.Ш. Сколько лет играете на гитаре?
А.Г. Ну, это, если отнять и поделить…. Хотя, вообще, гитара — это предмет женского рода, поэтому о возрасте не будем! Играю давно!
Р.Ш. Любимый музыкальный инструмент. Гитара?
А.Г. Ну нет…. надо чего-нибудь полегче…. чтобы носить легко. Флейта.
Р.Ш. С чем для себя ассоциируете 70-е?
А.Г. С юностью. 80-е — юность с небольшим опытом. 90-е — молодость.
Р.Ш. Какое у вас образование?
А.Г. Высшее. Кандидат медицинских наук.
Р.Ш. Ваша любимая группа или исполнитель?
А.Г. Наверное — ее величество тишина.
Р.Ш. Любимая песня группы Крематорий?
А.Г. Невозможно назвать какую-либо одну, но я должен быть благодарен тем песням, которые не стали однодневками и, вобщем-то, «сделали группу». Потому что при таком названии и нежелании вести какую-либо рекламную деятельность все, что у нас было на тот момент в жизни — это сила песен. Поэтому, скажем так: великолепная пятерка и вратарь. Вратарь — Хабибулин, а остальные — Мусорный ветер, Клубника со льдом, Эльза, Маленькая девочка, например. Вобщем, тут нет выбора…
Р.Ш. Мусорный ветер послушаем очень скоро…
А.Г. А сегодня же не день милиции, че слушать-то…
Р.Ш. Действительно, че слушать… А вы футболом интересуетесь?
А.Г. Конечно.
Р.Ш. А политикой?
А.Г. Футбол люблю, а политику ненавижу. И политиков. Но все равно, приглядывать за ними приходится… Чтобы не шутили слишком.
Р.Ш. Охарактеризуйте себя тремя словами.
А.Г. Высокий, голубоглазый, блондин.
Р.Ш. Ваши песни, они чаще всего рождаются в дуэте с гитарой, или вы берете текст, приходите к музыкантам, и все вместе это делаете?
А.Г. Ну…. Погодите, я даже запутался…. Скорее всего, это образ, который как-то появляется, а потом воплощается. И, как правило, этот образ рождается утром. Но сложно сказать, откуда он берется. Когда я работал со своим сольным проектом — «3 ангел», там музыканты ничего не придумывали. Все было расписано, а они лишь приходили и исполняли. В «Крематории» бывает так, что сначала идет диктат с моей стороны, а потом музыканты начинают сами вносить что-то свое. И в этом ценность группы — групповуха.
Р.Ш. Как возникла идея устроить акустический тур?
А.Г. Мы начинали как акустическая группа, потом долгое время был электрический период… В поледние шесть лет у нас было очень много разных концертов, в том числе и акустических. В основном, в Москве. Акустика дает камерную атмосферу. На стадионных концертах смотришь в зал, а лиц людей не видно. Зато, прямо перед собой наблюдаешь задницы охранников. А в акустике рампы не существует. Мало того, театральность и камерность меняют иногда смысл песен. У меня даже есть на некоторые песни по нескольку вариантов текста. Получается спектакль, в котором несколько финалов.
Это удивительная штука — акустика. Я никогда не думал, что можно вот так проникать в сознание. Впрочем, я также не думал, что танцевать под акустику можно. А ведь на всех наших концертах люди танцуют. Вроде, откуда это берется? Нет же ничего, что сподвигло бы опорно-двигательный аппарат двигаться. Но… есть некоторое участие тайны…
Р.Ш. Насколько я знаю, сегодня на концерте будут играться песни из еще неизданного альбома. Они тоже меняются, или вы с ними знакомитесь, обкатываете?
А.Г. Да. Это общение такое…. Раньше все, что касалось музыки, мы сначала записывали, потом играли на концертах. Этот же вариант — экспериментальный — потому что незнакомое по-иному воспринимается… Вообще, мы по плэй-листу не работаем. В основном — как Бог на душу положит. Хочу в Чите, например, сыграть песню «Лунатик». Забайкальский пейзаж навеял…
Р.Ш. Группа «Radiohead» свой новый альбом выложила в интернет. Люди могут скачивать песни, а платят столько, сколько сами считают нужным. Как вы относитесь к такому методу?
А.Г. Отлично. Потому что, наверное, это единственный выход из ситуации. Сейчас единственная возможная форма зарабатывания денег — это концерты. А все остальное — это форма воровства. Но если в интернете будет законодательно прописаны отношения между музыкантом и зрителем, если эта связь будет установлена, то куча посредников просто отметется. И, возможно, будет найдена форма, которая удовлетворит и музыкантов и их потребителей.
Р.Ш. А как вы относитесь к тому, что поклонники «Крематория» берут флэш-накопители и от компьютера к компьютеру переносят вашу музыку. Это же тоже пиратство, но музыка при этом распространяется.
А.Г. Ну… Что касается Радиохед, я согласен. Только в случае с нами, цены бы устанавливал я!
Р.Ш. Что вы думаете о современном отечественном шоу-бизнесе…
А.Г. Мертв… как говорится, клиент мертв, и вряд ли его поднимешь… Я, конечно, далек от того, чтобы кого-то осуждать. Если кто-то может зарабатывать деньги пением под фонограмму, а кто-то это потребляет, то значит бизнес такой. В масштабах шоу-бизнеса мирового он совершенно неконкурентноспособен. Вообще, шоу-бизнес это часть культуры, а так как культура является весомой в любом государстве, то ее состояние определяет силу государства. И есть некий системный кризис, который случается вне зависимости от того, кто у власти. Сейчас наш шоу-бизнес пока находится в таком кризисе. Поэтому, то что вы видите по телевизору — это и есть лицо Бориса Моисеева.
Р.Ш. Спасибо!

Когда полгода назад в Драматическом театре походил концерт вышеупомянутого Бориса, забайкальцы заранее собрались на ступенях храма искусств, чтобы с помощью великого русского языка и самодельных транспарантов выразить свою неприязнь к артисту.
За час до концерта «Крематория» театральная площадь также начала заполняться длинноволосыми людьми с бутылками пива в руках. Но негативом в данном случае не пахло. Наоборот — ценители музыки собрались пораньше, чтобы вместе вкусить напиток рок-н-ролла перед ответственным мероприятием.
Начало самого концерта сопровождалось техническими заминками. Несмотря на все попытки скрипача Максима Гусельщикова извлечь звуки из своего инструмента, процесс был безуспешен. В течении почти 15 минут музыкант бегал пальцами по грифу, но, увы, совершенно беззвучно.
Армен Григорян и гитарист Владимир Бурхель сочуственно смотрели на коллегу, но «боги коммутации» продолжали капризничать. Как позже заявили компетентные лица, на инструменте полетел звукосниматель. Нужные меры были приняты к четвертой песне, скрипка зазвучала, и зал облегченно зааплодировал. Потому что «Крематорий» без скрипки, согласитесь — это уже не то…

Не солгал Григорян, когда говорил про камерность атмосферы. Несмотря на то, что я сидел в самом конце зала, было стойкое ощущение присутствия на кухне у музыканта. Еще больше ощущалось присутствие на этой же кухне спортивного комментатора «Радио Сибирь» Владимира Свечникова, который за моей спиной с удовольствием проявлял недюжинные вокальные способности. И он был не один такой в зале. Подпевали даже те, кто не знал слов, но могли вспомнить мелодию. «Сексуальная кошка», «Лепрозорий», «Хабибулин», «Мусорный ветер»…

Было по сольному номеру у скрипача и гитариста. Гусельщиков сыграл что-то кельтское, а Бурхель — хардроковое. Технично, быстро, громко. Но, по сравнению с общей авторской энергетикой «Крематория», номера музыкантов по-отдельности слушались выхолощено и отчасти бездушно. Честно говоря, удивило то, что одногруппники Григоряна предпочли «показать себя» не собственными творениями, а классическими проверенными примерами из учебников.

Пока один участник исполнял сольный номер, двое других членов группы сидели за столиком в глубине сцены, попивая что-то из кружек. Любого другого музыканта можно было бы заподозрить в «дозаправке на ходу», но так как во всех последних своих интервью Армен Сергеевич заявляет, что алкоголь и «Крематорий» разошлись, то хочется верить, что и здесь он не солгал.

Абсолютной правдой было и замечание по поводу танцев. На бис «Крем» играли про собачку по имени «Последний шанс».
— Ыыыыыыыы….., — восторженно замычала какая-то девушка, которая уже пошла одеваться, думая что концерт закончен, — это моя любиииииимая! Вихрем залетела обратно в зал и, как и предсказывал великий и ужасный Григорян, начала танцевать.

Ну и, конечно, как же без «Клубники со льдом». Этот нетленный хит прозвучал под занавес, причем Свечников, который успел к этому времени сбегать за сцену и взять автографы, утверждает, что композицию сыграли именно по его просьбе. Вова, спасибо!

Акустический тур группы продолжился в Улан-Уде, затем в Красноярске и так далее. Но мне почему-то кажется, что Чита Григоряну особенно запомнилась. Потому что не запомнить местность, пейзаж которой он подсознательно описал в одной из своих песен — невозможно. А услышав, как песни «Крематория» здесь поют спортивные комментаторы, этот город можно даже полюбить.
 
 [ link ] [ Comments : 4 ]

«Крематорий» жжот сердца и души

   / 13:35  
|  keywords: музыка, впечатления

автор: Amelie

Заранее прошу прощения у ярых фанатов группы «Крематорий», но позвольте поделиться простыми дилетантскими впечатлениями от прошедшего в Чите концерта этого коллектива — распирает.

Я не так часто, а точнее — всего второй раз попала на роковый концерт. У «Крематория» хорошо знала только несколько песен – всем известные хиты «Безобразная Эльза», «Клубника со льдом», «Маленькая девочка со взглядом волчицы», «Хабибуллин», «Кондратий», «Харе Кришна», их визитная карточка «Крематорий» (вполне возможно я ошибаюсь в названиях, но я уже попросила прощения у почтенной публики), ну и, конечно, нетленную «Мусорный ветер», которую я знаю наизусть. Собираясь на концерт, я ожидала, прежде всего, живого звука и отсутствия эстрадной халтуры. Ну что я могу сказать,… получила я таки то, что хотела, даже с лихвой!

На удивление начало концерта не затянулось, ожидаемые звёзды вышли с допустимым для такой величины музыкантов пятнадцатиминутным опозданием. В затемнении на сцене появились три силуэта, солист группы угадывался по традиционной чёрной шляпе. Естественно, публика встретила его различным улюлюканьем, гиканьем и хлопаньем — короче восторженно. Без всяких предисловий начали играть и петь, а потом уже поприветствовали публику и Читу вместе с ней. Как сказал Григорян: «Не прошло и 25 лет, как мы до вас добрались». Ну что сказать — не в бровь, а в глаз, обычно к нам приезжают такие музыканты, только когда уже везде побывали, либо когда пик славы проходит. Я уж не знаю по первой ли, по второй ли причине состоялся их концерт в Чите, ну не всё ли равно, почему они к нам приехали, главное добрались.

Первые три-четыре песни скрипач (простите, не знаю, как его зовут, поскольку Армен, очень неразборчиво сказал фамилию), ну, в общем, тоже бывалый перец, седой и лет порядочно, никак не мог побороть аппаратуру и прорваться к зрителям своей музыкой. Играет он бедный, играет, а скрипки-то не слышно, и мальчики всякие на подмогу ему выскакивают, крутят там что-то, нажимают, а всё без толку. Наконец, когда в энный раз выскочил товарищ и поменял что-то, до наших ушей прорвались таки сквозь забойную гитару звуки скрипки. О! И вот с этого момента всё происходящее на сцене меня стало цеплять не на шутку. Скрипку народ в зале встретил очень бурными аплодисментами (видимо не одна я такая), и, надо сказать, что скрипач за такую тёплую поддержку отплатил очень душевной игрой, короче, лабал как бог. Особенно, когда играл своё соло, как мне показалось, что-то в стиле ирландской музыки, выложился по полной. Даже сам Григорян встал и изобразил что-то наподобие ирландского танца. Публика ревела вместе с ним, точнее с его скрипкой, я например, конкретно в этот момент отхлопала себе ладоши до состояния онемения) – драйв полнейший!

Чем отличается выступление эстрадного певца от музыкантов-рокеров, так это тем, что последним не обязательно наряжаться в перья и разучивать различные танцевальные па, им просто достаточно играть свою музыку. Кстати сказать «кремы» были одеты очень просто, такое впечатление, что с самолёта даже перед концертом не переоделись. За исключением гитариста, удивительно похожего на голливудского актёра Рассела Кроу, который был одет в красную толстовку, джинсы и, красные туфли — принарядился одним словом. На удивление я даже запомнила его имя — Владимир Мухин. Кстати сказать, гитарное соло меня не так уж цепляло, а местами, во время длительных высоких нот, даже хотелось заткнуть уши. В общем-то, я подтвердила свои предположения, что не очень люблю электрогитару. Но, тем не менее, надо отдать ему должное, очень мастерски владеет инструментом — пальцы прямо бегали по грифу. Ну и на потребу публике сыграл за головой.

Музыканты вели себя непринуждённо и по-свойски. Видимо, не зря на сцене в качестве декораций стояли потёртые комоды, стулья, стол. Концепция концерта, по всей видимости — встреча старых друзей. Ну и естественно, такие встречи не обходятся без бутылочки чего-нибудь покрепче, на концерте у музыкантов на столе, во время сольника скрипача откуда-то неведомым образом появилось виски. Стало понятно, зачем им стол и стулья, ведь обычно рокеры не заморочиваются такими проблемами как внешний антураж. В данном случае оказалось функционально и уместно, пока один концентрирует внимание публики на себе, остальные культурно «отдыхают»)). Причём сначала, после первого розлива, они скромно спрятали бутылку в какой то плафон, который стоял там же, потом такими мерами предосторожности они уже не утруждались, да и выпили то всего раза два или три – для настроения, как я понимаю.

Отдельно хочу коснуться публики, пришедшей на концерт. В большинстве своём это были люди лет 30-ти и старше, пришедшие, видимо, отдохнуть душой. Видно по такому случаю, народ обтянул заработанные за прошедшие годы свои трудовые мозоли толстовками и свитерами. А по фигу, наконец-то нет никакого дресс-кода — пусть этой самой душе будет где развернуться и попеть!). Меня поразило, что некоторые товарищи привели с собой ещё и детей, которым вся эта музыка, по-моему, была до фонаря. Один ребёнок даже уснул на руках у мамы. Мне подумалось, что его под такую музыку дома обычно усыпляют, поскольку, другой причины заснуть под такой грохот я не вижу). Видимо, мама (а ребёнок был с мамой) — ну очень большая поклонница, а дитё было не с кем оставить, а пойти хотелось. Одна девочка лет шести, так вообще, под забойные роковые композиции чуть ли не билась головой об край балкончика, видимо даже актёрские дети не выдерживают такого накала страстей. Рядом со мной сидела семья – мама, папа и, примерно, 10-летний сын. По громко подпеваемым песням и знанию всех текстов я догадалась, что ярым поклонником является папа, а семью видимо для балласта притащил. Ребёнок достаточно равнодушно за всем наблюдал, а мама, больше с радостью, чем с грустью внимала музыке, лишь её нервное поёрзывание в тех моментах, когда в текстах намекалось на секс и всё, что с ним может быть связано, говорило о том, что тётка не получает истинного удовольствия. Хотя, может быть, я ошибаюсь, но детям до определённого возраста точно на таких концертах делать нечего.

А вообще публика мне очень понравилась, без всякого экстремизма и фанатизма, не было в наличии обдолбаных, грязных, потлатых рокеров, не было также напыщенных белых воротничков. Собрались вполне культурные люди, как мне показалось представители интеллектуального труда. Взрослые, уже состоявшиеся дяденьки и тетеньки на время превратились в легкомысленных шалопаев, не зашоренных разными этикетами, правилами и мыслями, кто как на тебя посмотрит. Пользуясь возможностью ненадолго вернуться в юность, все присутствующие визжали, кричали радостно вскакивали заслышав знакомые слова полюбившихся песен. Кто-то названивал знакомым и направлял телефон к сцене, чтобы те также могли порадоваться хорошей музыке, или, имея солидную внешность и очки на носу, подпрыгивал и пританцовывал — да мало ли кто, что делал, главное вели себя естественно, без всякого гламура и глянца, без всяких натянутых фраз и улыбок.

Но, к сожалению, концерт очень быстро закончился, полтора часа пролетели незаметно. Публика вошла в самый раж, поэтому последние композиции слушали уже стоя. Доказательством того, что музыканты выложились по полной, служит тот факт, что под конец у Григоряна на гитаре порвалась струна, он красноречиво её показывал залу, но это не помогало, люди требовали ещё. Поддавшись на уговоры народа, группа вышла и забабахала ещё пару хитов — раззадорив всех окончательно «Клубникой со льдом» и «Весёлым ансамблем». Непонятно почему несыгранными остались ещё несколько нетленных хитов — это «Маленькая девочка со взглядом волчицы», «Таня», которую очень хотел услышать мой любимый родственник. Видимо хорошей музыки всегда кажется мало.

Приятное ощущение от концерта осталось не только у зрителей, но и у самих музыкантов, как признался Григорян, они не ожидали, что в Чите с их творчеством так хорошо знакомы и, что им окажут такой тёплый приём. Наверное, не пройдут те времена, когда центральная Россия будет воспринимать нас как территорию с малоразвитым населением и вообще населением, а не медведями. Ну что ж, слава богу, ещё одного мэтра от музыки в этом переубедили. Так что — «Приятного аппетита всем, кто любит клубнику со льдом»!!!


 
 [ link ] [ Comments : 15 ]