Kactus

Путешествие с археологами. Часть 2

/ 10:23
|  keywords: путешествие

9 августа мы снялись с Мензинского стационара – впереди нас ждало устье Шонуя – одного из самых крупных и красивых притоков Мензы. Откровенно говоря, первого дня сплава я ждал с огромным нетерпением. До начала разведки я знал, что сплав – это просто передвижение от одного рабочего места к другому, но, несмотря на это, в душе ждал именно его. Причина, в общем-то, понятна – по горным рекам я уже сплавлялся, а опыта полевой работы в археологической разведке просто не имел. Кайф от раскопок я стал получать только в самом конце путешествия, а сплав казался эдаким развлечением с массой адреналина и минимум скуки. На деле всё вышло, конечно, не так.

В 2000-2002 годах я каждое лето сплавлялся по реке Турка, которая впадает в Байкал, на больших восьмиместных десантных лодках. Неизвестной грузоподъемности судно вмещало четверых человек, которые сидели на надутых баллонах лодки – двое на корме гребли, двое спереди любовались происходящим. Очень устойчивую лодку опрокинуть было совершенно невозможно, и на воде мы творили всё, что хотели – намеренно налетали на огромные камни, крутились на них минут по пять, изображая карусель, пили в лодках, спали в лодках по очереди, ныряли в заводях с лодки — веселье без границ, в общем. Понятно, что с головной лодки за всем этим наблюдал инструктор, который, наверное, знал границы допустимого, и, скорее всего, готов был прийти на помощь, но всё же. С байдарками ни один из этих фокусов за редкими и нежелательными исключениями неприменим. Лодка достаточно устойчива только тогда, когда каждый член команды знает, чего нельзя делать. Наглядный урок мы получили еще на первом стационаре, когда переплавляли пришедших из пешего похода к монгольской границе людей с левого на правый берег. Пара неосторожных движений опрокинула байдарку около берега, где было достаточно глубоко, и лодка моментально начала тонуть. По логике, которую до нас донесли немного позже, лодку надо было тащить к берегу, ни в коем случае не переворачивая обратно, и уже там вытаскивать из воды. Мы же начали переворачивать ее прямо в воде и чуть не утопили и лодку и себя самих вместе с ней – всё свободное пространство внутри моментально заполнилось водой, и байда стала просто неподъемной. Только громкие инструкции с другой стороны реки не довели до ЧП. То есть посадка и высадка из байды должна производиться очень аккуратно, особенно там, где глубоко. Ну и на воде дергаться особо не стоит – вся конструкция при перенесении центра тяжести гребцов моментально начинает раскачиваться. На порогах с моей – матросской — позиции поведение ничем особенно не отличалось от гребли по относительно спокойной воде. Самое главное – махать веслами так, как тебе сзади орет капитан, а что там будет дальше – не моя забота. Возможно, что у самих капитанов какие-то особые правила прохождения порогов.

За пару дней до начала сплава мы провели несколько тренировочных заплывов – по большей части для неопытного меня, так что была возможность посидеть и на месте матроса, и на месте капитана. Сидеть на корме пустой лодки, даже когда впереди добавляет килограммов матрос, достаточно неуютно – изделие ходит ходуном, а во время парковки я был уверен, что перевернусь (приставать к берегу необходимо носом против течения, то есть если плывешь по течению и нос впереди, то лодку надо развернуть на 180 градусов). В общем, матросом всё остальное время путешествия я чувствовал себя очень уютно.

Свернуть лагерь и упаковать его в три небольшие байдарки оказалось не таким уж и сложным делом. На Мензе мы потратили на это часа два с половиной, на остальных стоянках время это постоянно сокращалось во-первых потому, что копился опыт, а во-вторых потому, что убывало количество вещей. Отплывая с последней стоянки на Студеном, мы собрались не больше, чем за полчаса.

Первый участок сплава от Мензы до Усть-Шонуя составляет 35 километров, мы его прошли часа, наверное, за четыре, особо не напрягаясь в гребле. Скорость падения реки здесь составляет два метра на километр, течение достаточно сильное, и грести мне почти не приходилось – на шиверках помогал капитану и всё. Один раз пришлось приставать к берегу и оттаскивать байдарки назад – вверх по течению, чтобы иметь возможность уйти к другому берегу и избежать довольно неприятного поворота, где сильная струя воды бьет прямо в откос. Ну и плюс мели, на которых приходится выпрыгивать из лодки и тащить ее на себе. Но всё это мелочи, и после первого дня сплава я был уверен, что особых усилий на воде прилагать не придется. Ошибался. Встали в устье Шонуя на покосе – очень живописное место с высоченной травой, с аккуратными деревцами по краям полянки и с симпатичной сопкой по правую руку, если стоять спиной к реке. Здесь мы то ли правильно поставили палатку, то ли выбрали хорошее место, то ли просто сильно уставали, но спать было исключительно замечательно.

На следующий день отправились в пеший поход на поиски уже известной и описанной Худой пещеры, которая по подсчетам располагается в 10 километрах от лагеря – то есть планировалось пройти 20 километров. На деле мы несколько промахнулись и за неполный световой день протопали 32 километра по сильно пересеченной местности, попирая кроссовками конную тропу. Саму пещеру нашли уже на обратном пути – к сожалению, она оказалась заваленной. Всё-таки с начала 80-х, когда здесь работали археологи, прошло 25 лет. За время дороги мы успели насмотреться на сотни пейзажей, каждый из которых ничем не похож на предыдущий. Это и мягкие подушки холмов, с которых на маленькую вереницу их четырех людей и собаки стекают волны теплой зеленой травы по пояс, и узкие тропки по краю сопок, с которых открываются умопомрачительные виды на каменистый Шонуй, и березовые рощи, согретые узкими лучами заходящего солнца, и грозные скалы, со всех сторон зажимающие бурлящую воду, и мягкий, слегка шумящий хвойный лес, – всё, что угодно. Это была самая длинная прогулка в моей жизни – столько километров за раз я еще не проходил никогда. Кстати, сложно выстроить мысли, когда надо идти часами и преимущественно молчать. За первые 16 километров я передумал всё, что только можно передумать, а по пути обратно устроил интервью сам с собой у себя в голове – придумывал вопросы, сам себе их задавал, и сам на них отвечал.

Один день мы толком ничего не делали – шел сильный дождь, а 12 августа покорили ту самую сопку, которая стояла прямо напротив лагеря. С вершины прекрасно видно деревню Шонуй, которая расположена в километре от лагеря, и отсюда открывается замечательный вид на Мензу. Здесь мы тоже искали пещеру, в которой по идее должно было быть захоронение, но, проходив часа два, ничего не нашли, решив, что эту пещеру тоже завалило. Из удачных открытий на этом стационаре выделяется каменный шалашик, расположенный чуть выше по Шоную – здесь во время раскопок нашли массу керамики возрастом в 3-4 тысячи лет. Еще один фрагмент керамики мы обнаружили на конной тропе, когда возвращались из пешего похода.

На Шонуе нам попался очень надоедливый, но очень продуктивный рыбак. Товарищ прицепился к нам, как банный лист, дня три без умолку разговаривал, не останавливаясь ни на минуту, но при этом таскал нам достаточно много рыбы, с которой он не знал, что делать. Машина у товарища стояла на другом берегу Шонуя, а рыба хранилась в реке в бидоне. Последний был, судя по всему, полон. Рыба была вкусной, но вычищенной только внутри, чешую товарищу снять было, видно лень. Так или иначе, рыбой он нас накормил. В конце, правда, допился до белой горячки и уснул на месте уже свернутого лагеря. Я вообще первый раз в разведке попробовал, что такое рыба, только что вытащенная из реки, тут же слегка просоленная и после этого готовая к употреблению. Очень вкусно, даже не с чем сравнивать.

13 августа сворачиваем лагерь и продолжаем сплав теперь до устья еще одного притока Мензы – реки Буркал. Добираемся два дня и на второй день проходим первый из двух порогов – Буркальский или Большереченский. Где-то то ли слева, то ли справа от камней впадает Большая Речка, но никто притока не заметил. Порога ждали все, я, скорее всего, больше всех. Рассказами про пороги, про технику их прохождения, про инциденты, которые на них случались, пропитана вся разведка. Чисто психологически новичку, то есть мне, несколько не по себе. Особенно это «не по себе» пульсирует, когда тебе на каждой шивере, где вода хлещет в лицо, говорят: «Греби, матрос, греби, то ли еще будет на порогах». Забегая вперед, скажу, что ничего особо страшного не было. Порог можно проходить по-разному, в нашем случае порядок был такой. Все лодки паркуются на зеркале перед порогом, после чего все идут к камням и рассуждают на тему того, как и между какими камнями проскакивать. Точнее это капитаны рассуждают, а я просто стоял и глазел по сторонам – представить, что между камнями и бурлящей водой можно проложить какой-то маршрут и после этого его придерживаться, достаточно сложно. Я и не представлял. После обсуждения лодки проходят порог по очереди. Мы идем последними и самое страшное – это не само прохождение, а наблюдение за тем, как две другие лодки по очереди сваливаются с идеально ровного зеркала воды в бурлящий поток, переломанный каменюгами. При этом на происходящее смотришь как будто сверху и в полной тишине – очень не по себе. Добавлю к этому неуверенные слова капитана перед тем, как сесть в лодку: «Андрюха, всё будет хорошо» — после этого стало совсем как-то не по себе. Когда мы приближались к границе зеркала, я спросил: «Вася, ты видишь ход?» — на что Вася-капитан ответил: «Ни черта я, Андрюха, не вижу» — и мы свалились в порог. Ничего страшного не произошло – у капитана моментально появилась уверенность, выразившаяся в точных и звучных командах: «Правой, левой, обоими …», а порог пролетел за считанные мгновения, всего пару раз облив меня водой с головы до ног. Сразу за порогом обнаружилась замечательная глубокая гавань с песочным пляжем и песочным же дном – здесь мы бултыхались часа полтора. До Усть-Буркала оставалось всего несколько километров, которые мы прошли буквально за полчаса. Здесь мы разбили третий лагерь, остановившись почти на неделю.