Kactus

Login:  Pass:  
  << · 07.10.2003 · >> | home | about | archive | keywords

Ипотека

   / 13:14  
|  keywords: местное, на злобу дня

Чита переживает строительный бум. Всю весну и всё лето совместными усилиями местных строителей и китайских товарищей центр города усиленно перестраивался. На радость читинцам в городе натыкали фонтанов, криво-накриво но всё-таки положили плитку, переделали площадь и сделали из Драматического театра нечто похожее на современное здание.

Такой вот … театр

Но спать около фонтанов холодно, на плитке – неудобно, а из Драмтеатра с большой долей вероятности выгонят. Потому хочется иметь свой угол. Чем больше углов – тем лучше. То есть хочется иметь свою квартиру.

Можно жить с родителями, если родители осчастливлены жилищными условиями. Можно рассчитывать на то, что родители, выпуская своих детей из под родительского крыла подарят вам одно— , а то и двух комнатную квартиру. Можно еще снять квартиру или выгодно жениться/выйти замуж. Можно найти хорошую работу и накопить на квартиру самому. А можно, воспользовавшись возможностями ипотечного кредитования взять квартиру в долг.

Жить с родителями – несерьезно, хочется чего-то своего. Надеяться на их помощь традиционно хочется, но толку от такой надежды часто просто нет. Снимать квартиру за несколько тысяч рублей где-нибудь на КСК малоприятно. Ждать выгодного мужа/жену/жениха/невесту – малодушно. Накопить на квартиру самому и при этом спокойно спать ночью – нереально.

Вот возьмем систему ипотечного кредитования, грубо говоря — приобретение квартиры в долг на определенных условиях. В области мало того, что существует, даже действует программа, которая называется «Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах». Остановимся на некоторых пунктах этого замечательного документа.

  1. В ипотеке может участвовать любой совершеннолетний гражданин. С условием – «срок возврата всей суммы займа или долга, включая проценты по нему, должны быть не позднее достижения заемщиком (должником) пенсионного возраста». Тем самым разработчики подтверждают всем и без того известный факт, что пенсионеры просто неплатежеспособны.

  2. «Заемщик (должник) должен иметь стабильный, достаточный для погашения ипотечного займа (долга) источник дохода». Сумма «стабильного источника доходов» не уточняется.

  3. «Заем либо рассрочка предоставляются сроком на 15 лет, а для работников бюджетных организация – 25 лет». Грубо говоря, работая в больнице врачом, мужчине в 35, а женщине в 30 лет можно купить квартиру и рассчитываться за нее до пенсии.

  4. Понятно, что необходимо внести первоначальный взнос. «Для молодых претендентов в возрасте до 30 лет – не менее 10% стоимости приобретаемого жилья, для работников бюджетной сферы – не менее 20%, для всех остальных – не менее 30% от стоимости будущего жилого помещения». При стоимости трехкомнатной квартиры не так далеко от центра города в 800-900 тысяч рублей, тому же врачу необходимо отдать сразу 160-180 тысяч рублей. Врач в среднем получает от 3 до 6 тысяч рублей. Возьмем потолок в 6 тысяч. Вычтем расходы на еду, дорогу, редкое кино и раз в месяц недорогой кабак. Оденем врача и его жену в недорогую одежду и выделим им рублей 500 – 800 на плату за телефон и прочие коммунальные услуги. Пусть они будут бездетными, у них не будет сотовых телефонов и автомобильного транспорта. Чтобы не было так грустно, предположим, что молодые люди счастливы и готовы терпеть любые невзгоды. Если они смогут накопить в месяц 2, а в лучшем случае 3 тысячи рублей, то молодым людям можно пожать руку и дать звание – «аскеты года». При таком раскладе им необходимо 50 – 60 месяцев копить только на первый взнос. А это 4 – 5 лет.

  5. «Для молодой семьи в возрасте до 30 лет заем или рассрочка предоставляются без начисления процентов, при рождении ребенка в период займа (долга) в этой семье, им предоставляется скидка в размере 25% от суммы долга на каждого родившегося, но не более чем на 50% от суммы составляющего долга на день рождения ребенка». То есть, если врач заведет двойню, то срок накопления первоначального взноса сократится в два раза и составит 2-2,5 года. Одновременно с рождением детей ежемесячная сумма откладываемых средств свалится на нули и тогда срок накопления первоначального взноса путем несложных математических подсчетов станет равным бесконечности.

Программа эта не выдерживает никакой критики. Хорошо, конечно, что хоть что-то делается, но без нормальной системы финансово-кредитных отношений, без должного подхода в плане генеральной застройки города, без существенных (и самое главное реальных) шагов со стороны государства в направлении помощи молодой семьи просто не обойтись.

Весь город затыкан новостройками. Куда не кинь взгляд – краны краны краны:

Краны …

А толку-то? Строят-то элитки, стоимость квадратного метра в которых измеряется сотнями баксов:

Такая вот … новостроечка

Покупать себе квартиры в таких домах могут только бизнесмены, представители бандитских группировок, заворовавшиеся чиновники и их родственники. А кто будет лечить, учить, готовить, писать книжки, играть на тромбонах и водить троллейбусы? Где им жить?
 
 [ link ] posted by: Ficus [ Add comment ]

комментарии

  [ 18 ]


[ 1 ]

генка

  / 07.10.2003 16:35

во-первых про театр: фото очень уж удачное получилось (или неудачное..хм…эт как посмотреть) — выерхняя то часть беспризорной осталась видимо. Надо бы дло как то ведь и её приукрасить, несмотря на сугубо техническое её предназначение. А то как бы даже и не от театра она вовсе, а так — дом позади.
во-вторых о жилье: расчёты впечатляют-ужасают-расстраивают (спасибо родителям моим, которые преподнесли подарок в виде 3-шки в центре). Являясь тем самым молодым врачом купить такую роскошь (а не средство проживания) было бы нереально. Хотя ипотека и не такое печальное дело. В западных регионах (и не очень западных) она работает вполне прилично и действенно. В том же подмосковье больницы очень активно участвуют в построении жилья для своих молодых и не очень кадров. Плюс и зарплаты не менее 200-300 долларов как минимум позволяют накопить стартовый капитал не за очень длительный промежуток времени. Так что идея ипотеки видимо просто не прижилась у нас ввиду маленьких доходов населения и высокой стоимости жилья. Причём жильё в ипотеке в основном у нас первичное, а про вторичный рынок как бы никто и не вспоминает, хотя это непаханное поле, которое пытаются обрабатывать новообразованные квартирные агенства (хотя что им ещё остаётся делать, когда госструктуры этим не занимаются в принципе).
А вообще цены на жильё в Чите были взвинчены из ничего! Это я могу заявить со всей ответственностью. Поскольку искал квартиру как раз во время этого повышения (вернее начала повышения). Ничего такого сверхъестественного в Чите на тот момент не предвиделось, Нью-Васюков никто не обещал. Просто спрос как то резко превысил предложение, близилась зима (опять таки спад предложений), и непонятные слухи, что вот вот всё подорожает (свет-газ-вода-тепло), котрые передавались от риэлтора к риэлтору, чем ещё больше нагнетался ажиотаж. Я искал свою квартиру 5 месяцев (или 7 — не помню уже — но осень-зима-весна прошли) и за это время скачок составил 30%. В той же Маньчжурии, которая развивается гораздо быстрее и стремительнее не было такого роста. Вот и сравните. Рост продолжался ещё год-полтора, а потом стих как то сам собой (наверное всё-таки потому что не может квартира в Чите стоить дороже квартиры в Подмосковье — совесть всё-таки надо иметь:) ).
И вот теперь мы имеем то что имеем.

[ 2 ]

p0is0n

  / 07.10.2003 17:17

2генка
По крайней мере странно стравнивать тенденции рынка жилья у нас и в Китае. У каждой страны своя специфика и проводить какие-то параллели исходя из особенностей развития, наверное, не совсем логично. А цены на жильё в России поднимаются повсеместно и с примерно одинаковой динамикой, так что читинский рост цен на жильё это, скорее, «правило», чем «исключение».

[ 3 ]

нервный

  / 07.10.2003 19:05

по сути ипотека у нас в стране работает не на то чтоб врачи и учителя обеспечивали себя жильём в самом начале жизни, а для (или лучше) тех, которые о жилье этом уже никогда не задумаются, и дети их не задумаются, и внуки тоже туда же. Ипотека работает на тех, кто купил заводик и не прочь купить ещё один, или купил обанкроченный колхозик и тут же заложил его под ипотечный кредитик, а на кредитик купил обанкроченый заводик (замечу что обанкрочен он тоже не просто так).
Так что ипотека это не для простых смертных, 100%.
Теперь соображения по поводу роста цен на квартирки по моему в этом бешеном росте виновны и кровно заинтересованы риэлторы, арифметика проста: если квартирка стоила 150-300тыщ, то и доход в карман риэлтору с неё был 5-30тыщ
а если квартирка стоит 500-800тыщ, то доходик от неё 50-80тыщ причем уверяю вас, НИКАКИХ гарантий «нормальный» риэлтор за сделочку не несёт ему это не надо. так что прежде чем обратится к риэлторам поспрошайте о них отзывы и вам будет всеж немного спокойнее (хотя до риэлторов, надо пустячок: каких то 500-900тыщ, где они, остается тайной за семью печатями)

[ 4 ]

Другъ

  / 08.10.2003 10:05

Предвидется снижение цен на жилье, поскольку на данный момент, предложения явно превышают спрос. А вот при чем тут драмтеатр и жтлье, немного не пойму :-))

[ 5 ]

Zлюська

  / 08.10.2003 10:20

А притом драмтеатр, что все у нас в городе хорошо, тока жить негде. нервный, ты прав: обычные люди в ипотеку не закладываются. мне вот тока интересно, у нас элитки все строятся и строятся — потому что благосостояние повышается? или богатые люди их впрок скупают? или еще почему? Еду каждое утро на работу мимо очередной роскошной новостройки, в которой пока никто не живет, и думаю: е-мое, никогда у меня не будет своего угла. Недорогого жилья у нас не строят, а столько мне в жизни не заработать.

[ 6 ]

p0is0n

  / 08.10.2003 10:34

2Другъ
Ставлю десять баксов против гондурасского лемпира 1987 года выпуска, что нам при жизни не суждено увидеть падение цен на недвижимость — они будут только расти. И вообще, понятия «российская экономика» и «снижение цен» не имеют друг с другом ничего общего. ;)

[ 7 ]

a-ha!

  / 08.10.2003 10:44

Драмтеатр после ремонта стал выглядеть как туалет, пардон, или ванная комната. Очень уж плиточка мелковата на фасаде.

[ 8 ]

Kirsan

  / 08.10.2003 10:46

2poison
поддерживаю

[ 9 ]

a-ha!

  / 08.10.2003 10:51

Товарищ Другъ, а откуда такая уверенность?

[ 10 ]

p0is0n

  / 08.10.2003 10:57

2Zлюська
Ага, я тоже. Вот гляжу на шпили новостроек, на разросшийся поток машин, на количество небомжовых шопов, плодящихся подобно китайским кроликам подкармливаемым исключительно виагрой — чувствую богатеем. А потом, вспомню уровень семейного бюджета, и вроде сомневаться начинаю. ;)

[ 11 ]

Ficus

  / 08.10.2003 11:14

2a-ha!
Базара нет — до этого он выглядил как международный торговый центр дол налета — красиво, стильно и современно. Даешь консерватизм бля!!! Всё плохо, ничем вам не угодишь.

[ 12 ]

a-ha!

  / 08.10.2003 11:22

2Fikus
А чего мне угождать? Просто у меня свое мнение на этот счет. Промежду прочим, тот же драмтеатр сбоку выглядит намного лучше. Там где отделан гранитными плитками размером раза в 3 побольше. Почему нельзя было фасад таким сделать?
И заметьте, уважаемый, я ни слова не сказал какой был драмтеатр ДО ремонта!

[ 13 ]

нервный

  / 08.10.2003 15:06

И ещё вот что хочется добавить: не знаю, откуда взялось в нашем обиходе слово «элитка», но элитным жильё у нас в городе называется обычные «НЕ советские» дома и квартиры, а элитное оно скорее потому, что доступно только элите, неважно в какой сфере политики или бизнеса. конечно, можно списать на то, что это лучшее из предложенного. но вот на элитные в плане нестандартного, своеобразного, неповторимого архитектурного подхода и воплощения наши новостройки явно не тянут. Так что вся элитность новостроительства заключается в метраже. Грустно, но совок живее всех живых.

[ 14 ]

a-ha!

  / 08.10.2003 16:16

[ 13 ]нервный
Полностью согласен!
Причем весь дополнительный метраж расходуется в основном на коридор и кухню.

[ 15 ]

Dronnello

  / 08.10.2003 17:36

Для Poison ( Ставлю десять баксов против гондурасского лемпира 1987 года выпуска ) А нельзя ли его увидеть ? Такую денежку я не видал никогда…

[ 16 ]

Юрочка

  / 24.10.2003 18:51

Люди добрые (или не добрые, хотя какая хрен разница), то что строят у нас, как верно выразился товарищ Нервный, ничего общего с элитным жильем не имеет. Элитное жилье — это когда у Вас квартира в два этажа, с ванной и туалетом отдельными на каждого члена семьи, а то что строят у нас это просто новые хрущобы просто посимпатишней и цены на них действительно неоправданно взвинчены. Да что говорить о жилье, когда такой предмет, конечно далеко не всем нужный, но безусловно полезный, как гараж стоит кучу бабок! В относительно центре города (напротив автобусного парка) гараж 3*4 (жигули впритык к стенам), неоштукатуренный, без электричества. с неутпленными воротами, без смотровой ямы (в общем просто кирпичная коробочка с железными дверьми) стоит 100 000 рубликов! По моим подсчетам на каждом гараже товарищ который строит этот милый кооперативчик, поимеет по 50 000!!! (т.е. половину цены!)

Кстати, Ficus не указал еще один вариант, самый причем известный и большинству людей единственно доступный, особенно тем, кто живет с родителями и родственниками — это дождаться их смерти. И после этого счастливо жить на освободившейся жилплощади.

А насчет других городов, которые на Западе и в которых врачам платят по 200-300$ и в которых ипотека работает как надо, то не надо ни в коем случае сравнивать их с Читой, в которой люди получают в среднем по 5000-6000, а цены немногим ниже Москвы, и в которой такое чудо как второй в городе кинотеатр появился вчера! Первый-то и то, чуть не загнулся.

А насчет вторичного жилья — те кто переезжают в элитки, как раз это самое вторичное жилье и перепродают тем кто победнее. Но судя по установившимся ценам недалеко оно это вторичное жилье ушло от т.н. «элитного» к сравнению элитка стоит где-то 900 000-1 000 000 а допустим двушка старой планировки 650 000

[ 17 ]

DJ Sample

  / 17.11.2003 01:04

«Товарищ Другъ, а откуда такая уверенность?»
Наверное потому что, как он сказал — «предложения превышают спрос». ;-))
Хотя, я вот не так давно где-то слышал\читал, может на сайте администрации, точно не помню, что ипотека вроде как и не работает на практике у нас в Чите.
Фиг знает…
А так-то бы это был реальный выход для многих…

[ 18 ]

Andrew

  / 08.12.2003 10:55

Где вы вообще в Чите видели элитное жилье? Все что у нас строится и называется «элиным» — на самом деле просто «квартиры увеличенной площади / улучшенной планировки». Элитное жилье — это не просто огромные площади самой квартиры — это прежде всего развитая инфраструктура: магазины, охрана, салоны и т.д. и т.п. и др. А у нас? Консьерж на входе + 2 пьяных сантехника с электриком. А, забыл, подземный гараж, в котором за отсутствием хорошей вентиляции зимой машина гниет вживую. Умолчу про планировку наших «элиток» — это называется «героиновый приход» а не планировка — до сих пор пытаются делать увеличнный аналог хрущевки со всеми ляпсусами. Уж лучше бы стен не городили: была бы свободная планировка…
А по поводу ипотеки — упаси вас бог воспользоваться СЕЙЧАС услугами этих контор (типа БНВ)! Вы договор этот ипотечный читали? Прочитайте, а затем спросите мало-мальски грамотного юриста (коли такие в Чите есть). Договор на лоха. Есть еще одна контора ипотечная — что-то под эгидой администрации, но кним не обращался, сказать ничего не могу. Посему ипотека СЕЙЧАС — нереальна. Почему — да хотя бы потому, что законодательства нет.