Kactus

Login:  Pass:  
  << · 06.11.2003 · >> | home | about | archive | keywords

Попса

   / 09:59  
|  keywords: культура

1 ноября 2003 г.. 8:48 РМ. Поступила директива от Кактуса. Во избежание дальнейших стычек между опытными кактусоведами и катусологами, сесть (можно полулёжа) и подумать на тему: «Попса в головах и других частях тела. К вопросам терминологии».

Бедный Йорик

Действительно, в разношёрстной молодёжной среде разговоры о музыке занимают не последнее место в хит-параде актуальности. И вот здесь оппоненты лишь в самых редких случаях приходят к консенсусу и любви к ближнему. Меломаны — народ воинствующий, ничего не попишешь. Все кто в своих музыкальных пристрастиях ушёл дальше границ, обозначаемых радио-форматом с теплотой лелеют в себе чувство «продвинутости» и в любой момент могут ткнуть пальцем в N-ную точку (область), указав кратко: «ПОПСА». Негативная окраска слова очевидна всем, иногда «попса» и «дерьмо» значат примерно одно и тоже. Менее радикальные товарищи с таким порядком вещей не согласны. Вот и в нашей среде назрела необходимость сделать генеральную уборку в музыкально-понятийном хламе, и начнём с неё любимой.

Итак, ПОПУЛЯРАЯ КУЛЬТУРА — по Оксфордскому словарю, буквально: «действия приятные и желанные для народа». Существует в рамках высокой или элитной культуры, с которой взаимодействует, сражается, противоборствует и которую воспроизводит. Часто рассматривается как выражение устремлений народа. По Хоркхаймеру поп-кульурой (индустрией культуры) управляют рекламодатели, телевидение и другие отрасли массовых коммуникаций, создающие у народа конформность (поведение, вызванное влиянием других людей).

Заумно и красиво. На первый взгляд. Но ведь не всем нравится быть потребителями культуры вызывающей конформность (которую многие ассоциируют с инкубатором для людей), ещё и понимая что этой самой культурой косвенно или напрямую управляют рекламодатели— люди занимающиеся не творчеством, а зарабатыванием больших денег. Меломаны-эстеты жаждут свободы и высокого искусства, желательно замешанного на глюках и депрессии. Становится совершенно ясно, что условный и обидный для многих термин «попса» с вышеописанным понятием имеет не только общий корень, но и кое-что ещё.

Помимо всего прочего важно помнить, что термин popular culture имеет западное происхождение, а «попса»— это продукт отечественного словотворчества. Лет 20 назад свободолюбивые музыканты-новаторы откровенно презирали своих «коллег», тех самых, которые работали под крылом и по заказу партии. Кстати, ещё одно любимое меломанами слово «underground» также применимо именно к тому времени, ибо было кого бояться и от кого прятаться в подполье. Вот тогда-то поп-музыку со злостью и окрестили попснёй. Слишком рафинированной должна была быть песня чтоб не вызывать нареканий со стороны номенклатуры. Ну а уж когда в конце 80-х в СэСэСэРе появились независимые рекород-компании дерьмовая музыка начала издаваться просто в промышленных масштабах. Петь и греметь хотелось, но далеко не всегда удавалось.

Даешь рок-н-ролл!

Сегодня в этом плане дела идут куда лучше. Вроде бы и аппаратурой пользоваться более или менее научились. Вроде бы и запретов серьёзных в плане творчества не существует. Но, тем не менее, продолжают существовать и плодиться товарищи, появление которых на экране TV или в качестве звукового фона вызывает негативные эмоции (если так можно назвать желание ударить «музыканта» по голове ковшом экскаватора). Причем играть и петь товарищи могут в любом стиле. Немного сегодня можно назвать музыкантов, к которым все относятся с уважением. Чистокровный рэпер легко назовёт My Dyeing Bride попсой, а габбер ему же будет доказывать что ТуПак Шакур — это попснер картонный. Мне кажется, дело в том, что одним нравится джаз, другим Боярский, а третьим — боевые искусства и китайская кухня. Всё это личные переживания, характер и всякая подобная чешуя, которая так и останется потёмками для других.
 
 [ link ] posted by: Bublik [ Comments : 43 ]