Kactus

Login:  Pass:  
  << · 04.03.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Реформа образования. Итого?

   / 02:52  
|  keywords: образование

«Вводя тестирование в выпускных классах,
мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний.
ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале.
Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь — молодое поколение».

Юрий Лужков,
август 2003, городской педсовет

Так уж случилось, что постановлением №119 Правительства РФ от 16 февраля 2001 года наша страна, а точнее молодое и перспективное её будущее, было втянуто в авантюру по тотальной проверке знаний – Единый Государственный Экзамен. Если самая правильная ложь не врет, то результаты за 3 года, честно скажем, не те, что мечтались. Это подтверждает еще и факт продления эксперимента до нынешнего момента. Не все так гладко, как возможно, снится г-ну Филиппову.

3 года показали разноплановые шероховатости, которые даже не везде рука поднимается так мягко назвать. Ворох противоречий тянется за ЕГЭ таким темным следом, что удивляюсь, насколько же титанически усилия чиновников, которым удается этот эксперимент двигать наперекор мнению преподавательско-учебного сообщества. Кстати, самый западный, столичный оплот не сдался и в этом году — не вошел-таки в эксперимент, несмотря на двоякую ситуацию лета прошлого года, когда мест в вузах москвичам-абитуриентам просто не хватило. Противятся там все, вплоть до правительства Москвы, которое подает отказ «в связи с неоднозначным отношением обучающихся, их родителей и педагогической общественности Москвы к ЕГЭ и необходимостью углубленной проработки методики». Лужков, правда, недавно разрулил этот вопрос по-своему, но ЕГЭ все же не допустил. Что я поддерживаю, потому что, как уже говорила, противоречий и вопросов за период тестирования возникло много.

Финансовые шероховатости.
По статье 40/2 ФЗ «Об образовании», государство намеревается и обещается выделять на эту отрасль 10% национального дохода. Насколько реальная цифра меньше, говорить не мне. И порой начинает казаться, что действительная причина этих экспериментов – именно финансовая. Со скрипом, насильно, но продвигаемое ЕГЭ прицепом к себе имеет Государственные Именные Финансовые Обязательства. И видимо только из-за них и двигается. Огульно, но сделать образование платным – ну не рай ли? Других целей ЕГЭ-ГИФО за три года верчения в этой мясорубке мне узреть не удалось. Правительство особо даже и не пытается скрывать подобного. Оно запланировало поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования… Ужас ГИФО, как и последующего сокращения финансирования, стоит перед ректорами неотвратимо. Потому что от баллов уже будет зависит все – даже количество госденег на оплату бюджетного места. А если присмотреться к следующему проекту, анонсированному в связке с ГИФО, личному образовательному социальному кредиту – то государство уже начинает напоминать ростовщика, только в промышленных масштабах. Простым же налогоплательщикам эксперимент обошелся в два госзайма (по 50 и 70 млн. $), и в скором времени обойдется еще одним, по разным данным от 130 до 300 млн. $.

Социальные шероховатости.
3 года опровергли на деле и много красивых слов в этом плане. Теперь уже всем понятно, что ни о каком уничтожении коррупции в вузах речи и не было. Более того, никто к этому и не стремился. О равных возможностях поступления абитуриентов с любого края нашей федерации тоже как-то глупо заикаться – практика доказала, что кесарю все же будет его кесарево, а не то-то другое. И к лучшему. Кто видел сами тестовые задания, а так же сдачу экзамена, наверное, понимает всю их мифическую «объективность». Мало того, что составление и корректность оставляет желать много хорошего, но сама идея уравнять технический элитный вуз, в который требуется наличие специальных знаний, и какой-нибудь среднестатистический пед с помощью вот такого теста – просто несостоятельна, как бы ее ни расхваливали.

Самое страшное случилось в школах. Методика преподавания «под ЕГЭ», которую в срочном порядке начали осваивать учителя, уже дала свои результаты. Грубое натаскивание учеников на тест – дало наработку навыков, но не дало знаний. Такая резкая смена курса пока еще не губительна. Но через пять лет – что это будут за дети? Мне страшно, как идет под нож целое поколение, как труд педагогов фактически отметается, а знания и человека пытаются оцифровать, упростить и выразить в процентном отношении, что чиновники так и не осознали разницы между вузовским специализированным и школьным общим образованием.

И то, что совсем не уложилось в моей голове. С 1996 г, уже как 7 лет, проводится централизованное тестирование. Его результаты вполне идут как вступительные. Так зачем повторяться? Министерство образования до сих пор не опубликовало никакой статистики по ЦТ. И без широкого обсуждения в обязательном порядке вводит ЕГЭ, говоря, что «это почти то же самое».
Кто мешал дальше анализировать результаты добровольного тестирования и без лишнего насилия постепенно расширяться? Кому нужна такая болезненно воспринимаемая всеми поспешность?

У нас есть движение Анти-ЕГЭ :)

 
 [ link ] posted by: LEMeZza [ Add comment ]

комментарии

  [ 12 ]


[ 1 ]

Дмитрий Ржевский

  / 04.03.2004 08:51

LEMeZza.
Первое. Тестирование, ЕГА или Баба-Ега, как не назови, — это лишь средства для извлечения из голов бедных школяров в большинстве своем никому не нужных фактов. Зачем выпускнику знать, сколько месячных осадков выпадает в пустыне Калахари или в каком году родился Лев Толстой? Знания без практических навыков — лыжи в бане. Нужна действительная реформа образования. Так чтобы можно было эффективно продвигаться по жизни, объезжать препятствия, взбираться по крутым подъемам и не падать на крутых виражах.
Образование должно быть не «высшим», а профессиональным. Нам нужны не дипломы, а специалисты. Сейчас мы точно впереди планеты всей по объему выпускников высших учебных заведений. Второе. Кто руками работать будет? Китайцы? Инженеры с высшим образованием? Ау, где вы? Очередной отвлекающий маневр — с сути проблемы, нас сбивают на средства. Третье. Французы говорят ищите женщину, надо искать мужчину. В сфере образования должны работать мужчины. И тогда наши мальчики станут настоящими мужчинами, а не маменькиными сынками.

[ 2 ]

Yurochka

  / 04.03.2004 11:05

Дмитрий Ржевский

Без реформы образования, ни один молодой специалист (мужчина) не пойдет работать в школу, только если уж совсем некуда. Кому надо сидеть на 2000 р. в месяц? Я понимаю, что долг, честь, высокие идеалы типа «мы должны воспитать новое грамотное и мыслящее поколение», «новое образование начинается с тебя» и т.д. и т.п. очень важны, но кушать почему-то меньше не хочется. Когда мужчинам в школах будут нормально платить, и что немаловажно, обеспечивать нормальные условия труда, вот тогда они и захотят туда пойти. Если врач может заняться в дополнение частной практикой, то учителю в этом плане несколько посложнее будет (не подумайте, что я считаю, будто врачи ни хрена не делают и у них вал времени, просто у педагогов его несколько больше уходит на подготовку и к тому же работают они с детьми, которых надо учить, что довольно таки сложно).

Реформа образования лично мне видится в свете Германской системы образования, очень интересная штучка! Вкратце — существуют несколько видов школ: для очень умных детей, для умных детей, для неумных детей, для очень неумных детей, для тех, кто не вошел в предыдущие четыре категории (в основном с психическими отклонениями типа олигофрении, аутизма и т.д.)

Соответственно школе ребенок может получить в дальнейшем какое-либо образование.

Очень умные — высшее причем бесплатно.

Умные — бесплатно средне-специальное, платно высшее

Неумные — средне-профессиональное бесплатно, средне-специальное платно. В исключительных случаях — высшее платно.

Очень неумные — средне-профессиональное.

Очень очень очень неумные — специализированное средне-профессиональное.

Ребенок в любой момент может перейти из низшей школы в высшую, исключение самая низшая (в силу определенных обстоятельств), сдав специалные тесты и экзамены. Так же и наоборот, ребенок может из высшей школы перейти в низшую, причем легко.

Таким образом в обществе идет верное восполнение нужд в работниках. Соответственно в высшем звене работают люди действительно умные, а не товарищи вроде лысого Шандыбина. И будь ты хоть трижды Билл Гейтс, если твой ребенок идиот, то и учится он будет в соответствующей школе. Хотя можно нанять и частного учителя и потом сдать экзамены.

Нет никакого дефицита ни рабочих высшего звена, ни низшего звена, ни среднего звена. Все при деле. Вы гляньте чего эта страна достигла за 60 лет, при том, что ее сравняли с землей абсолютно всю, вывезли все промышленное и технологическое оборудование для производства «Москвичей» и прочей шняги.

Таким образом снимается вопрос о том, «кто будет работать руками». А у нас пока китайцы.

Конечно, знать сколько в год выпадает осадков в пустыне Калахари, не очень важно. Об этом нужно говорить но лишь в плане ознакомления, не заостряя на этом внимания, нужно больше внимания уделять родным местам, чтобы дети знали что такое Урал, Байкал, Амур, Лена, и т.д.

Просто к чему я вообще все это повел — в завимости от типа школы, детям преподаются соответсвенно определенные знания, развиваются навыки. Дети в классе 7-8 определяются со своим дальнейшим жизненным путем и соответственно этому им начинают помогать (заметьте, не натаскивать), готовиться к дальнейшей учебе.

[ 3 ]

Су-27

  / 04.03.2004 14:24

Да что тут говорить? Реформа образования, как и ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ реформы проводится для того, чтобы:
1) Выполнить рекомендацию ВОЗ т.е. сократить население России до 50 млн. человек.
2) Оставшиеся должны работать ручками на благо белых богов из Европы и США — много мозгов не просто вредно, а очень опасно.

[ 4 ]

Дмитрий Ржевский

  / 04.03.2004 15:39

Yurochka.
Любая реформа, проект, задача, которые преследуют реальные цели, а не маскируют собой бурную имитацию дела, как обязательный этап должны содержать источники обеспечения. В первую очередь финансы. Где деньги Зин? Вот этот вопрос и стоит задавать при экспертизе проекта образовательной реформы. Должны быть прописаны реальные источники. 6 триллионов внутреннего государственного долга — результат популистких законов. Там были прописаны льготы, пособия и пр. пр. без указания источника средств. Для образовательной реформы требуется указать эти источники финансов. На повышение зарплаты учителям, так, что бы не было мучительно больно за… «неправильно» выбранную профессию. Профессия самая что ни наесть правильная, достойная и мужская. Реальные деньги должны быть выделены и обновление материально-технической базы, и на разработку эффективной концепции, и на подготовку новых кадров. Но, если начать только с зарплаты, ничего больше не меняя в программах обучения, нужного результата не будет. Потребуются годы, чтобы все это заработало и тогда, не будет гонки престижа за «высшим» образованием.
Су-27.
А много мозгов действительно вредно. От мозгов падает рождаемость. Умные не особо плодятся. Не потому, что сексом не занимаются, а потому что предохраняются. Ну, что ж, тем ценнее и эффективнее будут по-настоящему стоящие мозги. Нельзя распылять ресурсы. Всем сестрам по серьгам не получится. Тем более, бесплатно. Кроме мыслителей (не мечтателей) должны быть профессиональные исполнители. То, «высшее» образование, что доступно многим — это средненькое образованьице с гонором и претензиями на высокую зарплату. Профессионализм — вот Высшее образование . Постоянная учеба по ходу дела — это Высшее обучение. Отошли времена вечных знаний. Время становится все ценнее. Знания устаревают все быстрее. Вопрос в другом, что это за знания? Что нужно будет завтра?

[ 5 ]

sss

  / 04.03.2004 17:53

Идут эгзамены в Чите в элитном вузе. Девочка сдает на 2 безобразно.
Председатель комиссии предлагает поставить 4 с большим минуом . Все смеются и принимают предложение.

[ 6 ]

andrey_k

  / 04.03.2004 18:24

Yurochka
Соответственно школе ребенок может получить в дальнейшем какое-либо образование.

Очень умные — высшее причем бесплатно.

Умные — бесплатно средне-специальное, платно высшее

Неумные — средне-профессиональное бесплатно, средне-специальное платно. В исключительных случаях — высшее платно.

Очень неумные — средне-профессиональное.

Очень очень очень неумные — специализированное средне-профессиональное.

Это просто откровение для меня… Да, немцы умные люди.

[ 7 ]

Yurochka

  / 05.03.2004 09:22

Дмитрий Ржевский

Упаси Боже, прекрасно понимаю что такое дефицит бюджета, и не предлагаю просто взять и с потолка поднять зарплаты учителям. Естественно что должны быть источники финансирования, должны искаться пути решения проблемы. Вопрос только в том, что это никому пока не надо, проще все оставить как есть и подняв зарплаты на 10% говорить о том, что «Вы посмотрите, мы зарплаты поднимаем учителям!» и это при инфляции 13% в год.

Я как раз и писал в своем коменте, что помимо зарплаты необходимо выделять денежные средства на материально-техническое и методическое обеспечение педагогической дятельности! Без этого никуда не уедешь. У учителей должна быть возможность не просто сходить в институт повышения квалификации, а съездить в командировку, чтобы лично посмотреть как работают те или иные учебные программы, поделиться своим опытом, поучиться у более опытных педагогов.

Согласен, профессия просто отличная, но тем не менее, сейчас работать учителем я не пойду, да и в ближайшие несколько лет скорее всего то же, и причина банальна — кушать хочется.

[ 8 ]

Yurochka

  / 05.03.2004 09:23

andrey_k

Немцы вообще очень умный народ, а их образовательная система, из всех что я знаю, мне нравиться больше всего.

[ 9 ]

andrey_k

  / 05.03.2004 11:58

Yurochka

Жаль я не знаком с немецкой образовательной системой…
А самая плохая в США :-) ? … Угадал?

[ 10 ]

Yurochka

  / 06.03.2004 09:30

andrey_k

Нет не угадал…. :)))

По крайней мере из того с чем я ознакомился, некоторые сомнения у меня вызывает Китайская система образования, она нормально функционирует лишь в городах, а за их пределами вообще завал!

Кстати в США система образования довольно таки интересна, и в отличии от нас они не базируются на стандартном способе проведения урока в форме занятия/лекции/семинара. Может потому, что им платят хорошо… :)))

[ 11 ]

com

  / 10.03.2004 22:52

Идут эгзамены в Чите в элитном вузе
не смешите меня….. откуда в чите элитные вузы?

[ 12 ]

ZZZ

  / 04.09.2004 05:11

В любой сфере должны работать профи.Ни один человек не работает на 2-3 поколения вперед…Учитель растит духовно и научно.Подумайте, какими качествами должен обладать человек. пойдя на такое? Вопросом становится и уровенб оплаты.Получая 2ооо руб в месяц., а именно 60-70 руб в день человек должен находиться на содержании.Квартплата и расходы на транспорт исчерпают этот доход.Могут ли детей учить содержанты?
Почему государству выгодна такая позиция?
Государство строит рабовладельческое государство?
Почему не приравнивать зарплату учителя к зарплате госслужащего. ведь ни для кого не секрет, что оклады чиновников средней руки 30000 -давайте изменим ситуацию, ибо перебирать бумаги легче, чем работать с детьми, иногда «забытыми» родителями…