Kactus

Login:  Pass:  
  << · 04.03.2004 · >> | home | about | archive | keywords

Реформа образования. Итого?

   / 02:52  
|  keywords: образование

«Вводя тестирование в выпускных классах,
мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний.
ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале.
Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь — молодое поколение».

Юрий Лужков,
август 2003, городской педсовет

Так уж случилось, что постановлением №119 Правительства РФ от 16 февраля 2001 года наша страна, а точнее молодое и перспективное её будущее, было втянуто в авантюру по тотальной проверке знаний – Единый Государственный Экзамен. Если самая правильная ложь не врет, то результаты за 3 года, честно скажем, не те, что мечтались. Это подтверждает еще и факт продления эксперимента до нынешнего момента. Не все так гладко, как возможно, снится г-ну Филиппову.

3 года показали разноплановые шероховатости, которые даже не везде рука поднимается так мягко назвать. Ворох противоречий тянется за ЕГЭ таким темным следом, что удивляюсь, насколько же титанически усилия чиновников, которым удается этот эксперимент двигать наперекор мнению преподавательско-учебного сообщества. Кстати, самый западный, столичный оплот не сдался и в этом году — не вошел-таки в эксперимент, несмотря на двоякую ситуацию лета прошлого года, когда мест в вузах москвичам-абитуриентам просто не хватило. Противятся там все, вплоть до правительства Москвы, которое подает отказ «в связи с неоднозначным отношением обучающихся, их родителей и педагогической общественности Москвы к ЕГЭ и необходимостью углубленной проработки методики». Лужков, правда, недавно разрулил этот вопрос по-своему, но ЕГЭ все же не допустил. Что я поддерживаю, потому что, как уже говорила, противоречий и вопросов за период тестирования возникло много.

Финансовые шероховатости.
По статье 40/2 ФЗ «Об образовании», государство намеревается и обещается выделять на эту отрасль 10% национального дохода. Насколько реальная цифра меньше, говорить не мне. И порой начинает казаться, что действительная причина этих экспериментов – именно финансовая. Со скрипом, насильно, но продвигаемое ЕГЭ прицепом к себе имеет Государственные Именные Финансовые Обязательства. И видимо только из-за них и двигается. Огульно, но сделать образование платным – ну не рай ли? Других целей ЕГЭ-ГИФО за три года верчения в этой мясорубке мне узреть не удалось. Правительство особо даже и не пытается скрывать подобного. Оно запланировало поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования… Ужас ГИФО, как и последующего сокращения финансирования, стоит перед ректорами неотвратимо. Потому что от баллов уже будет зависит все – даже количество госденег на оплату бюджетного места. А если присмотреться к следующему проекту, анонсированному в связке с ГИФО, личному образовательному социальному кредиту – то государство уже начинает напоминать ростовщика, только в промышленных масштабах. Простым же налогоплательщикам эксперимент обошелся в два госзайма (по 50 и 70 млн. $), и в скором времени обойдется еще одним, по разным данным от 130 до 300 млн. $.

Социальные шероховатости.
3 года опровергли на деле и много красивых слов в этом плане. Теперь уже всем понятно, что ни о каком уничтожении коррупции в вузах речи и не было. Более того, никто к этому и не стремился. О равных возможностях поступления абитуриентов с любого края нашей федерации тоже как-то глупо заикаться – практика доказала, что кесарю все же будет его кесарево, а не то-то другое. И к лучшему. Кто видел сами тестовые задания, а так же сдачу экзамена, наверное, понимает всю их мифическую «объективность». Мало того, что составление и корректность оставляет желать много хорошего, но сама идея уравнять технический элитный вуз, в который требуется наличие специальных знаний, и какой-нибудь среднестатистический пед с помощью вот такого теста – просто несостоятельна, как бы ее ни расхваливали.

Самое страшное случилось в школах. Методика преподавания «под ЕГЭ», которую в срочном порядке начали осваивать учителя, уже дала свои результаты. Грубое натаскивание учеников на тест – дало наработку навыков, но не дало знаний. Такая резкая смена курса пока еще не губительна. Но через пять лет – что это будут за дети? Мне страшно, как идет под нож целое поколение, как труд педагогов фактически отметается, а знания и человека пытаются оцифровать, упростить и выразить в процентном отношении, что чиновники так и не осознали разницы между вузовским специализированным и школьным общим образованием.

И то, что совсем не уложилось в моей голове. С 1996 г, уже как 7 лет, проводится централизованное тестирование. Его результаты вполне идут как вступительные. Так зачем повторяться? Министерство образования до сих пор не опубликовало никакой статистики по ЦТ. И без широкого обсуждения в обязательном порядке вводит ЕГЭ, говоря, что «это почти то же самое».
Кто мешал дальше анализировать результаты добровольного тестирования и без лишнего насилия постепенно расширяться? Кому нужна такая болезненно воспринимаемая всеми поспешность?

У нас есть движение Анти-ЕГЭ :)

 
 [ link ] posted by: LEMeZza [ Comments : 12 ]