Kactus

Login:  Pass:  
  << · 03.02.2009 · >> | home | about | archive | keywords

Кадры и Капитан Гастелло

   / 08:10  
|  keywords: проза

Автор: Dass44

Эти истории имеют под собой реальную основу, хотя, возможно, со временем они обросли некоторыми деталями, привнесенными рассказчиками. До меня они дошли именно в таком виде.

«Кадры решают все»
Именно «кадров» хватало всегда. Как-то одному гениальному слесарю, признанному мастеру по части изготовления ножиков и ствольных вкладышей калибра 7,62 господа офицеры из Сретенска «тайком» привезли прямо в цех гаубичный ствол, посчитав его лишним в артполку. Ствол «тайно» же расковали в заводской кузнице в лист, дабы нарезать из него полсотни чумовых ножей. О свойствах стволовой стали говорить излишне. Желающих заполучить кусочек такого добра было в количестве, Но все заготовки были надежно упакованы в стальном ящике верстака за семью замками.

Время шло. Миша — так звали слесаря, который, к слову, имел деревянную культю от колена и изъяснялся, как тургеневский Герасим, попивал авансовый спиртик из чайника, ибо гении деньгами не брали, и вместо работы в открытую кропал ножики. Все бы ничего, если бы в один зимний день на практику в цех не пришли студенты из местного ГПТУ №4. Прослышав о михином сокровище, они в легкую ночью разрезали автогеном верстак на две части и месяц михиной работы пошел коню под хвост.

Наутро, перекрывая шум вентиляции и сотни тяжелых станков, до того мычащий преимущественно матом Миша ревел, как «белый медведь в теплую погоду». Стучал молотком по останкам верстака, пинал культею лежащую тут же газовую горелку и запивал горе авансовым спиртом прямо из носика железного чайника. Бригада пару часов опасалась за умственное здоровье заслуженного слесаря, покуда спирт не уложил его спиной на бетонный пол. Гаповцы благоразумно забили на практику и не появлялись пару недель, справедливо опасаясь профилактики. Три дня образцового запоя восстановили душевное равновесие в Михином сознании.

Поскольку срок исполнения заказа и спирт подходили к концу, Миша, плюнув на условности, за рабочую неделю нарезал ножики из казенной нержавейки и пропихнул их господам офицерам, как эксклюзив на память о службе в ЗабВО. В срок он уложился, половинки верстака сваркой соединили воедино, гаповцы остаток практики прокосили на больничном по случаю ангины. Хотя гланды им Миха вырвал бы, не глядя, — за здорово живешь и совершенно бесплатно.

«Капитан Гастелло»
Так назвали тот злополучный корабль. Как назвали, так и поплыли. Злоключения, говорят, настигли судно еще в процессе достройки прямо на стапеле, когда знойным июльским днем один идиот пробы для бросил бычок в сторону фляги с нитрокраской, и ведь попал прямиком в цель. Я сам свидетель тому, как окурок сигареты «Стрела», залетев в полное ведро с бензином, не всегда вызывает пламя. Это из армейской практики. Никто худого и не заподозрил, ведь сразу-то не пыхнуло, и спокойно ребята ушли точить мясо кусками в заводскую столовую в эллинге. Красота звучания этого иноземного словечка не затмила клубов черного дыма из надстройки корабля. Нитрокраска, как выяснилось позже, вспыхнула именно от шального бычка. Пожар потушили, виновников не нашли, списали на аномальную жару и перегретый солнцем корпус, но на всякий случай курение на судах при производстве покрасочных работ запретили. Запрет, впрочем, был напрасным, поскольку корабль являлся одним из последних в истории завода.

Худо-бедно, но все покрасили заново и даже спустили «капитана Гастелло» на воду, но по непонятной причине пошел он по рельсам не то что боком, а откровенно наискосок. С приметами у нас в поселке все нормально, особенно с кислыми. Далее выяснилось еще одно неприятное обстоятельство — на плаву судно дало небольшой крен, особо не бросавшийся в глаза, но легко определяемый приборами. Причина крылась внутри. Если вы когда-нибудь бывали в машинном отделении небольшого кораблика для промышленного лова рыбы, вы могли лицезреть дизель, его размеры и пр. Впечатляет, особенно в первый раз. Этот самый дизель крепится обычно основательно и по миллиметрам дотошно. Влево-вправо отклонение означает крен. Отклонение имело место быть. В основе крепления анкерных винтов движка лежит специальная синтетическая ох…нно прочная смола, слегка, впрочем, эластичная, дабы гасить вибрацию. Сохнет она не день и не два, а отколупывается и того дольше. Практически не отколупывается. Места в отсеке мало, лом не применишь, пневмоинструментом и матом бригада колбасила чудо химпрома в три смены. В итоге отодрали, зачистили, поставили агрегат на место как положено, но время ушло, а тем временем близилась осень, пора отправки судна на достроечные работы в город Хабаровск.

По большой воде иногда суда отправлялись своим ходом с механиками и бригадой судовых столяров в шикарную командировку в сторону моря. Но это иногда. Обычно судно ставится на понтоны, и буксир сопровождает его на всем протяжении маршрута. Впереди полтора месяца беззаботной работы и, что немаловажно, холостяцкой жизни. В путь ребята собирались основательно: о спиртном вопрос не поднимался — по умолчанию упаковывались до талого, а пищей и прочим обеспечивал завод и грустные жены. Итак, осень, река, корабль. По причинам, нам неизвестным, удобный момент для сплава был упущен. Похолодало, потянуло первую шугу, короче, легкий ледок не смутил руководство, и последовало «добро» на отплытие.

«Капитан Гастелло» к тому времени был упакован магнитофоном, гитарой в кают-компании, прочими приятными предметами быта и спасплотами с запасом спирта, шоколада и сигнальных ракет на трое суток на десять человек. Плотов таких два как минимум, так что голод экипажу не грозил. Так вот, легкий ледок принял уже очертания небольших льдин, и температура за бортом навевала предчувствие Нового года. Своим ходом под спиртик и домашний харч путешествие оказалось непродолжительным — в одном из узких мест в ледовой пробке корабль встал. Вмерз. Причем плотно. Ледокол «Ленин» по странному стечению обстоятельств на помощь не спешил. Не торопились с эвакуацией и мужички, покуда имелся стратегический запас водки, котлет и консервов. Через пару дней на берегу появились аборигены и, многозначительно хмыкнув, завели контакты. Водка шла птицей под чудные воспоминания, судовой дизель исправно поставлял тепло и свет.

На дворе наступил ноябрь. Завод пообещал прислать кадровую охрану в синих галифе с наганами образца 1917 года, но когда именно не уточнил. А водка однажды закончилась. Аборигены с интересом осматривали корабль и любовно поглаживали детали из латуни и бронзы. Самые семейные бросили все на хрен и через станцию Могоча поездом двинули восвояси. Остались самые стойкие. Были выпиты и съедены запасы спасплотов и приборный спирт, куда-то ушел вначале магнитофон «Sharp» из кают-компании и следом на его поиски отправилась гитара и другая приятная мелочевка. Местные в открытую проявляли признаки амикошонства и возили на судно девок с окрестных деревень. Самогон тоже. Самогон стоил денег. Денег как всегда не было. Зато было, что конвертировать в жидкую валюту!

Через месяц ледового плена исчезли некоторые приборы, содержащие драгметаллы, латунные части, посуда… Сами понимаете, такой процесс неизбежен и необратим. Охранники в синих галифе с зелеными лампасами не появлялись. Приближался Новый год, и самым стойким хотелось домой, тем более, что солярка закончилась, и остатки экипажа плавно переместились в ближайшую деревню. «Капитан Гастелло» был обречен. Последний бой с местными вандалами он продул вчистую – разобрали даже дизель, сняли с корнем сотни полторы-две погонных метров трубопроводов и магистралей, ходовой винт, кстати, латунный, весом в пару центнеров, без помощи крана и спецключей выдрали играючи. Смекалист и проворен наш народ в деле мародерства. Прибывшая через пару месяцев охрана застала промерзший пустой корпус с кучей говна в забитом сортире. По весне корабль все-таки в таком виде доставили до пункта назначения и, говорят, достроили и сдали в эксплуатацию. Дальнейшая судьба корабля неизвестна.

Когда-то здесь выпускали корабли. По иронии судьбы славный делами Сретенский судостроительный завод отстоял от ближайшего моря на пару тысяч километров. Вплоть до конца дивных 80-х работа промышленного карлика была бесперебойной и, к слову, качественной, поскольку имели место рабочие династии и трудовая совесть. Возвращаться домой с пустыми руками считалось неприличным, и потому в половине шестого из проходной завода вываливал пролетариат с отвисшими карманами, полными гаечек, шайбочек и всякой полезной в хозяйстве мелочи типа реечек и брусочков. Особо радивые даже упаковывали нажитое непосильным трудом в бумагу и крепко бутовали к раме велосипеда. Добродушная охрана меланхолично глотала пыль и несла службу, полируя задницами табуретки в своих кандейках. Задержать кого-то на проходной никто не решался, ибо весь поселок за время своего существования породнился на несколько раз, и можно было запросто кровно занозить дальней родне, опрометчиво схватясь за наган. По сей день многие считают глупостью покупать в магазине по надобности гаечные ключи, гвозди, шурупы и прочее. В итоге завод все-таки растащили, но уже в эпоху ельцинского бардака и сейчас это неважно.


 
 [ link ] [ Add comment ]

комментарии

  [ 26 ]


[ 1 ]

Ранетка

  / 03.02.2009 11:44

ааххх..

[ 2 ]

xerator

  / 03.02.2009 12:51

Автор молодец! Редкость сейчас такие посты в местном инете…все больше про…да ладно.

[ 3 ]

Basilio

  / 03.02.2009 15:13

Интересно каке перспективы сподвигли руководителей области (видимо и не только) на строительство судостроительного завода на территории Забайкалья?

[ 4 ]

Old

  / 03.02.2009 16:13

[ 3 ]Basilio / 03.02.2009 15:13

Интересно каке перспективы сподвигли руководителей области (видимо и не только) на строительство судостроительного завода на территории Забайкалья?
это что! у нас был завод автосборочный. на него с ЗИЛа везли грузовики, полностью рабирали,утепляли,собирали и на Север )))

[ 5 ]

Kactus

  / 03.02.2009 16:26

[ 3 ]Basilio

Плановая экономика. Смысл не в получении прибыли, а в производстве товаров, занятости населения и создания производств на всей территории страны. Кроме того Шилка всегда была судоходной рекой, так что строительство тут завода делающего небольшие рыболовецкие суда вполне оправдано. Такие предприятия ведь тянут за собой всё остальное — социальную сферу, образование и т.д. что в свою очередь сопосбствует закреплению населения на территории.

[ 6 ]

Dass44

  / 03.02.2009 16:39

3 ]Basilio / 03.02.2009 15:13
Интересно каке перспективы сподвигли руководителей области (видимо и не только) на строительство судостроительного завода на территории Забайкалья?

Когда осваивали Усть-Карские золотые прииски, кто-то решил поьавить в том месте маленькую верфь, при Советах выросшую в завод.

[ 7 ]

andrey_k

  / 03.02.2009 16:43

[ 5 ]Kactus

Если бы Москва, оставила, все таможенные сборы от Забайкальской таможни на территории края, то это бы очень способствовало «закреплению людишек на территории».

[ 8 ]

Поездатый дядя

  / 03.02.2009 16:56

Бля, почти Конецкий… Давай еще!

[ 9 ]

Old

  / 03.02.2009 17:27

[ 7 ]andrey_k / 03.02.2009 16:43
И как это ты без цитаты обошелся??!

[ 10 ]

Kactus

  / 03.02.2009 17:33

[ 7 ]andrey_k

И что бы интересно было? Сами по себе, деньги не способны закрепить людей или произвести какие-либо позитивные сдвиги. Деньги должны вкладываться в развитие экономики, инфраструктуры и проч. А для этого нужна внятная программа развития. При таком раскладе не важно поступление это от таможни, или прямые транши из федерального центра.

[ 11 ]

ззлобный

  / 03.02.2009 19:07

10 ]Kactus / 03.02.2009 17:33
[ 7 ]andrey_k

И что бы интересно было? Сами по себе, деньги не способны закрепить людей или произвести какие-либо позитивные сдвиги. Деньги должны вкладываться в развитие экономики, инфраструктуры и проч. А для этого нужна внятная программа развития. При таком раскладе не важно поступление это от таможни, или прямые транши из федерального центра.

+1

Только программы такой нет. Есть программа как продать подороже необработанное сырьё, что б не делать нихера и при этом получить сверхприбыль. Глобальный кризис уже доказал и так последнему идиоту понятную бессмысленость такого «развития». Сделают ли выводы? Вряд ли.

[ 12 ]

andrey_k

  / 03.02.2009 23:27

[ 9 ]Old

Обошлось без цитаты, но вот мысль латынинская, так что, опять ничего своего :-)

[ 10 ]Kactus

Все правильно. При нашем чиновничестве, нашей коррупции, деньги бы работали не так эффективно как это было бы, если бы была более эффективная система власти. Нет, эта власть, конечно эффективна, но не в вопросах модернизации, системных проектов. Что касается власти не местной, московской, так складывается впечатление, что они задушить хотят Дальний Восток и Сибирь. Просто, не дают тут по-человечески жить людям, не чиновникам.
Неужели вся проблема в том, что нет «внятной программы». Ну, есть у них какая-то программа «Развития Сибири и Дальнего Востока», а что на деле? Пошлины, другие ограничения, какой-то дурацкий закон о металлоломе во Владивостоке. А впереди безработица, и рост цен на все. Конечно, и до Урала, тяжело людям, но отношение к регионам за Уралом… Я не вижу заинтересованности в этих «территориях». Да конечно их можно держать с помощью военных, но развивать их должным образом сил не хватает, делать условия для нормальной жизни людей здесь, не хотят. Не хотят даже дать людям самим зарабатывать… Ну что тут сказать?

[ 13 ]

Kactus

  / 04.02.2009 15:06

[ 12 ]andrey_k

но вот мысль латынинская

Ну это вы сгоряча сказали :) Мысль эта бродит в местных умах ровно с того момента как открыли гарницу с КНР, и оттуда поплыл поток грузов.

Неужели вся проблема в том, что нет «внятной программы».

Да проблема именно в этом.

Я не вижу заинтересованности в этих «территориях»

Если бы заинтересованности не было совсем, то Лугоканское месторождение меди досталось бы китайцам, они очень его хотели, но права на разработку получил Норникель. Строительство железной дороги туда началось. ГОКи проектируют. Т.е. на юго-востоке края создают большую промышленную базу. Поэтому говорить, что совсем никому ничего не надо, неверно. Другое дело, что корявости много и системности в подходах не хватает. И коррупция дикая. И людей способных мыслить креативно мало.

[ 14 ]

andrey_k

  / 04.02.2009 15:37

[ 13 ]Kactus

Скажем так, заинтересованы в территории как источнике ресурсов, но не в должном ее развитии, таком чтобы людям здесь жилось лучше. Т.е. опять же своего рода «колониальная» политика.
Скажу больше, для бурят эта земля — родина, для залетных «охранителей» — территория.

[ 15 ]

ззлобный

  / 04.02.2009 16:04

А что, «Норникель» не иностранная компания? Какая разница — китайцам или им?

[ 16 ]

Kactus

  / 04.02.2009 16:24

[ 14 ]andrey_k

я не бурят и не «охранитель», но эта земля моя родина, как мне быть?

но не в должном ее развитии, таком чтобы людям здесь жилось лучше

Что ты подразумеваешь под должным развитием?

[ 15 ]ззлобный

А что, «Норникель» не иностранная компания?

Нет.

[ 17 ]

andrey_k

  / 04.02.2009 16:35

[ 16 ]Kactus

я не бурят и не «охранитель», но эта земля моя родина, как мне быть?

Есть и такие, это не меняет сути. А,что делать, это вам решать. Вообще,в каком смысле «что делать»? :-)

Что ты подразумеваешь под должным развитием?

Это комплексное субъективное представление.
Для начала, хотя бы достроить дорогу Москва — Хабаровск… Стыдоба…

[ 18 ]

Kactus

  / 04.02.2009 16:46

[ 17 ]andrey_k

Какой сути это не меняет? В чем эта суть?

Вообще,в каком смысле «что делать»

Это риторический вопрос )

Для начала, хотя бы достроить дорогу Москва — Хабаровск…

Дорога называется Чита — Хабаровск. И её строят, не так быстро как хотелось бы, но строят. В прошлом году приличный кусок заасфальтировали. Я ездил мне понравилось.

[ 19 ]

andrey_k

  / 04.02.2009 16:54

[ 18 ]Kactus

В чем эта суть?

В отношении к «территории» и к людям на ней проживающим.

И её строят, не так быстро как хотелось бы, но строят. В прошлом году приличный кусок заасфальтировали.

Примерно так же и по всем другим вопросам.

[ 20 ]

Kactus

  / 04.02.2009 17:05

[ 19 ]andrey_k

В отношении к «территории» и к людям на ней проживающим.

Разговор становится беспредметным )

Примерно так же и по всем другим вопросам.

Я понимаю, что хочется чтоб эта дорога выстроилась по щелчку пальцев, но так не бывает. Реальность она вот такая, ни черная, ни белая, а такая какая есть.

[ 21 ]

andrey_k

  / 04.02.2009 17:19

[ 20 ]Kactus

Разговор становится беспредметным )

Примеры … [ >>> ] — отношение к людям;
отношение к бизнесу — [ >>> ]

Я понимаю, что хочется чтоб эта дорога выстроилась по щелчку пальцев, но так не бывает.

Только не нужно утрировать… Полемические приемы, это конечно здорово.

[ 22 ]

Kactus

  / 04.02.2009 17:36

[ 21 ]andrey_k

По первой ссылке вообще ничего не понял. Какокй-то армейский бардак. Но судя по всему и «партизаны» не отставали, бухали там как надо.

По второй, это решение муниципильного совета. Т.е. органа местного самоуправления. Какое тут отношение к территории со стороны Москвы или кого-то еще? Это решение принято депутатами, выбранными на уровне района. Т.е. это те люди которые живут там.

[ 23 ]

andrey_k

  / 04.02.2009 17:42

[ 22 ]Kactus

По первой ссылке:

«Сын вернулся сегодня, пробыл в партизанах 6дней. Это что-то ужасное: вывезли в поле, первые 2дня забыли снабдить едой, а потом 4дня кормили гречкой. Воды питьевой не было, они брали с какой-то речушки, врезультате половинка траванулась. Результат учений для моего сына. Украли всю одежду, хотя они сдавали на склад, но и конечно подпорченое здоровье: ангина,гастрит.
»

По второй. Конечно же я понял кто это принял кто это принял. Как факт…

[ 24 ]

ззлобный

  / 05.02.2009 13:40

16 ]Kactus / 04.02.2009 16:24
[ 14 ]andrey_k

я не бурят и не «охранитель», но эта земля моя родина, как мне быть?

но не в должном ее развитии, таком чтобы людям здесь жилось лучше

Что ты подразумеваешь под должным развитием?

[ 15 ]ззлобный

А что, «Норникель» не иностранная компания?

Нет.

Не так выразился. Конечно же Норникель российское предприятие с большими активами зарубежом. Но мысль была не в этом. Дело в том, что исходя из информации источника близкого к руководству Норникеля последний только на словах собирается разрабатывать приобретенные в ЗК месторождения, а приобрело их для перепродажи. Косвенным доказательством тому является работа в Чите и области предприятия входящего в холдинг Норникеля «Чита АЛС — лаборатория». Под этим сугубо российским названием кроется австралийская фирма, которая занимается только сертификацией месторождений, а не подготовкой их к разработке. Так что восторги Ваши, уважаемый Кактус, по этому поводу беспочвенны.

[ 25 ]

Kactus

  / 05.02.2009 14:54

[ 23 ]andrey_k

По первой ссылке

Я прочитал эту ссылку. Кроме криков обеспокоенной мамаши по поводу того что чадо 4! дня кормили гречкой и он пил воду из неизвестной речушки. Никакой информации не подчерпнул. Рассказы эмоциональных женщин хорошим источником информации не считаю и впечатления они на меня не производят.

Как факт…

Как факт не имеющий отношения к разговору. К чему было его приводить если ты сразу всё понял? )

[ 24 ]ззлобный

Так что восторги Ваши, уважаемый Кактус, по этому поводу беспочвенны.

Где это Вы, уважаемый ззлобный, увидели восторги? Я стараюсь избегать таких крайностей ) У меня несколько иная информация относительно Норникеля и в частности проектов связанных с энергетическими снабжением ГОКов. Кроме того дорогу то все таки строят. Одним словом поживём увидим )

[ 26 ]

Ficus

  / 06.02.2009 22:02

злобный!
исходя из информации источника близкого к руководству Норникеля
Так что восторги Ваши, уважаемый Кактус, по этому поводу беспочвенны

Как-то у тебя быстро информация из непонятного источника возвелась в ранг истины и стала основой для дальнейших размышлений.

Я не думаю, что государство готово вложить свои огромные миллиарды в строительство 285 километров железнодорожной ветки, а потом грустно наблюдать, как её никто не достраивает до 420-го километра и не собирается загружать. Складывается впечатление, что начало стройки демонстрирует намерение государства юго-восток края таки осваивать. Заставлять у нас умеют.

Дорогу строят мега-темпами. Только что приехал оттуда — в лёгком шоке.