Kactus |
<< · 02.03.2006 · >> | home | about | archive | keywords |
Индия посреди зимы/ 10:00| keywords: впечатления, путешествие автор: Ирина Задайте себе вопрос: «Что я знаю об Индии?» Кто-то напоет мелодию «Джими-джими, ача-ача», кто-то вспомнит легендарного Раджа Капура, а также стандартный набор: чай, слон, Индира или Раджив Ганди, точечка на переносице (непонятно зачем), яркие сари, сладкие голоса…и, пожалуй, всё. Хотите знать больше? Мой рассказ о нетривиальной поездке на полуостров Индостан для вас. Аэропорт «Шереметьево-2» С первого взгляда на многоэтажную махину аэропорта возникает чувство гордости, и до самой секунды взлета в голове кружится фраза из песни: «надежная как весь гражданский флот». Пройдя мимо бесчисленных ультрамодных роскошных бутиков DUTI FREE, попадаем к месту окончательного досмотра с пристрастием, где и встречаемся первый раз лицом к лицу с выходцами из Индии. Их много. Темно-коричневые лица, разноцветные тюрбаны и забавные старикхоттабычевы бороды сикхов, мамаши с грудничками (одеты по моде) и женщины по старше (в национальных костюмах). И те, и другие увешаны ярко-желтым, оттого почти неестественным, золотом. Но больший интерес (как наш, так и самих индийцев) вызвали товарищи кришнаиты. Их делегация (человек 20 мужчин и около 20 женщин) представляла собой сборную солянку из европейских стран. Уже одно это вызывало недоумение и смущенные улыбки у истинных поклонников бога Кришны. Ребята явно наслаждались своей одиозностью еще бы, в 30-градусный мороз носить лысину, 2 простыни на голом теле и тапочки на ногах уже подвиг. Чтобы скоротать время до вылета, они принялись самозабвенно исполнять нетленный хит «Харе Кришна», аккомпанируя себе хармоникой, барабаном и колокольцами. Песня лилась чисто и искренне, но с каждым куплетом тональность усиливалась. Через минут 40-50 ансамбль достиг той высоты, когда ноги пустились в пляс. И вот уже в помещении терминала выступает самодеятельный танцевальный коллектив в хороводе закружились все желающие. К моменту посадки страсти поутихли, а пассажиры в полголоса обсуждали, будет ли продолжение концерта на борту Ила-96? Полет Юноши в простынях, заняв свои места, в миг успокоились. Но вот чинные и серьезные (ранее) индийцы проявили верх невыдержанности. Самолет натужно набирает высоту, летит под острым углом, а им позарез надо ходить по салону туда-сюда. Уговоры стюардесс эффекта на возымели. Стоило же нам закрепиться на высоте 10 тысяч км начался настоящий восточный базар. Такое активное передвижение по самолету, такие жаркие споры между мужчинами в импровизированных клубах по интересам, такая шаловливая ребетня, ползающая по полу взад-вперед невозможно представить, что ты всё-таки совершаешь интернациональный перелет, а не трясешься в общем вагоне местного поезда. Но как показали дальнейшие события, в этом и есть вся соль индийской жизни. Не ходите, девки, в Индию гулять! Первое утро в Дели (Нью-Дели то же самое, тут кому как нравится) оставило и самые неизгладимые впечатления. По простоте душевной и в силу незнания элементарных фактов из жизни этого народа я попала в достаточно щекотливое положение. На мне была длинная белая юбка, маечка и накидка, так как по утрам в Дели прохладно (в рассветные часы 10 градусов, а днем 30-35). И даже такая форма одежды вызывала у прохожих тысячи мужчин неоднозначную реакцию. 5-летний пацаненок и тот считал своим долгом пристально меня разглядеть. Прорывалась через многотысячный поток мужчин я минут 5 больше не смогла. При этом ходьбу затрудняла жуткая грязь на дороге, где, кроме того, отсутствуют тротуары, так что приходится время от времени уворачиваться от снующих вело и мотогонщиков. С громко бьющимся сердцем я вскарабкалась в кибитку моторикши и назвала пункт назначения. Одним словом, охоту бродить по улочкам-закоулочкам пешком отбило навсегда и все последующие дни я пользовалась только машинами или в крайнем случае велорикшами. Гулять по индийским городам тем более в одиночестве, тем более девушке, действительно небезопасно. От бедняков и назойливых до наглости попрошаек и торговцев мелочью нельзя отбиться даже в центре Дели на главном перекрестке, где до президентского дворца и парламента рукой подать. Риск быть обворованным, украденным и чего-нибудь похуже, подстерегает тех, кто, начитавшись отзывов и путеводителей, отправится в старинный район города, так называемый старый Дели, где тем не менее расположены самые известные базары. К количеству нищих и влачащих самое скудное существование привыкаешь с трудом слишком большой это процент 65. Беднота соседствует и кажется даже гармонично сосуществует с грязью, пылью, неисчерпаемым мусором, коровами, меланхолично пережевывающими всё, что попадается на пути. Самое печальное, что такой «порядок» поддерживают все вплоть до представителей самых высоких слоев общества. Каждый может выбросить всё, что угодно из окна машины, или окна дома. И я готова выплатить премию тому, кто мне покажет хоть одну урну на тротуарах или у входа в общественное здание. Наконец, еще один бич Индии отсутствие воды в необходимом количестве. Их жизнь проходит под лозунгом: «Вода это богатство. Берегите ее!!». Нет в черте города крупных рек, озер, прудов или водохранилищ. Для питья и даже чистки зубов (не говоря уж о кухонно-бытовых процессах) давно используется бутылированная (хорошего, кстати, качества) вода. Ту, что бежит из крана, тщательно экономят сады и цветники это скопление горшков, поливают только их. В ванной стоит большое ведро с ковшиком набираешь и поливаешься, про душ можно забыть. Совсем туго со стиркой. Одна из ярких картинок: берег бывшей реки, от которой остался зловонный ручеек, где и стирают белье, а потом сушат, растягивая на склонах, вроде как мы делаем это с коврами. Вот такая прачечная. Наиболее неприятное и повсеместное явление туалет «Где приспичило». Первый раз это вызывает отвращение, потом горестно отводишь глаза. А объясняется всё банально: вход в существующие общественные туалеты 2 рупии (1,3 руб.). Этих денег нет у людей, как нет и своего нормального жилья с удобствами. А может и не так просто привыкли и запросто относятся к этим естественным процессам и мужчины, и дети и даже женщины. Кстати о женщинах В то самое утро я для эксперимента потрудилась сосчитать попадавшихся на глаза женщин их было в среднем 5 на 25 мужчин!!! И это уже серьезная беда индийского общества, ибо такие показатели достигаются намеренно, искусственно. Типичная ситуация. Как только становится известным пол ребенка девочка муж решает ее судьбу. Если глава семьи обладает достаточной самостоятельностью, не зависит от своих родителей с их традициями, он позволяет жене ребенка оставить. Если же девочка этой отдельно взятой ячейке общества не нужна жена делает аборт. Как ни странно, подавляющее большинство родителей (мужей) девочек не хотят потому стандартная индийская семья воспитывает 2-3 сына. Весь ужас состоит в том, что муж обязан бросить жену, которая в результате операции стала бесплодна, так как смысл его жизни оставить потомство. Вообще в вопросах брака и развода индийцы живут по вполне привычным нормам. Пожениться могут даже на завтра после знакомства, однако церемония совершается непременно в храме индуистском или в мечети в зависимости от традиций семьи. Развестись также могут, когда пожелают, но вот жене муж не обязан отдавать половину имущества. Хотя каждое дело индивидуально разбирается в суде, общим местом является возвращение женщины в отчий дом. Судьба ее после развода незавидна обрести новое счастье достаточно проблематично. Но вот освободившийся муж обязан в короткий срок обзавестись женой, особенно если детей по суду передали ему на воспитание. Работают только те индианки, которые этого хотят раз, и главное которые принадлежат к одному из ведущих социальных классов два. Всего таких классов четыре низший (доход в месяц: 10 тыс. рупий или 6400 рублей), средний (25 тыс. рупий или 16 тыс. рублей), выше среднего и высший (100 тыс. рупий и выше или 64 тыс. рублей). О 5-м классе было сказано выше. Но не надо их путать с известными нам по школе кастами, которых тоже четыре. Брахманы (учителя, ученые), кшатрии (воины, правители, знать), вайшья (земледельцы, торговцы, скотоводы), шудры (ремесленники, слуги). Есть опять-таки и пятая каста далиты или неприкасаемые, отверженные. Внутри каст также можно выделить бедных и богатых. Но вообще сегодня индийцы всё чаще говорят о размывании кастовых перегородок, которые еще недавно были незыблемыми. Потому сейчас нормой стали смешанные браки даже выходцы из низшей касты могут оказаться в объятиях властвующей. Так что можно назвать это своего рода карьерным ростом посредством брака. Короче современный индиец ценится, по большому счету, в силу толщины кошелька. Но возвращаясь к женской доле, добавлю, что измена почти полностью прерогатива мужчин, им полагается лишь тщательно это скрывать. А вот женщина вправе обратить внимание на «другого», если только принадлежит к высшим слоям. Всем остальным такие забавы не положены. В Индии во всем бешенные перепады девушки и женщины с улицы не идут ни какое сравнение с теми небожительницами, которых показывают по ТВ. Хотя общей чертой и тех, и других, по признанию моего знакомого индийца, является полное пренебрежение к спорту и фитнесу как таковому. Индианки не только не знают, что такое диета, но и не посещают никакие залы. Неудивительно, что их пышные формы даже в России стали притчей во языцех. Смешно наблюдать, как со скрипом продвигаются спорттовары, какая забавная реклама здорового образа жизни идет, и всё это пока не пользуется спросом. Вот и получается, что интерес, проявленный к моей персоне мужчинами на улице, объясняется чрезвычайно просто: богатые дамы не появляются на дороге без машины, бедные и средние не выходят за пределы дома только потому, что знают свое место. Да и в одежде у нас бооольшие расхождения. Встречают по одежке Даже самые обеспеченные дамы предпочитают национальный колорит европейской моде. Самая популярная женская одежда пенджаби (панджаби) штанишки, просторная или приталенная туника с разрезами по бокам и непременный шарфик, даже для видимости, но должен быть на шее. На втором месте сари, 6-метровый отрез ткани, который носится без единой булавки или шва. И надо отдать должное местным дизайнерам такому разнообразию цветов, узоров, фактур и фасонов этого незатейливого наряда остается только дивиться. Но какой бы красоты ни было на индианке платье, это будет всего лишь платье. А вот законченность наряду придают многочисленные украшения, которыми женщины буквально увешаны с головы до пят. На ушах массивные сплошные серьги, закрепляемые и на верхней точке уха, и на мочке. Шея в многослойных бусах, кольца -на каждом пальце и рук, и ног. А на запястьях десятки браслетов, порой до локтя. Также своеобразным и нереальным для нас украшением является мехенди затейливый рисунок коричневой краской, выполняемый на ладонях. Растительные узоры могут или слегка, или сплошь покрывать руки женщины. Такую татуировку предлагают сделать даже на улице. И всё же главный постулат тело должно быть максимально прикрыто. В полуденную жару индийцы не спешат разоблачаться. Самое большее, что сделает мужчина закатает рукава рубашки. Мужской гардероб прост и незатейлив: рубашка с длинным рукавом, брюки. По утрам носят трикотажные или шерстяные безрукавки, теплые шарфы. Лишь продвинутая молодежь щеголяет в футболках, батниках и джинсах. Мужской вопрос Их миллионы. Они кучкуются везде. Идут пешком, едут на машинах, крутят педали великов, и повозок. Они все сплошь жалкое зрелище, что не мешает им чувствовать свое основательное положение в обществе. Конституционно Бог обделили их почти всем рост не выше 160 см, плечи как у подростков, ни талии, ни бедер. Мелкие черты лица этакие мальчики 11 класса с седыми волосами. Очень немногие имеют склонность к полноте, все поджарые. В целом ведут себя чересчур независимо, уверенно, а между собой дружелюбно. Где бы ни столкнулись на улице, в очереди, в пробке на дороге обязательно завяжется разговор как между старинными друзьями. По большому счету трудолюбивые, но часто просто без дела тусуются, играют в карты и т.д. Очень много сикхов почти каждый пятый. Последователей этого религиозного течения отличает прежде всего тюрбан всех цветов радуги, причем какой одеть, мужчина выбирает сам из многообразия имеющихся в гардеробе, никогда не сбриваемая борода, усы. Такого порядка обязаны придерживаться все мальчики, родившиеся в семье сикха. Лично у меня сложилось четкое мнение, что внешность и комплекция индийца и индианки целиком зависит от его социального статуса, касты и дохода. Слишком разительны отличия между бедными и зажиточными, горожанами. Последние практически все симпатичные, со светлой кожей, высокие и статные. И всё же их не так много. Отталкивающее притяжение Первый вопрос, который задали встречавшие нас в аэропорту индийцы, «Как у вас в России с коррупцией?». Коррупция, по признанию всех, с кем мне довелось пообщаться, главная проблема, основной тормоз в проведении положительных по сути реформ. Это тот камень преткновения, от которого страдают все, и в первую очередь миллионы бедных людей, вынужденных выживать в нечеловеческих условиях. А это не может не сказываться и на всех остальных сферах жизни индийского общества. Коррупция везде и повсюду, начиная с гаишника, заканчивая всевозможными министрами. Индийцы горько шутят, что стоит заплатить полицейскому-постовому, и можно вытворять на дорогах, что тебе вздумается. Как и в Китае, в Индии нет правил дорожного движения, что к тому же усугубляется правосторонним движением. Вот и получается, что, несмотря на имеющиеся неплохие показатели и очевидное развитие, до общепринятых цивилизованных образцов Индии еще очень и очень далеко. Кажется, даже этого приближения и не случится в обозримом будущем. И как не распространять такую печальную характеристику на всю страну, если в столице порядка нет? И всё же… Индия манит как магнит, ее притяжение невозможно объяснить с позиций здравого смысла. Вся моя заметка была посвящена описанию ужасов и кошмаров, которые поджидают туриста на каждом шагу. Но главное в этой стране люди. Нигде я не встречала такой искренней, сияющей доброты, такого самозабвенного альтруизма (уж простите за тавтологию), такой отзывчивости и желания помочь всем, что есть. Индийцы необычайно набожны. Но для них религия не бездумное посещение храма (хотя, что греха таить, есть и такие, кто не понимает суть ритуалов), но философия, особый образ мышления, направленный на вдумчивое осмысление своего места в жизни, своего предназначения. И каждый индиец старается прожить свой век максимально беззлобно, не распыляясь на мелочи и повседневные проблемы, но при всём этом, также неискоренима их вера в высшую силу, судьбу и покорность воле Бога. Так стоит ли себе отказывать в таком удовольствии?
|
Март
настройка:показывать аватаров √ ширина колонки: << туда | х | сюда >> [ page generation time - 0.011 ]
[ 12790628/441/243/4/0]
|