Kactus

Login:  Pass:  
  << · 02.03.2004 · >> | home | about | archive | keywords

«Дорога жизни» или бездонная яма?

   / 11:08  
|  keywords: впечатления, путешествие, местное

В XXI веке отсутствие автомобильной дороги, которая связывала бы запад страны с востоком – нонсенс. Сегодня попасть во Владивосток из Москвы можно либо по железной дороге (благо ее построили еще сто лет назад), либо по морю (классическим тут выглядит Северный морской путь), либо по воздуху (воздушное сообщение в условиях бесконечного старения парка воздушных судов кажется всё более и более эфемерным). Тем более значимой выглядит глобальная стройка, которая вот уже почти сорок лет ведется на северо-востоке области – трасса «Чита-Хабаровск».

Решение о строительстве дороги, которая должна была ликвидировать две с лишним тысячи километров тайги, зимников и бездорожья было принято в 1966 году. Еще через 12 лет дорогу начали строить. В 1995 году решили ускориться – Правительство издало постановление об ускорении строительства. В 2000 году новоявленный Президент Путин приказал сдать асфальтированную трассу к концу 2008 года и обеспечить сквозной проезд к концу 2003 года.

Сквозной проезд открыли только неделю назад – всем об этом уже известно. НТВ и ОРТ привезли из Хабаровска видеоряд, набитый картинками идеально ровных участков новой трассы, изображения современных мостов и бравурные речи высокопоставленных чиновников. Всё бы хорошо, только московские журналисты вместе с Президентом заехали не с той стороны – прокатились бы они по «современной трассе» от Читы до какой-нибудь Сбеги или Могочи, впечатление оказалось бы совсем иным.

На прошлой неделе мы вернулись из командировки – доехали на «УАЗике»-таблетке до Могочи и обратно. Спору нет – сквозной проезд, то есть какая-никакая возможность добраться от Хабаровска до Читы, здесь была еще в прошлом году, причем гоняли тут не вездеходы, а японские иномарки. Вопрос в том, насколько схожи понятия «сквозной проезд» и «дорога».

Первый же «допрашиваемый» водитель, пойманный нами на трассе, услышав, что через два дня Путин будет в Хабаровске резать ленточку, символизирующую открытие трассы, рассмеялся: «Дороги здесь нет – одни направления». В принципе, он прав, — идеально ровные, ограниченные новенькими бордюрами участки сменяются промежутками, заваленными огромными глыбами породы, оставшейся после многочисленных взрывов. Кроме того, надо понимать, что на всем протяжении дороги от Читы до Хабаровска активно используется сеть местных дорог – то есть дороги областного значения, ремонт или тем более строительство которых федеральный бюджет финансировать не собирается.

Финансирование основных работ, по словам главного дорожника области Николая Млачнева, в 2002 году шло по графику, в 2003 году – с небольшим отставанием от оного. Если верить московским журналистам, то на «стройку века» уходила «четверть ежегодного дорожного бюджета страны» [ >>> ]. По словам знающих людей, в 90-х (да и не только в 90-х) можно было легко встретить на всем протяжении стройки бульдозеры, мирно катающиеся взад-вперед по развороченной тайге без ясной цели. Бульдозеры и их железные братья закапывали в землю миллиарды неденоминированных рублей, а их невидимые хозяева становились недеревянными миллионерами.

Сегодня ситуацию, как я понимаю, удалось хоть как-то стабилизировать (хотя воруют, наверняка, миллионами долларов до сих пор). В Читинской области на строительстве дороги работает около 20 подрядчиков – начиная от крупной иркутской конторы ЗАО «Труд», заканчивая какими-то полувоенными формированиями вроде ФГУП «Читаспецдорстрой». Работники последнего, по их собственным словам, зарплату не получают с августа, а моются снегом – вот тебе и «стройка века». Деньги, скорее всего, перечисляются на счета подрядчиков достаточно регулярно, не доходя после этого до простых рабочих.

Кому это надо?

Перегонщики – одна из немногих категорий людей, для которых строительство дороги не пустой звук. Перегнать машину «сеткой» из Владивостока, если я не ошибаюсь, сегодня стоит около 15 тысяч рублей за месяц, своим ходом – от 3,5 до 7 тысяч за два-три дня. И качество дорожного полотна сказывается не только на состоянии нервной системы, но и на будущей стоимости машины.

Власти области кроме всего прочего надеются на строительство моста через Амур в районе Покровки (это Могочинский район) с подъездом к федеральной автодороге. Таким образом надеются создать едва ли не новый «торговый путь» между Россией и Китаем.

Что дает строительство местным жителям? В Читинской области дорога пройдет по территории нескольких районов – Чернышевский, Тунгиро-Олекминский и Могочинский. Для двух последних автотрасса вроде как должна стать «дорогой жизни» — всё-таки раньше автомобильного сообщения с Читой не было. Только не всё то золото, что блестит. Главы поселков, расположенных в непосредственной близости от глобальной стройки, отвечая на вопрос о важности «Амура», выделяли только одну важную проблему – лишь бы к деревне от дороги были построены подъезды. Это да – проблема важная, а что самое главное – вполне решаемая (стройка «приростков» заложена в общей смете строительства). О развитии дорожной инфраструктуры, о возможности организации стабильного заработка не сказал не один поселковый «старшина», не говоря о местных жителях. И я уверен – строить магазины, кафе и позные будут не местные жители, а приезжие «лица кавказской национальности». А потом, по прошествии двух-трех лет, когда кавказцы встанут на ноги, местные алкоголики будут материть «чурок» за то, что те напились русской крови и живут припеваючи. Так во всей области, так будет и здесь.


 
 [ link ] posted by: Ficus [ Add comment ]

комментарии

  [ 24 ]


[ 1 ]

Дмитрий Ржевский

  / 02.03.2004 11:28

Во-первых,есть такое военное понятие рокада — дорога статегического назначения для военных целей. Во-вторых, транспортные магистрали действительно обрастают инфраструкторой — это экономика. Что касается внутренней кавказкой экспансии, это вопрос скольский, но и он решится скоро. Это не вопрос времени, а вопрос развития экономики.

[ 2 ]

Дмитрий Ржевский

  / 02.03.2004 11:47

Во-первых, есть такое понятие рокада— дорога стратегического назначения для военных целей. Во-вторых, транспортная магистраль большой протяженности быстро обрастает экономической инфраструктурой. Что касается кавказкой экономической экспансии — она скоро прекратится, на то есть экономическая необходимость. Хотя гораздо опаснее китайская стратегия в силу ее глобальности и задач, поставленных на века.

[ 3 ]

COPYCAT

  / 02.03.2004 11:56

епт… давайте лучче поговорим про убийство авиадиспетчера… вот блин, действительно интересная темка.

[ 4 ]

Zлюська

  / 02.03.2004 13:20

Е-мое, вот оно как все на самом деле… Слушай, ты меня удивляешь. Ты ж оптимист у нас вроде?

[ 5 ]

Читатель

  / 02.03.2004 16:29

2Zлюська

Известно ведь, что пессемист — это хорошо информированный оптимист, а автор видимо информацию в больших количествах получает, вот и меняются оценки различный событий.

[ 6 ]

com

  / 02.03.2004 17:20

начал про дорогу, а скатился опять к национальному вопросу… неужто так сильно свербит???

[ 7 ]

Ficus

  / 02.03.2004 17:23

com!
Если одно на другое завязано, то не вижу ничего страшного, чтобы объеденить две темы. А насчет «свербит» — мягко сказано. Собственно говоря, мне пофиг до самих кавказцев — работают: да и пусть себе работают (если делают всё честно — это уже другой вопрос). Такое впечатление, что русские никогда в жизни не проснутся, так и будут всю жизнь канючить.

[ 8 ]

com

  / 02.03.2004 18:55

слишком часто это объединение, притянутое за уши, напоминает «… а карфаген должен быть разрушен!»

[ 9 ]

Ficus

  / 03.03.2004 09:21

com!
С какого перепугу оно притянуто за уши?

[ 10 ]

Су-27

  / 03.03.2004 10:47

Написал Ficus:И я уверен – строить магазины, кафе и позные будут не местные жители, а приезжие «лица кавказской национальности». А потом, по прошествии двух-трех лет, когда кавказцы встанут на ноги, местные алкоголики будут материть «чурок» за то, что те напились русской крови и живут припеваючи."
Верно. И это потому, что у них есть начальный капитал (нажитый отнюдь не законным способом) и масонский прицип «один за всех и…». А у местных жителей капитала нет, потому как они слишком тупые, они честные и к тому же наслушались баек об интернационализме и вслух свою национальность даже произнести боятся…
Что касается дороги… Её для китайцев строят, а не для нас.

[ 11 ]

echinus

  / 03.03.2004 11:00

Бам тоже для китайцев строили? — Чтобы их «мочить в случае чего» и 500 км от границы, чтобы они «ни того». Амур — дорога для обеспечения собственного присутствия на территории, где 0,3 чел. на кв. км. Поскольку она военная, то и кавказцев «зачистят», когда придет нормальный бизнес. Ждем'C до первой звезды.

[ 12 ]

Ficus

  / 03.03.2004 11:12

СУ-27!
Про китайцев — это вы мнение среднего читинца высказали: «Всё хорошего, что делают и строят вокруг нас — это не для нас, а для других». Почему для китайцев-то? Вы хотите, чтобы построили дорогу, а потом еще провели всероссийский мастер-класс «Как сделать дорогу полезной для нас»? Кому выгодно сделать Россию единым целым? Китайцам? Кому выгодно гнать тачку из Владивостока в Иркутск по хорошей дороге? Китайцам? Кому важно, чтобы из Давенды, Ксеньевской, Могочи, Сбеги, Покровки, Кудечи, Амазара, Семиозерного, Чадора, Германовского, Колокольного, Чичатки и т.д. и т.п. можно было доехать до Читы? Китайцам?

Про «масонский принцип». Это они виноваты, что «один за всех»? Кто вам мешает точно так же быть всем вместе?

Про то, что все местные жители «честные» — вот только не надо рассказывать байки. Были бы они честные, так самостоятельно не разволокли бы по частям спортзалы, фабрики и рудники. В той-же Новоширокой, чтобы спасти фабрику от разграбления местными жителями (большей их частью) другие местные жители (меньшей их частью) были вынуждены выставлять вооруженную охрану. Ни тем ни другим не платили деньги. Кто из них был честным? В Давенде охранять никто ничего не захотел — разворовали всё под корень. В начале 90-х руководство района отдало едва ли не в собственность местных жителей золотоносный прииск — работать не стали: разворовали и пропили. Вот он вам начальный капитал! Толку?! Теперь на этом прииске работают другие люди, а в Давенде вечером 23 февраля 100% мужского населения были пьяны в стельку.

[ 13 ]

com

  / 03.03.2004 13:41

2ficusну почему ты, говоря про дорогу, кроме самой дороги затронул только национальный вопрос? почему не прошелся по нуждам железнодорожников, которым светит уменьшение объема перевозок? почему не осветил тему налогообложения и перераспределения этих налогов от учителей и врачей к дорожникам? да мало ли околодорожных проблем? но из всех ты выбрал только одну, которая, очевидно, тебя больше всех волнует… но не самую актуальную, если рассматривать дорогу со всех точек зрения

[ 14 ]

Ficus

  / 03.03.2004 13:45

com!
Вот какой! Я тему-то затронул двумя предложениями. Если рассматривать всё, что касается дороги в одном посте, то получится тысяч 50 знаков, читать которые никто не будет.

Про железнодорожников ты загнул — те то в накладе никогда не останутся.

При чем тут перераспределение налогов от врачей к дорожникам? Это как? Почему от врачей? Почему к дорожникам? Каких налогов?

[ 15 ]

Дмитрий Ржевский

  / 03.03.2004 14:24

Дорога — это хорошо. Интернет, ведь, тоже — дорога. На ней хватает всякого и хакеров и спамеров, а кто-то хорошие деньги на этом делает. Одно слово — дорога(о)!

[ 16 ]

Су-27

  / 03.03.2004 17:12

To FicusПро китайцев я несколько в ином аспекте высказался, в своём любимом, на тему, как они по этой дороге пройдут победным маршем.
Что касается пресловутой честности-нечестности, то тут полезно ощутить в сравнении. Растащить на запчати трактор не есть хорошо. Но это не идёт в сравнение с тем, что вытворяют кавказцы. Дело не в том, что они плохие-такие-сякие, просто там религия диктует культуру — мы для них неверные, гои, быдло, которых можно и нужно надувать, грабить и убивать.
В соотв. со своей религией ведут себя и евреи (почитайте «Шульхан-Арух» — сто законов из Талмуда, очень рекомендую). И русские тоже — в полном соответствии с Христанскими заповедями отмахнулись от земной жизни и ждут рая на небе… Всё просто как Бритва Оккама :))

[ 17 ]

echinus

  / 03.03.2004 17:23

Су-27.
Их ждет «зачистка». Нормальный бизнес со славянским и забайкальским лицом, готов идти в районы. Слышны шаги КОМАНДОРА. Занавес.

[ 18 ]

Су-27

  / 03.03.2004 18:10

Ага, сказки — это я люблю, про деда, про бабу, про курочку Рябу…

[ 19 ]

echinus

  / 03.03.2004 18:27

Су-27
Рынок Читы по-немногу заполняется, на нем становится тесно. А бизнес это экспансия. Дорога — это не ниша, это — новый «Клондайк». Заправки, кемпинги, связь. Скоро появятся отводы от трассы к населенным пунктам. И еще, с точно до 500 у.е. могу предсказать содержимое твоего кошелька. Пессимисты не бывают богатыми.

[ 20 ]

Су-27

  / 03.03.2004 20:14

А оптимисты быстро разоряются… :)

[ 21 ]

DJ Sample

  / 03.03.2004 23:44

Нормальный бизнес со славянским и забайкальским лицом

ты забыл там вставить — пропитым и равнодушным.
В районах так именно и есть, вроде.

[ 22 ]

echinus

  / 04.03.2004 08:27

DJ Sample.
А причем тут местные? Придут серьезные бизнесмены из Читы. С деньгами и поставленным на широкую ногу и отлаженным бизнесом. И тогда — конец лавкам колониальных товаров выходцев с Кавказа.

[ 23 ]

Свирепый

  / 05.03.2004 15:32

А все вот почему: [ >>> ]

[ 24 ]

DJ Sample

  / 05.03.2004 20:17

И качество дорожного полотна сказывается не только на состоянии нервной системы, но и на будущей стоимости машины.

Кстати да, не согласен с этим в том плане, что — пара друзей занимаются именно этим делом — перегонкой тачек по России, так они говорят, что если гнать тачку как можно быстрей, как некторые и делают, сэкономить на времени хотят, то конечно ты уже до Читы приедешь на рухляди, бесспорно. :)
А потом говорят — что дорога блин плохая и т.д. и т.п.

Согласен с echinus, потихоньку дело будет продвигаться, и дорога будет достраиваться, и цивилизацией обрастать, потому как это надо многим, в частности — дяденькам с толстыми кошельками для ещё большего утолщения тех самых кошельков. :-))