Kactus

Login:  Pass:  
  << · 02.03.2004 · >> | home | about | archive | keywords

«Дорога жизни» или бездонная яма?

   / 11:08  
|  keywords: впечатления, путешествие, местное

В XXI веке отсутствие автомобильной дороги, которая связывала бы запад страны с востоком – нонсенс. Сегодня попасть во Владивосток из Москвы можно либо по железной дороге (благо ее построили еще сто лет назад), либо по морю (классическим тут выглядит Северный морской путь), либо по воздуху (воздушное сообщение в условиях бесконечного старения парка воздушных судов кажется всё более и более эфемерным). Тем более значимой выглядит глобальная стройка, которая вот уже почти сорок лет ведется на северо-востоке области – трасса «Чита-Хабаровск».

Решение о строительстве дороги, которая должна была ликвидировать две с лишним тысячи километров тайги, зимников и бездорожья было принято в 1966 году. Еще через 12 лет дорогу начали строить. В 1995 году решили ускориться – Правительство издало постановление об ускорении строительства. В 2000 году новоявленный Президент Путин приказал сдать асфальтированную трассу к концу 2008 года и обеспечить сквозной проезд к концу 2003 года.

Сквозной проезд открыли только неделю назад – всем об этом уже известно. НТВ и ОРТ привезли из Хабаровска видеоряд, набитый картинками идеально ровных участков новой трассы, изображения современных мостов и бравурные речи высокопоставленных чиновников. Всё бы хорошо, только московские журналисты вместе с Президентом заехали не с той стороны – прокатились бы они по «современной трассе» от Читы до какой-нибудь Сбеги или Могочи, впечатление оказалось бы совсем иным.

На прошлой неделе мы вернулись из командировки – доехали на «УАЗике»-таблетке до Могочи и обратно. Спору нет – сквозной проезд, то есть какая-никакая возможность добраться от Хабаровска до Читы, здесь была еще в прошлом году, причем гоняли тут не вездеходы, а японские иномарки. Вопрос в том, насколько схожи понятия «сквозной проезд» и «дорога».

Первый же «допрашиваемый» водитель, пойманный нами на трассе, услышав, что через два дня Путин будет в Хабаровске резать ленточку, символизирующую открытие трассы, рассмеялся: «Дороги здесь нет – одни направления». В принципе, он прав, — идеально ровные, ограниченные новенькими бордюрами участки сменяются промежутками, заваленными огромными глыбами породы, оставшейся после многочисленных взрывов. Кроме того, надо понимать, что на всем протяжении дороги от Читы до Хабаровска активно используется сеть местных дорог – то есть дороги областного значения, ремонт или тем более строительство которых федеральный бюджет финансировать не собирается.

Финансирование основных работ, по словам главного дорожника области Николая Млачнева, в 2002 году шло по графику, в 2003 году – с небольшим отставанием от оного. Если верить московским журналистам, то на «стройку века» уходила «четверть ежегодного дорожного бюджета страны» [ >>> ]. По словам знающих людей, в 90-х (да и не только в 90-х) можно было легко встретить на всем протяжении стройки бульдозеры, мирно катающиеся взад-вперед по развороченной тайге без ясной цели. Бульдозеры и их железные братья закапывали в землю миллиарды неденоминированных рублей, а их невидимые хозяева становились недеревянными миллионерами.

Сегодня ситуацию, как я понимаю, удалось хоть как-то стабилизировать (хотя воруют, наверняка, миллионами долларов до сих пор). В Читинской области на строительстве дороги работает около 20 подрядчиков – начиная от крупной иркутской конторы ЗАО «Труд», заканчивая какими-то полувоенными формированиями вроде ФГУП «Читаспецдорстрой». Работники последнего, по их собственным словам, зарплату не получают с августа, а моются снегом – вот тебе и «стройка века». Деньги, скорее всего, перечисляются на счета подрядчиков достаточно регулярно, не доходя после этого до простых рабочих.

Кому это надо?

Перегонщики – одна из немногих категорий людей, для которых строительство дороги не пустой звук. Перегнать машину «сеткой» из Владивостока, если я не ошибаюсь, сегодня стоит около 15 тысяч рублей за месяц, своим ходом – от 3,5 до 7 тысяч за два-три дня. И качество дорожного полотна сказывается не только на состоянии нервной системы, но и на будущей стоимости машины.

Власти области кроме всего прочего надеются на строительство моста через Амур в районе Покровки (это Могочинский район) с подъездом к федеральной автодороге. Таким образом надеются создать едва ли не новый «торговый путь» между Россией и Китаем.

Что дает строительство местным жителям? В Читинской области дорога пройдет по территории нескольких районов – Чернышевский, Тунгиро-Олекминский и Могочинский. Для двух последних автотрасса вроде как должна стать «дорогой жизни» — всё-таки раньше автомобильного сообщения с Читой не было. Только не всё то золото, что блестит. Главы поселков, расположенных в непосредственной близости от глобальной стройки, отвечая на вопрос о важности «Амура», выделяли только одну важную проблему – лишь бы к деревне от дороги были построены подъезды. Это да – проблема важная, а что самое главное – вполне решаемая (стройка «приростков» заложена в общей смете строительства). О развитии дорожной инфраструктуры, о возможности организации стабильного заработка не сказал не один поселковый «старшина», не говоря о местных жителях. И я уверен – строить магазины, кафе и позные будут не местные жители, а приезжие «лица кавказской национальности». А потом, по прошествии двух-трех лет, когда кавказцы встанут на ноги, местные алкоголики будут материть «чурок» за то, что те напились русской крови и живут припеваючи. Так во всей области, так будет и здесь.


 
 [ link ] posted by: Ficus [ Comments : 24 ]