Kactus

Login:  Pass:  
  << · 01.03.2006 · >> | home | about | archive | keywords

Кто мы, что мы, куда мы идем — экзистенция рекламы

   / 09:38  
|  keywords: реклама

Автор: Dennnis

Розенкранц (резко оборачиваясь). Что все это означает?!
Пауза.
Гильденстерн. Не имеет значения.
Розенкранц (голосом вопиющего в пустыне). …Что это за игра?
Гильденстерн. И какие у нее правила?

(Том Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»)

Тут все время говорят примерно одно и тоже – рекламщиков развелось, плюнуть некуда (это реакция на один из коментов моего предыдущего поста). Это, во-первых. А во-вторых, пресса, которую я потребляю, пытается что-то слишком уж активно убедить меня в том, что мир потребления кончился, мир как супермаркет закрылся, в общем, мы пришли к Fin*. Давайте будем снисходительны к нищим духом, ибо их есть царствие небесное, и просто назовем некоторые вещи своими именами.

* почему так важен язык и адекватный перевод? В английских фильмах (возьмем, к примеру, комедии, на этом примере проще объяснить) в финале горит слова the end, во французских fin. The End – означает просто конец, то есть история рассказана от начала до конца и дальше зажигается свет, люди щурясь выходят из кинотеатра. Fin переводится не только как конец, это еще и предел. То есть шуток, гэгов и тортов в лицо было уже так много что дальше просто некуда.

Приятный во всех смыслах мужчина по имени Бодрийар (француз кстати) разработал теорию обмена знаками. На основе теории Маркса, той знаменитой, Деньги – Товар — Деньги+прибыль. Бодрийар заменил все знаками и стал знаменит. Вот и Пелевин именем Бодрийара ругается* (еще он ругается его же словом Симулякр). Хотя, конечно, Пелевин это не показатель.

* почему Пелевин не любит Бодрийара и все что с ним связанно? Потому что Бодрийар нащупал нерв, язву. Любой невротик, когда врачи нащупывают причину болезни, зажимает её руками и громко кричит. Какой диагноз можно поставить человеку, который современными российскими семейными ценностями называет: нефть, футбол и борьбу с террористами.

В чем смысл этого обмена знаками: я зарабатываю деньги – я трачу деньги на большой плоскоэкранный телевизор – я показываю телевизор всем друзьям. Деньги это знак того, что я работаю, деньги это знак того, что я живу в государстве, которому требуется моя работа и мне за это платят. Я трачу деньги – я вступаю в обмен знаками* – я обмениваю эквивалент своего труда (и эквивалент нужности обществу) на предмет. Я показываю телевизор друзьям – я декларирую то, что я зарабатываю достаточно, чтобы купить новый телевизор, что государству очень нужны мои руки/ноги/голова.

* вот бомжи не работают, они и не тратят. Они исключены из общества. Их никто не замечает. А я наоборот общаюсь с другими людьми пусть и посредством зарабатывания/траты денег.

В чем смысл рекламы в таком случае? Когда я покупаю телевизор и декларирую эту покупку – я доказываю, что я жив. Общество меня не отрицает (как бомжей), я существую, я трачу реальные деньги (знаки золота в закромах) на реальные предметы – значит я жив.

Чем больше я покупаю, тем чаще я отрицаю смерть. Я не хочу умирать. Я хочу жить вечно, вещи надежней, чем я, я такой смертный, значит нужно покупать больше. Больше доказывать свою жизнь, свой статус, пока ты обмениваешься знаками языка – тебя слушают, тебе отвечают – ты жив.

Желание быть услышанным – это желание быть человеком, чтобы все остальные люди признали тебя человеком. А человека можно полюбить. Поэтому обмен знаками (покупка современного телевизора, модного костюма, нового автомобиля) – это желание быть любимым.

Реклама это ориентир, как и что именно в современном мире является знаком бессмертия (Мототалисман). Как именно сделать так, чтобы тебя заметили, услышали (новая Toyota). Как именно быть любимым (шампунь Sunsilk).

Как сказал хозяин Diesel: «Рекламу не занимают проблемы продаж, рекламу занимают экзистенциальные проблемы – кто мы, откуда, куда идем».

Поэтому. Если раньше, чтобы стать бессмертным, нужно было написать «Комедию», как Данте, то теперь это не обязательно, потому что общество потребления – это общество мертвых поэтов.
 
 [ link ] [ Comments : 37 ]